"Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку
в данной статье рассматриваются вопросы организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, предложены методические пути их решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Мотивация учащихся – одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются почти все учителя в своей педагогической деятельности. Мне тоже доводилось видеть такие занятия, на которых учащиеся не заинтересованы учебой, мало слушают, неохотно выполняют задания. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Многие исследователи педагогики подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом. Интерес оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной и сегодня. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним, создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке. Этому способствует использование разнообразных форм и методов работы на уроках, дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии. На уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Сделать уроки русского языка и литературы красочными и познавательными часто помогают выставки рисунков, использование кроссвордов, ребусов, шарад, тестов, схем.
Использование на уроках современных информационных технологий способствует повышению учебной мотивации обучающихся. Интерактивная доска используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. На уроках русского языка школьники могут выполнять разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы и многое другое.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио и видео сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности ребенка. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. На своих уроках использую следующие игры:
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных.
-крик, кричать, квакать, кукарекать (крик-имя существительное)
-золото, ураган, молоко, болото (ураган-не содержит полногласных сочетаний)
-лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона - женского рода).
Игра «Перестановка». Составить из приведенных ниже слов другое слово, только путем перестановки буквы.
-Адрес, карп, марш, мать, рост, руда.
Ответ: среда, парк, шрам, тьма, сорт, удар.
Игра «Образовалка». Соединить начало и конец слов так, чтобы получить новое слово.
Окно, рак, ушки, град, вал, кость, ежи, зал; бой, сено, вино, верх, приз, вол.
Ответ: вол+окно, приз+рак, верх+ушки, вино+град, сено+вал, бой+кость, зал+ежи
Игра «Угадай пословицу и поговорку!». Ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно.
-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
-У него глаза велики. (У страха.)
-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Для успешного формирования положительной мотивации учащихся к учебе необходимо проводить уроки, имеющие нетрадиционную структуру: урок-концерт, урок-путешествие, урок - викторина, урок-квест и т. д.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, формирует интерес к уроку. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности.
Использованная литература:
1.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования мотивации в учебной деятельности. «Педагогическое образование и наука», -2016г
2. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе»- М.: Просвещение, 1979 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т
В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать у учащихся интерес к предмету....
Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.
Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...
Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".
Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...