Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Filosofiya_prirody_v_lirike_M.Lermontova.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. Тема « Философия природы в лирике М.Ю.Лермонтова». 10 класс.
Данный урок второй по лирике поэта. Тема первого урока «Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова». Анализируя стихотворения «И скучно и грустно», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Дума», обучающиеся приходят к выводу о том, что основное настроение лирического героя – тоска, грусть, одиночество. И в этом бездушном мире спасительным для героя являются мечты, обращение к прошлому и общение с природой.
Поэтому цель данного урока: познакомиться с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, ответить на вопрос: почему изменяется пейзажная лирика поэта.
Ход урока:
- Начать урок я предлагаю с анализа заглавий стихотворений поэта, которые даны на доске. Стихотворения даны в хронологической последовательности.
«Кавказ» -1830г.
«Небо и звезды» - 1831
«Земля и небо» - 1830-1831
«Люблю я цепи синих гор…» 1832
«Синие горы Кавказа, приветствую вас…» - 1832
«Когда волнуется желтеющая нива…» - 1837
«На севере диком стоит одиноко сосна… » - 1841
«Утес» - 1841
«Листок» - 1841
Задание: ответить на вопросы: 1)Какие природные образы, темы характерны для лирики 1830-1832, 1837-1841 годов? 2)Что изменяется?
Дети без труда определяют, что в первый период присутствуют романтические образы: небо, звезды, горы. Место действия – Кавказ. Во второй период природа меняется. Это уже север и природа русская – нива, сосна. Кроме того, называется какой-то один предмет.
Далее следует работа по группам.
Задание для 1 группы.
Прочитайте стихотворения «Люблю я цепи синих гор…», «Небо и звезды»,
«Земля и небо», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…»
Ответьте на вопросы: 1)Какой ритм стихотворений? Какими словами, образными
средствами он создается? В чем, по-вашему, формула счастья с точки зрения поэта?
Почему именно Кавказ выбран местом действия?
Задание для 2 группы.
Прочитайте стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком стоит одиноко…».
Ответьте на вопрос : какой мотив объединяет эти стихотворения? Как эти мотивы вы можете связать с жизнью самого поэта? Какие природные образы присутствуют? Какова география стихотворений? В чем, по-вашему, формула счастья с точки зрения поэта?
Фронтальная беседа после работы.
Ученики 1 группы отмечают, что ритм стихотворения – быстрый. Создается он рядом глаголов: горит, мчался, летел, ускорить, отбрасывал, а также словами: метеор, лихой, ветер, грива. Счастье в полноте жизненных ощущений, скорости. Жизнь ценна не в своем количестве, а в своей напряженности. Лирический герой либо дышит полной жизнью, либо совсем перестает дышать. Дети тут же вспоминают образ Мцыри. Кавказ – место, где нет будничной жизни, удобной, безопасной, нет тишины и покоя. Каждое мгновение интересно, загадочно и тревожно.
Ученики 2 группы отмечают, что место действия (география) – средняя полоса России. Основные образы – сосна, листок дубовый, утес. Объединяют эти стихотворения мотивы одиночества ( утес, сосна одиноки, на это прямо указано в стихотворениях, листок тоже оторвался от ветки родимой) и поиска родной души, мечта о счастье. Счастье в том, чтобы рядом была родная душа, в покое. Но также отмечается, что эта мечте неосуществима: сосна никогда не соединится с прекрасной пальмой, младая чинара оттолкнула дубовый листок и утес «тихонько плачет» в пустыне. Вероятнее всего, Лермонтов также был одинок в мире людей. Об этом говорится и в стихотворениях «И скучно и грустно…», «Как часто пестрою толпою окружен…». Но, как и всему живому, ему хочется рассеять безотрадность одиночества, найти родную душу.
По ходу ответов заполняется таблица
1830-1832гг | 1837-1841гг. | |
Основные образы | Небо, звезды, горы, ветер | Дубовый листок, утес, сосна, лес, ландыш серебристый и др. |
География | Кавказ | Средняя полоса России |
Формула счастья | Скорость, напряженность, полнота жизненных ощущений | Покой, родная душа рядом |
После заполнения таблицы ребята говорят о том, что пейзажная лирика двух представленных периодов очень разниться.
- Предлагаю ребятам поразмышлять над вопросом: почему смещается акцент в изображении картин природы?
Выслушав предположения учеников( изменился взгляд на жизнь, понял ценность родной природы, романтический этап творчества сменился реалистическим) , предлагаю им ответь на этот вопрос, обратившись к стихотворениям : « Молитва» (1829г), «Мой демон»(30-31г.), «Я не ангелов и рая…»(31г.), «Когда волнуется желтеющая нива…» ( 37г.), «Молитва»(39г.). Эти стихотворения помогают понять, что именно изменилось в мировоззрении поэта.
Задание: Прочитайте стихотворения. Ответьте на вопросы: о чем молится лирический герой? Кому? Меняется ли текст молитвы?
В ходе беседы учащиеся отмечают, что потребность в молитве у Лермонтова была всегда. Но вначале молитва была грешной, и в ней было больше упрека и бунта. В первых трех стихотворениях лирический герой говорит о том, что его душа принадлежит не богу, а демону ( не зря демон мой). Он понимает, что « не для ангелов и рая Всесильным богом сотворен», он «зла избранник». Его ум далек от бога и молится он не ему («и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь..»). Душа лирического героя пустынна, это причиняет лишь страдание («живу страдая и один..»).
Но постепенно лирический герой смиряется свое волнение, уже нет вызова («Молитва»,39г). Это позволяет ему увидеть бога («Когда волнуется желтеющая нива..») и помолится не только о себе, но и о душе странника.
- Вывод: соедините стихотворения первой и второй части и ответьте на вопрос: почему смещается акцент в изображении картин природы?
В ходе рассуждения ученики приходят к мысли о том, что природные образы, настроение в пейзажной лирике меняются не случайно, а вместе с мировоззрением поэта. Вначале Лермонтов был бунтарем, открыто заявляя, что его душа принадлежит не богу. Страстного и мятежного, его тянет к необычной природе Кавказа. Постепенно он примиряется и принимает земную жизнь, становится ближе к Богу и возвращается к родной природе. Родная природа не будоражит, а умиротворяет душу («смиряется души моей тревога…»), а состояние умиротворения делает возможным счастье на земле. Но при этом дети отмечают, что, вероятнее всего, самому поэту стать счастливым не удалось: стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком стоит одиноко…» написаны позже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку 4 "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...
Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"
Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...
"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".
Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
работа посвящена творчеству Лермонтова...
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Материал для учителя...
ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....
- Мне нравится (1)