Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Одна из таких стратегий, направленных на развитие рефлексивности, то есть умения размышлять над своими мыслями – стратегия Донны Огл «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ).
Учебная стратегия ЗХУ
Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.
Назначение стратегии ЗХУ
Стратегию ЗХУ наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с этой таблицей выполняет своеобразную установочную функцию – предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность.
Ход работы
В подготовительной части занятия педагог кратко вводит учащихся в курс изучаемой темы. Это введение может быть в форме обсуждения случая из жизни, постановки проблемы или предоставления статей из периодических изданий. Например, младшим школьникам, изучавшим во втором классе тему «Птицы зимой», учитель предложил задуматься о проблеме посильной помощи братьям нашим меньшим. Старшеклассники, изучающие историю СССР двадцатых-тридцатых годов, знакомились с ксерокопиями некоторых газетных материалов той эпохи. Преподаватель словесности, ведущий факультативный курс «Зарубежной литературы» для учащихся 8–9-х классов, попросил учеников перед совместным прочтением коротких рассказов Х.Борхеса просмотреть небольшие статьи по истории Латинской Америки.
1. После того, как учащиеся погрузятся в предлагаемую тему, педагог просит их в течение нескольких минут индивидуально записать (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по этой теме. Это время может варьироваться в зависимости от возраста детей, цели занятия и времени, на него отведённого. Например, в случае изучения темы «Птицы зимой» индивидуальная работа над ответом на вопрос: «Что мы знаем о зимующих у нас птицах?» заняла около 3–4 минут. Старшеклассники же, составлявшие список основных событий, происходивших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы, индивидуально работали около 10–12 минут.
После составления индивидуальных списков, учащиеся обмениваются результатами в парах (или сразу –
в малых – по 3–4 человека – группах). Ведущий может присоединяться к каждой из этих групп, но его роль здесь должна быть, скорее, уточняющей, чем направляющей.
2. После того, как ученики обсудили в малых группах свои представления о теме, педагог предлагает им нарисовать в тетрадях таблицу ЗХУ. Хорошо, если она станет элементом рабочей тетради учащихся или их портфолио.
В графу «З» педагог, вместе с учениками, заносит все, что класс смог воссоздать на предыдущем этапе работы. Он задает уточняющие вопросы, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка. Некоторые детские варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы их образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления школьников.
3. В ходе обсуждения записей в графе «З», переход к графе «Х» (хочу узнать) мы уже фактически сделали. Теперь задача учителя успеть заметить фразы наподобие: «А я не знаю, какие еще птицы остаются у нас зимовать», «А я не понимаю, почему коллективизацию то ругали, то хвалили». Именно такие, может быть, еще не достаточно оформленные высказывания впоследствии, уже в более четком виде, заносятся в графу «Х».
Когда первичное заполнение графы «Х» (сразу всем классом) завершено, педагог обязательно просит детей поработать индивидуально и дополнить свои записи фразами, отражающими их индивидуальные интересы. Ведь кто-то мог не успеть их выразить на весь класс – из-за стеснительности, например. Проходя по рядам, учитель может заметить оригинальные предложения, которые (по договоренности с ребенком-автором) он предлагает позаимствовать всему классу.
4. Читатель наверняка обратил внимание на левую нижнюю часть таблицы: «Используемые понятия». Понятийное мышление – способность оперировать понятиями при анализе явлений и фактов – формируется достаточно долго. Ясно, что в начальной школе эта способность еще не так выражена, как в старших классах. Учащийся не сразу придет к мысли о том, что понятий не так много, как явлений, и очень удобно, владея определенным понятийным аппаратом описывать и – что важно! – понимать различные факты действительности. Например, понятие «защита» можно использовать и для изучения темы «Птицы зимой» и для изучения истории СССР в двадцатых-тридцатых годах ХХ века. Высшим уровнем развития понятийного мышления является способность к системному мышлению: умению использовать системы понятий для описания и понимания любых явлений (на развитие системного мышления, кстати, направлена известная в России методика ТРИЗ1).
Так вот для развития умения учащихся выделять понятия и использовать их для описания явлений действительности предназначена нижняя левая графа таблицы ЗХУ. В начале боRльшую роль в составлении этой таблицы играет учитель: он задает тон, а дети подхватывают. Но, если эта работа не разовая, не только для открытого урока, – очень скоро дети будут сами с успехом заполнять эту графу. В виде инструкции звучать это может примерно так: «Приступая к обсуждению темы нашего занятия, мы использовали разные понятия: защита, питание, маршрут, взаимодействие… Какие еще понятия нам могут понадобиться для того, чтобы узнать больше о зимующих у нас птицах?».
5. Наступило время для удовлетворения познавательных запросов учащихся. Используемый на занятии текст может быть представлен школьникам как в печатном виде, так и в лекционной форме. Для начальных классов можно использовать текст учебника или пособия – им еще сложно сразу фиксировать информацию. Старшеклассники же могут осилить и конспектирование «с голоса».
Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в тексте многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х». То есть, читаем текст (слушаем лекцию) и заполняем графу «У».
В случае использования лекционной формы, учитель, отличающийся определенной гибкостью и спонтанностью, может оперативно перестроить структуру материала, чтобы учесть пожелания школьников, сформулированные ими в графе «Х».
6. Школьники, поработав с текстом (прослушав лекцию), делятся результатами своей работы в парах-группах и, по необходимости, добавляют свои записи «находками» одноклассников. (Это же не контрольная, полезно и позаимствовать один-два варианта!) Затем, опять же с использованием уточняющих вопросов, педагог обобщает данные в графу «У» в таблице перед классом. Желательно записывать их напротив запросов из графы «Х», чтобы сразу было видно, что нам удалось узнать, а что – еще осталось выяснить. Например, старшеклассники могли записать напротив запроса: «Роль средств массовой информации в 20-30-е годы» – «Создание краткого курса партии». А младшие школьники напротив вопроса из графы «Х»: «Какие птицы остаются у нас зимовать?» – разместить список неизвестных им птиц.
7. То, что осталось выяснить, записываем в нижней части правой верхней графы. Если места нет, то можно записать рядом с таблицей. Не всегда есть необходимость обсуждать блок «Осталось узнать» сначала в парах-группах – иногда можно сделать это сразу и всем вместе на общей таблице. Все определяется целью и задачами занятия, а также – временныRми рамками. Разумеется, если приобретений достаточно много, то имеет смысл сначала обсудить их в парах-группах, а затем уже обобщать на весь класс.
8. Источники информации. Эту графу мы заполняем для того, чтобы дети учились определять круг возможных способов получения необходимой информации. Если педагог планирует, что учащиеся прямо в классе смогут заняться поисковой деятельностью, то он должен организовать образовательное пространство кабинета таким образом, чтобы в него были включены справочники и словари, периодика и видеоматериалы. Это определяется материально-техническими возможностями образовательного учреждения.
Если же подразумевается, что ученики сами должны искать нужную информацию, тогда (после заполнения этой графы) у них необходимо уточнить, как именно они планируют использовать источники информации. Это могут быть не только печатные издания и интернет-ресурсы, но и консультации со специалистами, изучение общественного мнения, беседы с родственниками. В общем, все, что может являться источниками информации.
8. К следующему занятию педагог может попросить школьников провести индивидуальное исследование по одному, выбранному ими, аспекту, который остался неизученным. Если же в процессе работы у учащихся возникли вопросы, которые являются столь объемными, что их сложно рассмотреть в обозримом будущем, учитель может использовать прием, предложенный канадскими педагогами – «Автобусная остановка». В классе, в качестве постоянной наглядности размещен лист бумаги, который условно называется автобусной остановкой, потому что на этой самой остановке ждут своей очереди идеи, проблемы, мысли учащихся, на которые по разным причинам в данный момент не представляется возможным ответить. Важно, чтобы дети знали, что их идеи не «уйдут в песок», а будут актуальны до определенного времени.
9. Как уже отмечалось, использование стратегии ЗХУ – будь то в лекционной форме или с использованием текста – является своеобразным «мостиком» либо к семинарским занятиям, либо к самостоятельным исследованиям учеников (или к практическим работам).
Реализация трехфазовой модели в стратегии ЗХУ
Каждое проведенное занятие подразумевает последующий анализ. Его схема должна быть адекватной той методике, которую использует педагог. Именно поэтому, с самого начала нашего общения читатель знакомился с анализом занятий, проведенных по технологии РКМЧП.
Коллеги, начинающие осваивать стратегии технологии, часто спрашивают, а как я пойму, даю ли я занятие именно по этой технологии или нет? Для этой цели и определена схема анализа. Она представлена в упрощенном виде, но, тем не менее, может быть использована для самоанализа и для анализа открытого занятия.
I. Фаза вызова
1. Самостоятельная актуализация знаний. Заполняя графу «З», учащиеся, сначала индивидуально, а затем – в парах, составляли список фактов, явлений, связанных с темой. Они их обсудили и обобщили. В процессе обсуждения они аргументировали свою точку зрения. Педагог уточнял и обобщал их высказывания.
2. Пробуждение познавательного интереса. Во-первых, при введении в тему, учитель использует проблемную ситуацию или эмоционально-насыщенный текст для пробуждения познавательного интереса; во-вторых, заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые соответственно дают мотивацию к их удовлетворению. В-третьих, обсуждение результатов своей работы с одноклассниками делает её лично значимой для учащегося. Групповая работа сама по себе повышает активность человека.
3. Определение направления в изучении темы. Ученики самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х» и «Категории». Очень важно, что они учатся формулировать исследовательские задачи и обосновывать их.
II. Фаза осмысления
1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию или читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.
2. Сопоставление нового и старого знания. Работая с материалом, школьники имеют возможность корректировать некоторые сведения, находящиеся в графе «З» и дополнять понятия в графу «Используемые понятия». Этот процесс может осуществляться не только во время лекции, но и в процессе последующего обсуждения.
В графу «У» («Узнали») они записывали новую информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.
III. Фаза рефлексии (размышления)
1. Самостоятельное обобщение и систематизация материала. Самостоятельное написание выводов по лекции является обобщением работы. Заполнение таблицы ЗХУ помогает в систематизации полученных знаний.
2. Определение направлений для дальнейшего изучения темы. Заполняя нижнюю часть правой верхней графы таблицы «Что осталось узнать», школьники формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования, и в этом им помогут источники информации, список которых они составили в нижней правой графе «Источники информации».
Ограничения использования стратегии ЗХУ в лекции
· Необходимо помнить, что стратегия ЗХУ наиболее эффективна, когда она предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность. Разумеется, ее можно организовать и на уроке (для младших школьников, например). Но когда для разработки вопроса, который осталось изучить, потребуется исследовать несколько источников, необходимо больше времени, чем это позволяет учебный блок. Здесь предполагается определенное исследовательское домашнее задание. ЗХУ, разумеется, можно использовать и в других случаях, но тогда она не реализует весь свой потенциал.
· Объем текста лекции не должен превышать 8–9 страниц (для младших и средних подростков – меньше). Если его увеличить, то количество информации и изучаемых понятий может возрасти до уровня, превышающего объем оперативной памяти ученика.
· Стратегию ЗХУ можно использовать и для сюжетных текстов, но лучше – для работы с информационно насыщенным материалом.
Достоинства использования стратегии ЗХУ
· Эта стратегия помогает ученикам систематизировать материал.
· Саму таблицу можно использовать для дальнейшего общения между учеником и педагогом.
· Стратегия ЗХУ помогает школьникам планировать свою исследовательскую деятельность.
· Работа над левой нижней частью таблицы развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, еще до исследования.
· Эта стратегия наглядно отражает процесс работы с информацией и является хорошей обратной связью для педагога.
Рекомендации педагогу, использующему стратегию ЗХУ
· Для работы с графой «З» вопрос желательно сформулировать таким образом, чтобы ответов на него было не слишком много (6–7), и учащимся пришлось прилагать некоторые усилия для припоминания фактов и событий. Разумеется, самих фактов может быть больше.
· Часто случается, что размер таблицы оказывается недостаточным. Его можно увеличить или оставить саму идею ЗХУ, а форму таблицы не использовать: школьники будут просто заполнять соответствующие пункты в конспектах.
· Если учащиеся на начальном этапе записали какие-то неверные сведения, то ведущий может предложить занести спорный момент в графу «Х» или взять этот факт себе на заметку и подождать – лучше, чтобы ученик сам осознал ошибку.
· Нужно продумать инструкцию к написанию выводов так, чтобы для выполнения работы нужны были бы все накопленные в течение занятия материалы.
Некоторые коллеги делают ошибку, когда, начиная занятие, сразу просят заполнить графу «З». Эта инструкция воспринимается учащимися как что-то искусственное, насильственное. Важно понимать, что первична здесь деятельность, побуждающая к информационному поиску. То есть, после того, как проблема обозначена,
и школьники вместе с педагогом начинают исследование (неважно, как внешне организована работа: в форме лекции, работы с текстом или семинара), возникает пауза, требующая работы с информацией. Именно тогда нам и может пригодиться стратегия ЗХУ. Не обязательно она должна выглядеть в форме таблицы. Это могут быть листы бумаги, электронные файлы и др.
Могут быть и модификации данной стратегии. Например, при чтении текста можно дать ученикам инструкцию заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) – узнал – осталось непонятным». Основным смыслом этой стратегии является развитие умения самостоятельно определять направления в работе с информацией.
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хочу знать язык и говорить на английском! что для этого важно?
Наберусь наглости и предложу Вашему вниманию:Даже для ленивых - Главные советы и список интернет-сайтов для тех, кто хочет знать английский! (это то, что мне кажется очень важным! и это отнюдь н...
Конспект внеклассного мероприятия по биологии "Хочу знать"
Конспект внеклассного мероприятия по биологии "Хочу знать"...
Своя игра "Хочу знать русский!"
Данная игра может быть проведена в рамках предметной недели по русскому языку для 5-7 классов в качестве внеклассномого мероприятия по предмету...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...
Диагностика успешного обучения «Знаю – Хочу – Могу – Делаю»
Данная методика позволяет выполнить диагностику "успешности обучения" (по материалам курсов "Технологии успешного обучения". руководитель Галактионова Т. Г.)...
Диагностика успешного обучения «Знаю – Хочу – Могу – Делаю»
Использование лепестковой диаграммы для диагностики «Знаю – Хочу – Могу – Делаю»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Любознайка: хочу знать и могу сдать ОГЭ» 9Б класс
Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по математике для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образов...