урок "Такое замечательное -имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Конкурсный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.1 КБ |
6_klass_pilagatelnoe.pptx | 1.48 МБ |
prilozhenie.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
«Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»»
Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».
Задачи:
1) Обучающая: повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное», закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи;
2) Развивающая: развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;
3)Воспитывающая: воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.
Метапредметные: Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
Личностные: формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, желание осваивать новые виды деятельности, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока
- Организационный этап.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Ольга Владимировна, сегодня я буду вести у вас урок. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт радость общения каждому из нас. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, внимательными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными.
- Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Для начала давайте отгадаем загадки: кто это или что это? (Слайд 1)
- Трусливый, белый, шустрый. (Заяц)
- Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
- Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
- Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
- Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
- Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
- Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)
- Слова какой части речи помогли узнать предметы? (Прилагательные)
- Как прилагательные помогли узнать предметы? (Указывали на признаки предметов).
-Ребята, из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ я взяла текст. Прочитайте его. Читает ребёнок. (Слайд 2)
Текст 1. Снаружи почка имеет частички. Это чешуи. Они являются защитой от холодов, дождей. У некоторых растений чешуи пропитаны, а края прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают части почек.
(Слайд 3)Текст 2. Снаружи почка имеет плотные, кожистые, прочные частички. Это почечные чешуи. Они являются хорошей защитой от осенне-зимних холодов, проливных дождей. У некоторых растений почечные чешуи пропитаны смолистыми веществами, а края прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают внутренние части почек.
- В чем разница между текстами? (ответы детей)
- Сделайте вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных).
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Имя прилагательное). Сформулируйте тему нашего урока («Повторение по теме «Имя прилагательное»») (Слайд 4)
- Используя опорные слова, написанные на доске (Слайд 5), определите задачи урока:
- Повторить…
- Учиться находить….., согласовывать….
- Применять…
- Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем об имени прилагательном. Готовы? Начнём! Откройте тетради, запишите число и тему урока.
3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить задание, которое встречается на ВПР и ЕГЭ. Расставьте в данных словах ударение, произнесите их в соответствии с литературными нормами.
1. Орфоэпическая минутка (Слайд 6)
Августовский, знАчимый, красИвее, кУхонный, оптОвый, слИвовый.
2. Ответы по кластеру (Слайд 7)
-Сейчас, используя кластер, скажите, пожалуйста, что же такое имя прилагательное?
Это часть речи, которая:
1.обозначает признак предмета
2.отвечает на вопросы Какой? Чей?
3.изменяется по числам, родам (в ед.ч.), падежам
4.прилагательные могут быть краткими и полными.
5. в предложении является чаще определением или сказуемым.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.
3.Синтаксический разбор.
- Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна через 2 дня? (23 февраля)
-Правильно, ребята, это День защитника Отечества. По традиции этот праздник отмечается более 100 лет. 23 февраля служит главным образом символом памяти и уважения истории России, героев, которые имели мужество встать на Защиту своей Родины.
-Сейчас я предлагаю вам выполнить синтаксический разбор предложения.
Россия – самое прекрасное место на Земле. (повест, невоскл, простое, распр.)
- Ребята, определите степень сравнения прилагательного в данном предложении (составная форма превосходной степени).
- Какие степени сравнения имён прилагательных вы знаете и как они образуются?
- Молодцы.
4. Работа в группах.
Учитель: А сейчас , ребята, проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить разноуровневые задания.
1 группа определит разряд имен прилагательных: (Слайд 8)
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Качественные- высокий, синий, низкий, смелый, строгий.
Относительные -деревянный, настольный, золотой, кирпичный, вчерашний.
Притяжательные- дядин, мамин, заячий, медвежья.
- Ребята, а из каких цветов состоит флаг России (красный, синий, белый).
Определите разряд этих прилагательных (качеств.)
Вывод: имена прилагательные могут быть 3 разрядов: качественные обозначают такой признак, который может наблюдаться у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его отношению к другим предметам и явлениям (могут указывать на материал, на назначение, на отношение и принадлежность). Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо.
2 группа раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными: (Слайд 9)
(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча.
Вывод: Не с прилагательными пишется слитно:1) если это слово не употребляется без не, 2) если его можно заменить синонимом без не.
Не пишется раздельно: 1) если имеется противопоставление с союзом а, 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, ничуть не, нисколько не
3 группа вставит пропущенные буквы, докажет свой выбор. (Слайд 10)
Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.
Вывод: В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения - буква е.
5. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1 Распределите прилагательные в две колонки:
1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:
Рыбац…ий, лейтенант…ий, гигант…ий, бурлац..ий, киргиз…ий, француз..ий, рыбац..ий, турец...ий.
Карточка 2 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.
(Комендант) час, (приятель) отношения, (январь) мороз, (Польша) язык, (человек) жизнь.
Карточка 3 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.
(Ноябрь) дождь, (куртка)матроса, (дети)комната, (рыбак)лодка, (село) хозяйство.
Карточка 4 Заменить словосочетания сущ.+сущ. - словосочетанием прил.+сущ. и записать, выделив суффиксы прилагательных.
Солнце в январе, пейзаж моря, пастух в деревне, аппетит зверя, поступок с дерзостью.
Сделайте вывод Суффикс -к- пишется: 1) в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц.
В других прилагательных пишется суффикс -ск-.
4.Физминутка. (Слайд 11)
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой(Слайд 11)!
- Проведем игру в мяч. Я кидаю мяч одному из вас и называю существительное, а мне в ответ вы бросаете мяч с именем прилагательным- признаком существительного.
(чай, утро, настроение, школа, портфель, тетрадь, карандаш, небо, погода, мяч).
- А сейчас вы будете писать диктант, да только не простой, а цифровой. Перед диктантом давайте вспомним правописание буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Ответы
4. Цифровой диктант (учитель читает, ученики ставят цифры) (Слайд 12)
Песчаное дно, ветреный день, серебряная посуда, туманное утро, водяное растение, стеклянные бусы, искусственный лед, клюквенный морс,
Проверка: 1,1,1,2,1,2,2,2. (по слайду 12)
- Оцените работу своего соседа, поставьте +, если все записано верно.
- Поднимите руку, кто отлично справился с работой. Остальные ребята исправляют ошибки.
5. Самостоятельная работа.
Словесное рисование
- Ребята, сейчас вы будете рисовать, но это будет необычное рисование. Вместо кистей и красок вы будете использовать слова. Посмотрите на текст (слайд 13). Определите, каких частей речи в нём не хватает?
- Вам необходимо списать текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите, каким членом предложения являются вставленные вами прилагательные и подчеркните их соответствующим образом.
Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Проверим ваши варианты. (Послушать ответы детей).
- Ребята, поднимите руку, кто правильно определил синтаксическую роль имён прилагательных. Остальные ребята исправляют ошибки.
6. Итоги урока
- Наш урок подходит к концу, но, чтобы успешно его завершить, вы должны выполнить ещё одно задание -составить синквейн.
- (Слайд 14) Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного.
- Вторая строка – два слова. Прилагательные
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов
- Четвёртая строка – это или предложение, состоящее из нескольких слов.
- Пятая строка – одно слово – существительное.
Имя прилагательное. | Имя прилагательное. |
7.Домашнее задание. (Слайд 15)
Сочинение-миниатюра «Зима – волшебное время года» или проект «Цветовые прилагательные в русском языке». (изучить прилагательные, обозначающие цвет)
8. Рефлексия. (Слайд 16)
Ребята, а как вы думаете, какое место в нашей речи занимает имя прилагательное? (1 место – сущ, 2 гл, 3 – место – прилаг. Без него наша речь была бы просто скучной и бедной).
– Что сегодня на уроке мы повторили?
(Имена прилагательные, их правописание, употребление в речи)
Ответьте, ребята, именами прилагательными на вопросы:
Урок был каким? (интересный, полезный)
Настроение – какое? (отличное, приподнятое)
Учительница - какая? (новая)
Сегодня на уроке ученики были какие? (активные, любознательные)
Ребята, я хочу вам подарить необычное деревце. У меня с собой есть необычные яблочки. Я предлагаю вам украсить наше деревце яблочками. Если урок понравился, повесьте на дерево золотые яблочки. А если не понравился -коричневые.
(Слайд 17)Ребята, спасибо за урок! Вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст 1 Снаружи почка имеет частички. Это чешуи. Они являются защитой от холодов, дождей. У некоторых растений чешуи пропитаны, а края прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают части почек.
Текст 2 Снаружи почка имеет плотные, кожистые, прочные частички. Это почечные чешуи . Они являются хорошей защитой от осенне-зимних холодов, проливных дождей. У некоторых растений почечные чешуи пропитаны смолистыми веществами, а края чешуи прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают внутренние части почек.
Тема урока: «П овторение изученного по теме «Имя прилагательное»»
Задачи урока Повторить… Учиться находить ….., согласовывать…. Применять…
Орфоэпическая минутка Августовский, значимый, красивее, кухонный, оптовый, сливовый.
Кластер Имя прилагательное Обозначает … Отвечает на вопросы… Изменяется … Прилагательные могут быть… В предложении являются…
Определите разряды прилагательных. Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Р аскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не) брежный почерк, (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча.
Вставьте пропущенные буквы. Еж..вый , пищ ..вой, свеж..го , ключ..вой , хорош..го , плюш..вый , глянц ..вый, морж..вый .
Физкультминутка.
Цифровой диктант Проверка: 1,1,1,2,1,2,2,2 .
«Словесное рисование» Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите, каким членом предложения являются вставленные вами прилагательные и подчеркните их соответствующим образом. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч.
Синквейн Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов. Четвёртая строка – это предложение, состоящее из нескольких слов. Пятая строка – одно слово – существительное.
Домашнее задание. Не забудьте записать домашнее задание Сочинение-миниатюра «Зима – волшебное время года» или проект «Цветовые прилагательные в русском языке».
Рефлексия Урок был каким? Настроение – какое? Учительница - какая? Сегодня на уроке ученики были какие?
Предварительный просмотр:
Приложение
Определите разряд имен прилагательных: Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
Определите разряд имен прилагательных: Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
Определите разряд имен прилагательных: Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
Определите разряд имен прилагательных: Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья. |
Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча. |
Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча |
Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча |
Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча |
Карточка 1 Распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-: Рыбац…ий, лейтенант…ий, гигант…ий, бурлац..ий,киргиз…ий, француз..ий, рыбац..ий, турец...ий. |
Карточка 2 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными. (Комендант) час, (приятель) отношения, (январь) мороз, (Польша) язык, (человек) жизнь. |
Карточка 3 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными. (Ноябрь) дождь, куртка (матроса), (дети) комната, (рыбак) лодка, (село) хозяйство. |
Карточка 4 Заменить словосочетания сущ.+сущ. - словосочетанием прил.+сущ. и записать, выделив суффиксы прилагательных. Солнце в январе, пейзаж моря, пастух в деревне, аппетит зверя, поступок с дерзостью. |
Вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор. Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый. |
Вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор. Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый. |
Вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор. Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый. |
Вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор. Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку "Это замечательное имя прилагательное"
Цели:1.Вызывать интерес учеников к изучению русского языка.2.Развивать устную и письменную речь, мышление, творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся.3.Воспитывать чувство дружбы, колл...
Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.
Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....
Урок -редакция «Ах, это замечательное прилагательное..!»
Повторение и систематизация материала по теме «Имя прилагательное» Цель: закрепление и систематизация полученных знаний об имени прилагательном через аналитическую, исследовател...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
урок по теме "Какое замечательное имя прилагательное"
урок по теме в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имя прилагательное-такое замечательное"
Здесь Вы найдете разработку открытого урока в 5 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное - такое замечательное"...
Урок мини-проект Замечательное прилагательное."
Урок обобщение по теме " Имя прилагательное" 5 класс для детей с ОВЗ....