Не с прилагательными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: не с прилагательными
Класс: 6
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе слитного или раздельного написания не с прилагательными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._ne_s_prilagatelnymi.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: не с прилагательными
Класс: 6
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе слитного или раздельного написания не с прилагательными
Задачи урока:
- Образовательные:
- выявить условия слитного и раздельного написания не с прилагательными;
- формировать навык слитного и раздельного написания не с прилагательными;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Основные понятия: приставка, морфема, часть речи, слитное написание, раздельное написание.
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2013.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- доска
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
- Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
- Первичное закрепление во внешней речи
- Промежуточная рефлексия
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п | Этапы урока | Формируемые УУД, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. | Организационный этап | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. | Приветствие | Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Имя прилагательное», создание проблемной ситуции. УУД: Регулятивные Коммуникативные | 1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается выписать из пословиц выделенные слова, определить часть речи этих слов, объяснить слитное или раздельное написание с не: Лихо тому, кто (не)правду творит кому. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. Одно дерево – еще (не)лес. (Не)велик кувшин, да ёмок. Обсудить предложенные варианты объяснения написания слитного/раздельного написания с не. | Взаимопроверка К доске выходит 1человек: - задача – выписать выделенные слова, подписать части речи, подчеркнуть слитное/раздельное написание с не - задача остальных та же самая Учащиеся предлагают варианты слитного/раздельного написания не с прилагательными,; вспоминают правило написания не с существительными
|
3. | Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. | ЦЕЛЬ: спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные | - Почему вы затруднялись в правописании не с прилагательным? - Можно ли провести аналогию с правописанием не с существительными? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать не с прилагательными). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, от чего зависит слитное/раздельное написание не с прилагательными. 2. Потренироваться в написании не с прилагательными). | Дети формулируют тему, цель и задачи урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради |
4. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: составить алгоритм УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается, опираясь на конкретные примеры, составить алгоритм «НЕ с прилагательными» Необходимо вспомнить правила составления алгоритма Для работы предлагается инструкция и текст упражнения. (На доске) - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. Алгоритм правописания "не" с прилагательными. Определите, употребляется ли прилагательное без не: А) если не употребляется, то пиши слитно; Б) если употребляется, то проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет: - если есть, то пиши раздельно. - если нет, то пиши слитно. *Примечание: если к прилагательным относятся сочетания слов далеко не вовсе не, ничуть не, нисколько не, то не с прилагательными пишется РАЗДЕЛЬНО.
| Учащиеся перечисляют правила составления алгоритма (представлен памяткой на слайде) Определение лексическо- го значения слов Запись алгоритма в тетради (алгоритм составляется вместе с учителем, который фиксирует его схематично на доске)
|
5. | Первичное закрепление во внешней речи | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | - Проверим себя по учебнику, верно ли мы составили алгоритм. Проверка записанных примеров | Чтение правила (параграф 54). Учащиеся самостоятельно дополняют алгоритм примерами или из правила (слабые дети), или составляют примеры самостоятельно (сильные дети) Учащиеся зачитывают пример, объясняют слитное/раздельное написание не с прилагательными. |
6. | Промежуточная рефлексия | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какие знания помогли нам сегодня разобраться с новой темой? - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? | Знания по теме «Не с существительными», навык работы с алгоритмом. Умение отличать приставку не от частицы не, т.е. знание морфемики и морфологии. Самооценка |
7. | Физкультминутка | |||
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные | Выполнение заданий разного уровня (на выбор учащихся) Вариант 1. Спишите. Подчеркните частицу не, обозначьте приставку не. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)глубокий овраг; (не)чаянная встреча; (не)мягкий, а твердый. Вариант 2. Разбейте словосочетания на 2 группы: не с прилагательными и не с существительными. Прилагательные, которым приставка не придает противоположное значение, подчеркните как член предложения. (Не)добрый, а злой; (не)брежный; (не)счастье, (не)счастливый; (не)избежность; (не)вежлив, а груб; (не)опрятный; (не)робкий, а смелый; (не)ряшливый; (не)зависимость, а добрая воля. Вариант 3. Запишите существительные и прилагательные с приставкой не, если это возможно, вместе с синонимами. Составьте с выделенным словом или сложное предложение, или вспомните с ним пословицу. Внимательный, аккуратность, дядин, смелый, кожаный, глубок, вечерний, здоровье, счастье, лунный, зависть. Теперь оцените работу своего соседа (ответы представлены на слайде) | Оценка собственных возможностей. Работа с карточками Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок |
9. | Включение в систему знаний и повторение. | ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные |
| Выполняют задания Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Не с прилагательными» Комментированное письмо |
10. | Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15) - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? | Оценка работы класса Самооценка |
11. | Объяснение домашнего задания. | Слайд 15 Демонстрирует слайд с домашним заданием | Записывают задания в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"
Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...