Категория состояния как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели деятельности педагога

Познакомить со словами категории состояния; уметь отличать слова категории состояния от наречий; повторить правописание наречий. Уметь конструировать предложения и составлять небольшие тексты, используя слова категории состояния

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния; уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Категория состояния как часть речи

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Прием «Да – нет»

Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

На данном уроке загадывается часть речи (категория состояния), ребята задают учителю вопросы, в итоге делают вывод, что отгадка – неизменяемое слово.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы, подводит к выводу

Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, воспри-

нимают

на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других

Уст-
ные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Предложения на слайде.

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов.)

Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. (И. Бунин.)

– Определите грамматические основы в данных предложениях. Односоставными или двусоставными являются записанные предложения?

– Каким членом предложения является слово тихо в первом предложении, во втором?

– Определите значение слова тихо в данных предложениях.

– Можно ли слово тихо в первом и во втором предложениях отнести к одной и той же части речи1?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы.

Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; устанавливают причинно-следственные

связи, делают

выводы.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Уст-
ные ответы, листы

обратной связи

Физкультминутка

Одолела вас дремота, (Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны туловища.)

И на месте поскакать. (Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

Выполняют элементарные физические

упражнения под руковод-

ством ответственного за проведение физкультминутки учащегося

Фронтальная

Выполнение физических

упражнений

3. Целеполагание и построение

проекта выхода из затруднения

Организация рабочего места. Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Знакомство с материалом учебника (с. 127–129).

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Формулируют цель

учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы, выполняют

упражнения

Индивидуальная, групповая

Вопросы для уточнения

информации, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

4. Творчес-

кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

– Составим обобщающую таблицу, которая поможет нам полу-чить представление о категории состояния.

Составление таблицы, проверка по ключу на слайде.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы с заданиями

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы

Уст-
ные ответы.

Выполнение упражнений

в тетрадях

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы.

Выполнение разноуровневых обучающих

упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268).

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Принимают участие в работе, выполняют

упражнения. Выделяют главное, устанавливают причин-но-след-

ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями.

Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание участвовать в творческом,

созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

А1. В каком примере есть слово категории состояния?

1) Весь июль солнце пекло немилосердно.

2) Летом на юге темнеет очень быстро.

3) Рассказывал он очень интересно.

4) Роза приятно пахнет.

А2. Какое слово может быть и личным глаголом, и словом категории состояния?

1) Нездоровится; 2) вечереет; 3) дует; 4) спится.

А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

1) Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.

2) Ему было ВЕСЕЛО.

3) Лицо его было ВЕСЕЛО.

4) Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?

1) Причастие; 3) наречие;

2) деепричастие; 4) категория состояния.

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

На другой день гусару стало хуже.

С1. Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние человека2.

Проверка и обсуждение работ учащихся

Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанав-

ливают причин-

но-след-

ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями. Оценивают работу товарищей

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобре-

тают умения

использовать

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Вопросы для уточнения

информации, оценивание

рабо-

ты учащихся

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Приём «Телеграмма»

Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте
(обменяться).

Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работ учащихся.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"

Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Категория состояния как часть речи

конспект урока русского языка в 7 классе  с презентацией...

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....

Категория состояния как часть речи

Первый урок в разделе "Категория состояния"....

Урок по теме "Категория состояния как часть речи"

Презентация содержит материал по теме "Категория состояния как часть речи"...