романтизм лирики М.Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Зверева Ирина Васильевна

презентация к уроку по теме "Романтизм лирики М.Ю.Лермонтова"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романтизм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Слайд 2

I. Основные черты романтизма: утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности конфликт между героем и обществом, окружающей действительностью герой – неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе: исключительный герой в исключительных обстоятельствах экзотическая, необычная, бурная природа

Слайд 3

Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу XVIII в.

Слайд 4

Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода. II. Лирический герой ранней поэзии М.Ю. Лермонтова – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен. Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью ( Я жить хочу! хочу печали …).

Слайд 5

Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты ( Нет, я не Байрон, я другой …). Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга.

Слайд 7

« Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.»

Слайд 8

III. Стихотворение «Парус» как романтическое произведение

Слайд 9

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский ”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. 1. История создания стихотворения .

Слайд 10

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение. (прослушивание аудиозаписи)

Слайд 11

У Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828–1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту .

Слайд 12

2.Основные художественные средства Каков основной художественный приём стихотворения? Как вы это определили? Докажите примерами из текста. Каким показан пейзаж в стихотворении? Почему такие контрастные картины нарисовал поэт? Какими эпитетами изображает автор парус? Олицетворение: «что ищет он..?» «что кинул..?» « не ищет», « не бежит», «просит». Олицетворение: «волны играют» Сравнение: «струя светлей лазури» Эпитет: «луч золотой» Эпитеты: парус «одинокий», «мятежный»

Слайд 13

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. В чем загадочность души? В какие минуты может испытывать это человек? Какова же главная мысль стихотворения? Каковы же тема и главная мысль стихотворения? Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску.

Слайд 14

IV. Романтический герой Исключительная, часто таинственная личность, находится в исключительных обстоятельствах. Внешние события перенесены во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла. Личность с глубокой душой, с неповторимым внутренним миром. В создании образа героя – антитеза, контраст: он – венец творения, и он же игрушка в руках судьбы.

Слайд 15

Какие еще художественные средства использует автор, чтобы передать состояние беспокойства, мятежности? жанр - лирическое стихотворение Анафора: «что ищет он...» «что кинул он…» Антитеза: « страна далёкая – край родной» чтение стихотворения наизусть

Слайд 16

Слушаем романс «Парус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...