Сочинение на лингвистическую тему
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Цели деятельности педагога | Повторить сведения о тексте, видах связи в нем. Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; сравнение языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Текст, стили литературного языка, формы языка |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие. 2. Выявление места | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра | – Ребята, что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Организует и сопровождает деятельность учащихся, побуждает к выдвижению гипотез, дополняет ответы. Приём «Список» Учитель предлагает ребятам в течение 3 минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. После предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее определение | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей иг- ре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации | Уст- информации |
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, | Выполняют физические упражнения | Фронтальная | Выполнение физических упражнений | ||
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | – Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua – язык) – наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т. д. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы попробуем написать сочинение на лингвистическую тему. В этом нам поможет памятка. (Раздается на парты.) Организует и сопровождает деятельность учащихся | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, опреде-ляют цель урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации |
4. Творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | Памятка 1. Внимательно прочитайте высказывание. 2. Запишите высказывание, отступив 2 строчки от начала листа. Проверьте. 3. Напишите вступление, указав, о каких явлениях и свойствах языка идёт речь. 4. Сформулируйте и запишите собственное понимание высказывания. У вас должен получиться тезис, связанный с темой сочинения и основной мыслью. 5. Исправьте недочёты и проверьте по орфографическому словарю. 6. Пишем основную часть. 7. Подберите примеры, иллюстрирующие тезис. 8. Оформите каждый аргумент (доказательство тезиса) как отдельное предложение. 9. Предложения связаны между собой? 10. Перечитайте написанное. Вы доказали тезис? 11. Расставьте знаки препинания, проверьте по словарю. 12. Пишем заключение (вывод). Для этого закончите сочинение своими словами или частью цитаты, содержащей главную мысль. 13. Прочитайте написанное, расставьте знаки препинания. 14. Проверьте по словарю. Высказывание для написания сочинения на лингвистическую тему. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д. С. Лихачев.) | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, ииндивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Уст- информации |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Организует и сопровождает деятельность учащихся по написанию сочинения на лингвистическую тему | Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Вопросы для уточнения информации, выполнение заданий в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценива- ние за работу на уроке | Обсуждение работ. Выборочная проверка. Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: формирует умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение упражнений в тетрадях, оценивание рабо- ты учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как писать сочинение на лингвистическую тему
Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...
ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему
Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...
Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему
Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....
Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....
Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...
Образцы сочинений на лингвистическую тему (ГИА 2012)
Образцы сочинений С 1.1 ГИА -2012...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....