конспект урока по теме "Обращение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Зверева Ирина Васильевна

урок применения новых знаний построен по частично поисковому методу

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Урок по теме «Обращение» (пятый класс)

                                                      Тип урока: приобретение новых знаний

                                                        Метод: частично- поисковый

                                     Цели урока:

  • Обучающие –  познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять обращения в речи, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении, уметь использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью
  • Развивающие – способствовать развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, способствовать развитию у учащихся творческого, критического мышления, воображения, развитие умения работать в команде, создавать и передавать сообщения.
  • Воспитательные – прививать элементы культуры использования обращения в речи, воспитывать ответственность за сказанное слово, воспитание культуры общения.

Методы: проблемно-поисковый, игровой, метод проектов, « коммуникативная атака».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

  1. Создаю проблемную ситуацию: задаю вопрос без обращения к кому -либо в единственном числе. Например, «ты видел, какое сегодня был иней?»

 Выясняем: чтобы тебе ответили, нужно назвать того, к кому обращаешься. Значит, что мы сегодня будем изучать

                             Записываем  тему урока

                                                 II. Работа по теме урока.     

- Сегодня мы начнем знакомиться с обращением, с его использованием в речи.

-  найдите отличия   (слайд 3) ( В 1 столбике идет информация, во 2 – обращение к людям, ребятам)

обращение к Обращению (слайд 4)

 – используя предыдущий слайд, обозначьте цели нашего урока (слайд 5)

– рассмотрите известную вам иллюстрацию и скажите, где здесь обращения.  ( слайд 6)

Прочитаем упр.  в учебнике на стр.98  и  попробуем вывести правило. Обратимся к учебнику, сравним, дополним.

– правило (слайд 7)

 - вспомните  как можно больше предложений с обращениями из произведений, которые напомнили вам эти рисунки  (слайд 8)

– рассмотрите схемы внимательно,  можете их объяснить? Прочитайте стихотворение, выведите правило  постановки запятой в предложениях с обращениями.( слайд 9)

Вывод  (слайды 10-11)

-рассмотрите предложения с обращениями: какие знаки препинания ещё употребляются в них? ( воскл. знак) ( слайд 12)

- правило (слайд 13)

- Ребята, мы читали и писали, а давайте отдохнем
Физминутку проведем. (слайд 14)
(класс встает и повторяет за учителем  упражнение).
Эй, ноябрь, эй, декабрь!
Принесите холода.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.

-Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.
- Какой предмет (одушевленный или неодушевленный предмет) обозначает обращение?
Вывод. Можно обратиться не только к одушевленным предметам, но и неодушевленным.

- Читаем упр  213  стр 98,99. Как выражается отношение лисы к тому , к кому она обращается)
- С помощью обращений можем выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью).

Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемся кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом).

 - Чтобы еще узнать о правилах обращения, прочитаем диалог под  звездочкой  на стр.100

 - Прочитаем еще реплики из басен. ( слайд15) Кто из персонажей очень невежлив?

 -Вывод (слайд 16)

- Прочитаем предложения на следующем слайде. (17)

 -Найдите обращения, из скольких слов они состоят? Как называются предложения. Если они состоят только из грамматической основы? А если в них еще есть второстепенные члены?

- вывод .

  -Спишите предложения и подчеркните  слова как члены предложения.  (слайд18)

Какое слово вы не подчеркнули и почему?

- Прочитаем упр.  217 и определим, какую роль в предложении играет выделенное слово.

А теперь прочитаем реплики на следующем слайде (19)

 Что в них необычного? А как вы думаете, в каком падеже эти слова?

- этого падежа в современном русском языке уже нет. Когда-то в древнерусском языке существовал седьмой такой особый падеж  - звательный падеж.)

- Как вы думаете, ребята, почему этот падеж так назвали?

(Уч-ся наблюдают и делают вывод, что этот падеж употребляется, когда называют того, к кому обращаются с речью, зовут)

 Еще раз послушайте предложения и понаблюдайте за интонацией.  

В чем особенность интонации? (слайд 20,21)

- Прочитаем предложения, соблюдая правильную интонацию.(слайд 22,23)

- составляем предложения по предложенным схемам (слайд 24)

 Прослушиваем составленные предложения.

III.рефлексия, итоги урока ( слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...