Сложности в обучении русскому языку.
статья по русскому языку

Познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_slozhnosti_v_vpr_po_russkomu_yazyku.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Главные сложности в ВПР по русскому языку.

ВПР — не экзамен, а контрольная работа. Но готовиться к ней надо также систематически в течение всего учебного года. В оставшиеся до первых ВПР два месяца можно сделать акцент на самых сложных темах и заданиях. Предлагаю рассмотреть  проблемные темы ВПР по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

1. «Не умею определять основную мысль текста».

Наибольшую трудность у детей вызывает задание, где нужно сформулировать основную мысль текста. Ребёнку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Для отработки этих навыков в течение учебного года мы делаем разные типы заданий.

1. Тренируемся решать конкретные задачи при чтении:

«Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»;

«Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»;

«Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование».

2. Учимся работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. На первых этапах выбираем правильный вариант из предложенных. Дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор.

«О чём рассказывается в произведении «Маяк» А. С. Некрасова? Отметь правильный ответ.

— о том, что маяк днем не горит;

— о том, что днём на маяке чинят лампы;

— о том, что на маяке работать скучно;

— о том, как маяк помогает морякам».

Далее задания усложняются:

Выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения.

Выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста.

Выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов.

Расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.

2. «Не умею составлять план текста»

Трудности возникают и с заданиями, которые требуют составить и записать план короткого текста. Чтобы подготовить к такому типу заданий, мы учим детей действовать по алгоритму:

Шаг 1. Посчитать количество абзацев.

Шаг 2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца: помогает ребёнку вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.

Шаг 3. Записать по порядку ключевые слова или предложения абзацев — это и будет план текста.

3. «Не умею задавать вопросу по тексту»

Вопросы к тексту — ещё одна проблемная зона контрольной по русскому языку. Детям гораздо чаще приходится не задавать вопросы, а отвечать на готовые.

Для тренировки можно использовать приём «тонких» и «толстых» вопросов. Первые — это прямые вопросы, требующие конкретного ответа: кто? что? когда? как звали? когда было? Они предполагают просто знание фактов из текста. Вопросы второй группы требуют самостоятельных рассуждений, формулировки причинно-следственных связей, описания процессов. Такой подход учит смотреть на проблему с разных сторон и хорошо понимать смысл текста.

4. «Не умею переписывать текст»

При подготовке к проверочной работе по русскому языку в пятом классе мы уделяем большое внимание умению списывать тексты, соблюдая нормы орфографии и пунктуации. Этот вид работы входит в первую часть ВПР. Проводим зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, орфографические минутки, тесты, которые повышают орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Особенного внимания требует тема «Фонетика и графика как раздел лингвистики». Готовимся по такому алгоритму:

Сформулировать ожидаемые результаты по предмету.

Составить проверочную работу по теме, чтобы найти пробелы в знаниях учеников.

Подобрать разноуровневые и разноплановые задания по теме.

Найди слова, в которых количество букв и звуков совпадает: мать, обед, беречь, вернёшься, боюсь, ясли, тренер, ружьё.

В первую группу выпиши слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу — слова с глухим непарным согласным звуком на конце. Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.

Разбей слова на три группы. Дочка, жильѐ, идешь, ложится, печаль, учащийся, шалашик, ямка.

слова, в которых произносятся и твёрдые, и мягкие согласные;

слова, в которых произносятся только твёрдые согласные;

слова, в которых произносятся только мягкие согласные.

Мы начинаем подготовку к ВПР с первых дней учебного года: систематически отрабатываем знания по предмету на уроках, тренируемся распределять время на задания разной сложности, учимся переключать внимание с одного вида заданий на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

Программа элективного курса "Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности ЕГЭ по русскому языку"

В КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки...