Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir.urok_.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида 

Тема:  М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино” ( 2 часа)

Цели:                                                                                                                                                      образовательные:                                                                                                                                 - закрепить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;                              - подготовить учащихся к восприятию стихотворения;                                                             - познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его;                                                                                                                    - показать роль рассказчика – выразителя чувств народа;

коррекционно-развивающие:                                                                                                         - развивать навык выразительного чтения;                                                                                   - обогащение словарного запаса;                                                                                                    - развитие связной речи, мышления, внимания, памяти;

воспитательные:                                                                                                                                             - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Образовательные технологии:  интегрированного обучения                                                                                                              - история (сведения об Отечественной войне 1812 года);                                                         - русский язык ( виды предложений по интонации, диалог).

-здоровьесбережения

Оборудование:                                                                                                                                    - портрет М.Ю.Лермонтова;                                                                                                            - карта “Отечественная война 1812 года”;                                                                                                - детские книги с иллюстрациями М.Ю.Лермонтова “Бородино”;                                         - аудиозапись стихотворения;                                                                                                          - картина П.Заболоцкого “ Старый солдат”;                                                                                  - листы со словарными  словами:        

редуты - земляные укрепления на поле боя;                                                                               лафет- приспособление для ствола пушки;                                                                                   кивер - высокий головной убор для военных;                                                                            бивак- стоянка войска под открытым небом;                                                                               картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии;                                 уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии;                                     мусью- мсье (франц.)- обращение к французу;                                                                           бусурманы- враги;                                                                                                                             хват- смелый человек;                                                                                                                     сеча – сражение, битва.                                                                                                                                                                                                                                                              

 I.Организационный момент.                                                                                                            II.Вступительное слово учителя.                                                                                                        - Сегодня на уроке  мы будем работать по следующему плану:  1).Повторим биографию поэта.2)Познакомимся со стихотворением. 3).Будем учиться правильно и выразительно читать его.                                                                                                                                                                                                                                                               -Давайте уточним, о ком  мы будем говорить на уроке. ( О М.Ю.Лермонтове).                  

                            (портрет М.Ю.Лермонтова)                                                                                         -Основная мысль нашего урока заключена в словах  самого поэта (запись на доске):

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,                                                                                                                                                      Как русский,- сильно, пламенно                                                                                                         и нежно.    

III.Проверка домашнего задания.

-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город).                - Назовите годы жизни поэта? (1814-1841).                                                                                -Где прошли его детские годы? (В Тарханах).                                                                           - Кто его воспитывал? (Бабушка). Почему?                                                                               - Чем он увлекался?(Литературой. Рисованием).                                                                     - Чем увлекался? (Историей).                                                                                                         - Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

Слово учителя.

У нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

            За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и ……….. (название вы узнаете, разгадав ребус)……“Бородино”.

                             БОР1О («Бородино» М.Ю.Лермонтов)

Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.

Учитель обращает внимание детей на эпиграф.

3. Слово о богатырях.

С древности на Руси ходят легенды, сказания о храбрых богатырях. Об их славных подвигах пели русские женщины над колыбелью детей своих, это их имена звучат на устах народа нашего и поныне. Храбрые богатыри защищали границы нашей Родины от всякой нечисти. Так было много лет назад…

Шли годы. Беда пришла на землю русскую. Напали на нее полчища врагов. Где вы, богатыри славные? Вставайте на защиту Отчизны родной.

А ведь жили-то они давно… Кто же защитит землю нашу? Нет, не перевелись богатыри на Руси. Встали они на ее защиту.

Где же они? Всмотритесь, вот они: поэт, крестьянин, простой солдат…

Знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» — о герое – народе, который в этом сражении обнаружил свою волю к победе, показал исключительное мужество, свою любовь и преданность Родине. Главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат – участник того боя, он там был, он это видел, он это пережил

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

— А что знаете вы о Бородинским сражении?

4. Справка о Бородинском сражении. (Показ слайдов) учитель истории

      «В 1812 году французская армия под командованием Наполеона напала на Россию. Численность армии французов в несколько раз превышала численность русской армии.

Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
      Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
      Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
      Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».

5. Словарная работа.

Сейчас мы будем слушать стихотворение “Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – дробь, небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

сражен булатом – убит,

был хватом – храбрым.

6. Прослушивание стихотворения в записи.

Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино”

7. Работа с текстом.  Беседа анализ:

1). Первое впечатление от стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Что именно понравилось?

— Каким чувством пронизано все стихотворение?

—   Как вы думаете, кого Лермонтов в стихотворении называет богатырями? Кто они, что за люди?

— Что о них говорит поэт? В каких строчках? Найдите эти строчки и прочитайте.

— Кого из этих богатырей вы можете назвать? Что вы о них знаете? 

Вывод: значит, богатыри — это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу спасти от врагов свою землю.

2) Стихотворение построено в форме разговора молодого солдата с бывалым воином.

— Найдите доказательство того, что рассказчиком является солдат – участник боя.

(Дети читают, находят ответы на вопрос, зачитывают правильные варианты).

— С каким чувством рассказывает солдат о Бородинском сражении?

— Каким вы представляете себе полковника? К чему он призывает?

— Найдите и зачитайте строфы, в которых описывается Бородинский бой.

— Выразительно прочитайте строки, которые наиболее ярко передают патриотизм солдат.

— Кто спаситель России, по мнению рассказчика?

— Какие качества личности помогли солдатам и их командирам выстоять в неравном бою?

Физминутка

8. Итог урока

- Какое стихотворение мы читали на уроке?                                                                                  - Кто его написал?                                                                                                                                  - О каком событии в нём рассказывается?                                                                                       - Как сражались русские солдаты? Продолжим изучать на следующем уроке.

9.Рефлексия.

10. Домашнее задание.                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                           

   

1.Четвертое  - лишнее:

Работать – быстро, трудно, плохо, много.

Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Играть – весело, пешком, дружно, честно.

Сказать – вежливо, громко, выразительно, чётко.

Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно.

Защищать – смело, отважно, тихо, бесстрашно.

2.Задание. Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии.

Храбрость, смелость, героизм,  мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, предательство, малодушие, патриотизм.

 

3.Задание. Соедини части пословицы

ЗА РОДНОЙ КРАЙ

КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ

ТО ГЕРОЙ,

О ТОМ СЛАВА НЕ УМРЁТ

КТО ХРАБРО ВРАГА БЬЁТ,

И ЖИЗНЬ ОТДАЙ

4.Задание. «Допиши слово».

  • Написал ……………….
  • Восхищался …………..
  • Рассказчик ……………
  • Полководцы …………
  • Новые слова…………

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...