Изложение
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗЛОЖЕНИЕ

Цели деятельности педагога

Повторить сведения о тексте, видах связи в нем. Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста; уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме).

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осозна-ния целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; сравнение языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обуча-ющихся

Основные понятия

Текст, стили литературного языка, формы языка

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Во время слушания текста выполняйте следующие задания:

определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек);

запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы (содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью) рядом с цифрами

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Чтение, эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Текст « Есть два рода мечтателей».

Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают, но рассуждают так: «Мы пока еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. Подождем. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим».

У других – мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастем? Разве и сейчас не найдется для нас настоящих дел? Не хотим сидеть сложа руки!» Эти мечтатели с малых лет готовят себя к большим делам

Знакомятся с текстом изложения. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы, вопросы для уточнения

информации

3. Выявление места
и причины затруднения

Анализ содер-

жания текста,

беседа

Беседа.

– Что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей? (И те и другие мечтают о больших делах.) Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно. (Ведь нужно сжато изложить текст.)

– Чем различаются их рассуждения?

– Как вы думаете, кто из них прав? Почему?

– Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?»?

(Например: «Так говорит (пишет) Ю. Яковлев о юных мечтателях. Я считаю (убежден, уверен), что...».)

– Можно ли использовать «обратное» доказательство?

(Да. Например, предположим, что правы первые мечтатели: они действительно малы и еще не могут сделать ничего замечательного. И вот настанет время...1)

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы

Групповая, индивидуальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Уст-
ные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ образной системы текста. Письменная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют

задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Уст-
ные ответы, вопросы для уточнения

информации, выполнение заданий

в тетрадях

5. Творчес-

кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

– Преобразуйте свои записи в текст, не нарушая логики изложения.

– Отредактируйте текст, ответив на вопросы:

1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения?

2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?

3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?

На слайде:

Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

– однотематическая лексика;

– лексический повтор;

– синонимы;

– местоимения;

– наречия;

– антонимы;

– союзы;

– частицы;

– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;

– порядок слов в предложении;

– неполные предложения;

– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных и восклицательных предложений в тексте)

Работа
с текстом. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения

информации, выполнение заданий

в тетрадях

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных текстов, письменная работа

Контролирует правильность выполнения задания.

– Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию.

– Прочитайте текст 3-й раз. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

– Перепишите текст в тетрадь.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов,

озаглавливают рассказ в соответствии

с темой

и основной мыслью изложения;

работают над предупреждением ошибок с помощью словарей

и справочников, пишут изложение

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в па-

мяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

в тетрадях

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием изложения:

– Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основ-ное содержание текста? Что нам помогло? (Да, мы правильно выделили идею, основную мысль, поэтому легко смогли передать главное, что хотел сказать автор.)

– Какова роль идеи текста? (Без нее текст не получится.)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Сжатое изложение

Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....