Категория состояния как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Первый урок в разделе "Категория состояния".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriya_sostoyaniya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Категория состояния как часть речи
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Познавательные: изучить и усвоить новую часть речи – категории состояния.
- Развивающие:
– развить у учащихся разной степени обученности и обучаемости самостоятельности и личной активности при углублении знаний и закреплении материала;
– продолжить работы по развитию долговременной памяти, образного мышления и логических навыков сравнения/сопоставления.
- Обучающая:
– развить умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий;
– выработать умения составлять предложения со словами категории состояния, правильное выполнение синтаксического разбора таких предложений, конструирование предложений с синонимической заменой, продолжение работы по формированию у учащихся знаний и умений по орфографии, синтаксису, пунктуации и развитию речи.
Задачи:
1) Актуализировать знания по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;
2) Развить умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия,
3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Методические приёмы: объяснение учителя, лингвистический анализ, тренировочные упражнения.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи»
(В.В. Виноградов)
Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».
Работа с эпиграфом:
– Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Прочитайте, пожалуйста, выразительно.
– Вычлените ключевые слова из предложенного эпиграфа.
– Какую информацию о нашей части речи вы получили в эпиграфе?
– А теперь давайте посмотрим, что мы сегодня должны узнать?
Объяснение нового материала:
(работа по группам)
Итак, мы начинаем работу в группах.
Кластеры на доске:
- Как образовался термин «категория состояния»? (значение слов)
- История создания категории состояния как части речи.
- Жизнь категории состояния в современном русском языке.
I группа:
- Найдите в толковом словаре толкования слова категория
Категория (с греч. – высказывание, суждение):
1. Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);
2. В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);
3. Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория)
Состояние –
1. см. состоять.
2. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в к-рых находится кто-что-н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя.
3. Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжёлом состоянии. Обморочное с. Находиться в состоянии восторга.
4. Звание, социальное положение (устар,). Купеческое с. Лишение прав состояния.
5. Имущество, собственность. Ваша библиотека — целое с. Нажить с. Человек с состоянием. * В состоянии с неопр. — о возможности делать что-н. Сейчас я не в состоянии читать.
- Скажите, какое значение слова категория состояния применимо к изучаемой теме?
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния?
II группа
– Пользуясь выдержками из статей известных лингвистов, изучающих категорию состояния как часть речи, ответьте на вопросы:
– Кем и когда был введен термин «категория состояния»
– Какие точки зрения существуют на категорию состояния? Назовите представителей первой и второй точки зрения.
– Почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?
Уже с первой трети XIX в. в русских грамматиках последовательно выделялся ряд слов, промежуточных между именами, глаголами и выражающими состояние.
Термин «категория состояния» впервые был введён Щербой Л. В. в 1928 году. Кроме того, он обозначил категорию состояния как особую часть речи. К ней он относил следующие слова: можно, нельзя, холодно, жаль, светло, надо. Краткие прилагательные рад, способен, должен, готов, по мнению учёного, тоже относятся к категории состояния. Виноградов В. В. также считал, что эти прилагательные по своему значению сближаются с категорией состояния.
Профессор Абакумов С. И. учитывал синтаксическую функцию слов категории состояния и называл их безлично-предикативными словами.
Шахматов А. А. использовал термин «предикативные наречия» (то, что утверждается о ком или о чем–либо).
Существует две точки зрения на категорию состояния как часть речи.
I точка зрения:
Категория состояния — это особая часть речи со своим категориальным значением, морфологическими и синтаксическими признаками. (Щерба Л. В., Виноградов В. В., Галкина-Федорук Е. М., Гвоздев А. Н., Шанский Н. М., Тихонов А. Н.)
II точка зрения:
Категория состояния не является особой частью речи. («Грамматика — 80», Буланин Л. Л., Мещанинов И. И., Шапиро А. Б., Мигирин В. Н.)
- . Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказывали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.
(Сообщения учащихся о деятельности Л.В. Щербы и В.В. Виноградова)
- Давайте познакомимся с фрагментами работ Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о словах категории состояния и сделаем вывод: почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?
Лев Владимирович Щерба
Статья «О частях речи в русском языке»
Сейчас формально категорию состояния можно определить так: это слова в соединении со связкой, не являющиеся однако ни полными прилагательными, ни именительным падежом существительного; они выражаются или неизменяемой формой, или формой существительного с предлогом.
Если не признавать наличия в русском языке категории состояния, то такие слова, как пора, холодно, навеселе и т.п., все же нельзя считать наречиями, и они просто остаются вне категорий слов.
Есть слова (нельзя, можно, надо, жаль и т.п.), которые чаще всего по формальному признаку неизменяемости, зачисляют в наречия… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию.
Виктор Владимирович Виноградов
«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»
Под категорию состояния подводятся несклоняемо-именные и наречные слова, которые имеют формы времени и употребляются только в функции сказуемого. Многие из слов, подводимых под категорию состояния, могут сочетаться и с другими вспомогательными глаголами, кроме быть ( стало жаль, становится больно; делается досадно и т. д.)
Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.
III группа
Работа с учебником стр. 126–127.
Промежуточный вывод: Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.
Обратная реакция
– А теперь попробуйте найти из предложенных слов в орфографической разминке слова категории состояния.
Бежим, направо, колесо, горестно, загадочно, ветрено, полотно, замечательно, влево, принудительно, скверно, решено, радостно, невозможно.
IV. Аналитическая работа
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят радостно.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
! - Давайте заполним таблицу на доске (для заполнения каждого столбца таблицы к доске вызываются ученики, наиболее «сильный» заполняет четвёртый столбец; при необходимости работающие у доски обращаются за помощью к классу). В тетрадь данную таблицу мы не переносим.
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
(оставить пустую строку) Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на доску. (Один из учеников читает материал):
«Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)
– Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения:
– Какой частью речи являются выделенные слова? Почему вы так решили?
– А теперь давайте определим значение каждого слова, относящегося к это части речи.
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).
Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
IV. Задания на закрепление.
Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать…
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
- Какую роль играют слова категории состояния в поэтическом тексте?
V. Самостоятельная работа с текстом. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
Душевное и физическое состояние человека | Состояние природы и окружающей среды | Оценка действий |
Подведение итогов занятия.
- Итак, мы сегодня познакомились с какой частью речи?
– А теперь я вас попрошу, используя слова новой части речи определить свое состояние после урока?
VI. Домашнее задание. Написать сочинение–миниатюру по теме: «Зачем нам нужна категория состояния как часть речи?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...
Презентация по теме:"Категория состояния как часть речи"
Презентация представляет материал к уроку 7 класса по теме "Категория состояния", где содержится теоретическая составляющая и тренировочные упражнения....
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Категория состояния как часть речи
конспект урока русского языка в 7 классе с презентацией...
Урок по теме "Категория состояния как часть речи"
Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....
Урок по теме "Категория состояния как часть речи"
Презентация содержит материал по теме "Категория состояния как часть речи"...
Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»
Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"...