Проект «Я-патриот» (описание)
проект по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Проект «Я-патриот»
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Александр Сергеевич Пушкин
Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся. Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.
На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Считаю важным аспектом патриотического воспитания в своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников.
Воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым»: «Ученье – свет, неученье – тьма», «Чтение – вот лучшее ученье», «Родина – мать, умей за неё постоять»; «Своя земля и в горести мила»; «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»; «Родина краше солнца, дороже золота»; «Любовь к Родине сильнее смерти»; «Односоставные предложения» (9 класс): « В каком народе живешь, того обычая и держись»; «За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»; « Иди в родной край — там и под елкою рай»
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений :«Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и др.
Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми.
Работа с учащимися на уроках показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.
На уроках русского языка и литературы с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников я использую разнообразные виды упражнений:
1. «Собери пословицу».
Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.
Задача детей – восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
2. «Найди лишнюю пословицу».
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
1. На родной стороне и камешек знаком.
2. На чужой стороне и весна не красна.
3. С родной земли - умри, не сходи!
4. Научит горюна чужая сторона.
3. «Найди пару».
Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.
Необходимо сгруппировать пословицы по смыслу.
1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
2. Руби дерево по себе.
3. Знание никому не в тягость.
4. Без корня и полынь не растет.
5. По Сеньке и шапка.
6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Правильными будут ответы: 1–3; 2– 5; 4–6.
В системе такая работа проводится в течение 3-5 минут на уроках русского языка, литературы. И в качестве промежуточного итога такой работы являются внеклассные мероприятия в различных формах: «Конкурс кроссвордов», «конкурс рисунков», «Конкурс сочинений», ребята создают презентации. Через конкретные упражнения я веду учащихся к осознанию богатства и величия Отчизны, желанию служить на благо Отечества, беречь и приумножать богатство народа, страны.
Работа по проекту была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки +поступки и поведение = нравственные и патриотические качества.
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы, так и поговорки.
Патриотическое воспитание на уроках литературы.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» . Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в произведениях о Великой Отечественной войне. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.
В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Об истинных ценностях говорит выпускникам и М.А.Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон»: родная земля под чистым небом и семья - главное в жизни человека. А в рассказе «Судьба человека» этого же автора главный герой, Андрей Соколов, потерявший во время ВОВ всю семью, берет на воспитание мальчика-сироту, возвращая в жизнь ребенка и свою собственную утраченное счастье.
Таким образом, школа помогает духовному становлению личности. Личность – это человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа и отличающийся патриотизмом и национальным самосознанием. Человек вне патриотизма – это человек вне истории. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, прививаем любовь к родной земле и родному языку, растим патриотов, беззаветно преданных России.
Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты». Работу я организую в мини-группах или по рядам. Всем группам дается одинаковое задание.
Каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерные задания для эстафеты:
1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)
2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна» , «Мой край родной», «Любимый город», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)
3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)
4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края»
5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.
Герб, Флаг и Гимн отражают ее историю и богатейшие культурные традиции, которые должны знать учащиеся. Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме.
Таким образом, воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.
И роль русского языка в этом плане невозможно переоценить.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
Руководитель проекта: Борисова Я.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - патриот своей страны"
Цель проекта: Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости...
Проект комплексного экологического описания объекта
В проекте освещаются вопросы экологического описания объектов водных. Предлагается програма изучения вод своей местности, с четким указаним предполагаемых результатов. Программа реализуется на уровне ...
Методический паспорт проекта "Маленькие патриоты"
Цель проекта · Совершенствование образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального самосознания и любви...
Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...
Проект "Я патриот!"
Проект направлен на формирование патриотиеческого самосознания у школьников среднего звена 5-9 классы. Рассчитан проект на 5 лет. 2016-2021 г....
Проект "Юный патриот"
ПроектРазвитие социальной компетентности у учащихся через деятельность школьного клуба «Юный патриот» АктуальностьАктуальн...
Проект «Я-патриот» (описание)
Проект «Я-патриот» (описание)...