"Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Пуружен  Татьяна  Кужугетовна

в данной статье рассматриваются вопросы организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы,  предложены методические пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

  Мотивация учащихся  – одна из важнейших  проблем,  с  которой сталкиваются  почти все учителя в своей педагогической деятельности. Мне тоже доводилось  видеть такие занятия, на которых учащиеся не заинтересованы учебой, мало слушают, неохотно выполняют задания. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Многие исследователи педагогики  подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом. Интерес оказывает влияние на направленность внимания и мысли.

    Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной и сегодня. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним, создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке. Этому способствует использование разнообразных форм и методов работы на уроках, дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

   В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки,  картинки, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии. На уроках литературы используются  портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Сделать уроки русского языка и литературы  красочными  и познавательными часто помогают выставки рисунков, использование кроссвордов, ребусов, шарад, тестов, схем. 

     Использование на уроках современных информационных технологий способствует повышению учебной мотивации обучающихся. Интерактивная доска  используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. На уроках русского языка школьники могут выполнять разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы и многое другое.  

    Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио и видео сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

    Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

     Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности ребенка. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. На своих уроках использую следующие игры:

Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных.

-крик, кричать, квакать, кукарекать (крик-имя существительное)

-золото, ураган, молоко, болото (ураган-не содержит полногласных сочетаний)

-лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона - женского рода).

Игра «Перестановка».  Составить  из приведенных ниже слов другое слово, только путем перестановки буквы.
-Адрес, карп, марш, мать, рост, руда.
Ответ: среда, парк, шрам, тьма, сорт, удар.

Игра «Образовалка». Соединить начало и конец слов так, чтобы получить новое слово.
Окно, рак, ушки, град, вал, кость, ежи, зал; бой, сено, вино, верх, приз, вол.
Ответ: вол+окно,  приз+рак, верх+ушки,  вино+град,  сено+вал,  бой+кость,  зал+ежи

Игра «Угадай пословицу и поговорку!». Ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно.

-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

-У него глаза велики. (У страха.)

-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

 - Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

  -Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

   Для успешного формирования положительной мотивации учащихся к учебе необходимо  проводить уроки, имеющие нетрадиционную структуру: урок-концерт, урок-путешествие, урок - викторина, урок-квест и т. д.

   Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, формирует  интерес к уроку. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности.

                         

                                 

 Использованная литература:

 1.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования мотивации в учебной деятельности. «Педагогическое образование и наука», -2016г

2. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе»- М.: Просвещение, 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...

Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...