Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Киселева Ольга Александровна

Рабочая программа поможет учителю подготовить выпускников к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ Греково-Степановская СОШ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Е. В. Александренко

 «____» _________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Греково-Степановская СОШ

_______ Е. Г. Пащенко

Приказ № ___________

от «____» ________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Трудные вопросы русского языка»

для обучающихся 11 класса

учителя высшей категории

Киселевой Ольги Александровны

2023 г.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс «Сочинение: форма и содержание» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (35 часов) рассчитана на учащихся 11 класса и представляет систему поэтапной работы над сочинением по литературе. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.

Цель курса: овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Задачи курса: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.

Программа элективного курса рассчитана на 39 часов (1 час в неделю) и будет реализована за 39 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Структура сочинения.

Вступительная часть сочинения. Виды вступлений.

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Тематические направления.

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

Редактирование текста сочинения.

Сочинение по тексту.

Аргументация.

Вывод.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе обучения учащиеся отрабатывают следующие умения:

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.

Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Обучающемуся предлагаются тексты для анализа, тренировочные упражнения, сочинения учащихся. Оценка учебных достижений осуществляется при защите итоговой работы (сочинение).

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально и содержат индивидуальные практические рекомендации.

Итоговая работа по элективному курсу оценивается в соответствии с КРИТЕРИЯМИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ и сочинения ЕГЭ.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

№ п/п

Название раздела

кол-во часов

Дата проведения

1

Критерии оценивания итогового сочинения.

1

6.09

2

Различение понятий тема - проблема - тезис. Виды тем (вечные, национальные, исторические, внелитературные и др.). Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

13.09

3

Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей сочинения, соответствие определённой стилистике.

1

20.09

4

Вступительная часть сочинения. Виды вступлений.

1

27.09

5

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

1

4.10

6

Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

1

11.10

7

Тематические направления текущего учебного года. Раздел 1Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». «Проба пера»: коллективно-групповое написание сочинения по разделу 1. Подготовка к домашнему сочинению.

1

18.10

8

Анализ домашних сочинений. Редактирование текстов.

1

25.10

9

Раздел 2Отбор литературного материала. «Проба пера»: коллективно-групповое написание сочинения по разделу 2. Подготовка к домашнему сочинению.

1

8.11

10

Анализ домашних сочинений. Редактирование текстов.

1

15.11

11

Раздел 3Отбор литературного материала. «Проба пера»: коллективно-групповое написание сочинения по разделу 3. Подготовка к домашнему сочинению.

1

22.11

12

Анализ домашних сочинений. Редактирование текстов.

1

29.11

13

Выполнение итоговой работы.

1

6.12

14

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2024.

1

13.12

15

Критерии оценивания тестовой части ЕГЭ.

1

20.12

16

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ.

1

27.12

17

Разбор демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2024.  

1

10.01

18

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

1

17.01

19

Отработка навыков выполнения тестовой части.

1

24.01

20

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

1

31.01

21

Отработка навыков написания сочинения.

1

7.02

22

Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы, авторской позиции по проблеме. Работа с текстами

1

14.02

23

Отработка навыков выполнения тестовой части.

1

21.02

24

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

28.02

25

Отработка навыков написания сочинения.

1

6.03

26

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.

1

13.03

27

Отработка навыков выполнения тестовой части.

1

20.03

28

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».

1

3.04

29

Отработка навыков написания сочинения.

1

10.04

30

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.

1

17.04

31

Отработка навыков выполнения тестовой части.

1

24.04

32

Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

1

8.05

33

 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

15.05

34

Итоговый по элективному курсу.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  по  русскому языку (элективный курс  «Перо»)  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...