Разработка урока по русскому языку 5 класс "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Рахинская Алёна Михайловна

Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения по теме «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Формирование ценностного отношения к русскому языку и развитие теоретического мышления посредством сравнения простого и сложного предложения.

Планируемые результаты:

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: - обосновывает необходимость данной темы для себя;

- определяет свою область знания и незнания;

- точно и грамотно выражает свои мысли;

- отстаивает свою точку зрения в ходе дискуссии;

- выделяет существенные признаки простого и сложного предложения;

- осознаёт личную ответственность за результаты своей деятельности.

МР:- понимает и сохраняет в памяти учебную задачу урока;

- планирует деятельность, прогнозирует результат;

- выявляет достаточность или недостаточность знаний по изучаемой теме;

- находит источники информации, способы отбора нужной информации;

- умеет выдвинуть проблему, высказать гипотезу;

- систематизирует информацию;

- делает вывод на основе анализа предложения;

ПР: - сравнивает простые и сложные предложения;

- определяет способы соединения частей сложного предложения;

- ставит запятые между простыми предложениями в составе сложного;

- выделяет в сложном предложении его основы;

- видит средства связи простых предложений в составе сложного.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения

По теме «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Формирование ценностного отношения к русскому языку и развитие теоретического мышления посредством сравнения простого и сложного предложения.

Планируемые результаты:

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: - обосновывает необходимость данной темы для себя;

- определяет свою область знания и незнания;

- точно и грамотно выражает свои мысли;

- отстаивает свою точку зрения в ходе дискуссии;

- выделяет существенные признаки простого и сложного предложения;

- осознаёт личную ответственность за результаты своей деятельности.

МР:- понимает и сохраняет в памяти учебную задачу урока;

- планирует деятельность, прогнозирует результат;

- выявляет достаточность или недостаточность знаний по изучаемой теме;

- находит источники информации, способы отбора нужной информации;

- умеет выдвинуть проблему, высказать гипотезу;

- систематизирует информацию;

- делает вывод на основе анализа предложения;

ПР: - сравнивает простые и сложные предложения;

- определяет способы соединения частей сложного предложения;

- ставит запятые между простыми предложениями в составе сложного;

- выделяет в сложном предложении его основы;

- видит средства связи простых предложений в составе сложного.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Организационный момент урока

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ситуация-проблема:

Начнём урок с повторения: запишите предложение с доски. Подчеркните в нём грамматическую основу. В небе появилась первая звездочка.

а) дать практическое задание, несходное с предыдущим

Теперь выполните такое же задание в следующем предложении В небе появилась первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки.

б) аналитическая беседа (обсуждение):

-Что вас удивило? (две грамматические основы)

-что интересного заметили?

-На что обратили внимание?

-Как можно сформулировать главный вопрос урока?

-какая будет тема урока?

в)главный вопрос урока: чем сложное предложение отличается от простого?

г)выдвижение гипотез: как мы будем отличать простое предложение от сложного?

Ситуация целеполагания

а)определение целей и учебных задач. Определите цели урока, используя опорные слова

Мы будем работать с…(предложением)

Мы будем учиться…(находить сложные предложения)

б)организация поиска личностного смысла новых знаний

Зачем нужно различать простые и сложные предложения? Почему важно говорить и писать правильно?

Подчёркивают грамматическую основу. Называют главные члены предложения.

Списывают, наблюдают, выполняют.

Отмечают две грамматические основы.

Фронтальный опрос

Запись темы и главного вопроса в тетрадь.

Выделяют в сложном предложении его основы.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Открытие новых знаний

1.Работа с понятием. Наблюдение над языковым материалом.

Работа с текстом:

А) читают

Б) определяют тему, основную мысль

В)в каждом предложении предложенного текста (распечатки) выделяют грамматические основы, цветом выделяют сложные предложения.

 Работа по учебнику упр.49

-как различить простое и сложное предложение?

Правило стр.208.

2.Практическая работа. Упр.917

-Как связаны между собой части сложного предложения?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия.

Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Делают вывод: части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены или интонацией, или союзами. Части сложного предложения разделяются запятой.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

Применение новых знаний

Ситуация-иллюстрация

а)предъявление наглядных примеров применения новых знаний.

-Прочитайте. Докажите, что вы прочитали простые предложения.

-Какие предложения можно объединить по смыслу в сложные так, чтобы получились пословицы? Объясните, как это сделать.

-Запишите составленные предложения. Ставьте запятую между частями сложного предложения.

-Подчеркните грамматическую основу в сложном предложении.

б)анализ, обобщения. Выводы

Обобщают способы действия по правилу. Применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Доказывают, что все предложения простые.

Работают в парах. Объединяют простые предложения по смыслу в сложные.

Понимают на слух ответы учащихся.

Слушают собеседника.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Аргументируют свою точку зрения.

Подведение итогов урока

Ситуация рефлексии

Организация подведения итогов урока учащимися.

Беседа по вопросам:

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

_- Что нового узнали на уроке?

- Какая была цель нашего урока?

- Как же отличить сложное предложение от простого?

- Что такое простое предложение?

- Что такое сложное предложение?

- Какие сведения были для вас совершенно новыми?

- Понравилась ли вам работа на уроке?

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Проводят рефлексию, самооценку.

Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Приложение 1

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы. Отметьте сложные предложения.

Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял.  Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.        Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Приложение 2

Объедини простые предложения в сложные так, чтобы получились пословицы. Запиши, подчеркни грамматические основы. Расставь знаки препинания.

Соловей месяц поет

осень начинается.

В сентябре лето кончается

мороз через реки наводит мосты.

В декабре зима стелет холсты

ворона круглый год каркает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....