Изложение
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
ИЗЛОЖЕНИЕ
Цели деятельности педагога | Повторить сведения о тексте, видах связи в нем. Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста; уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме). Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осозна-ния целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; сравнение языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обуча-ющихся |
Основные понятия | Текст, стили литературного языка, формы языка |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. – Во время слушания текста выполняйте следующие задания: ∙ определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек); ∙ запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы (содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью) рядом с цифрами | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение, эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Текст « Есть два рода мечтателей». Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают, но рассуждают так: «Мы пока еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. Подождем. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим». У других – мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастем? Разве и сейчас не найдется для нас настоящих дел? Не хотим сидеть сложа руки!» Эти мечтатели с малых лет готовят себя к большим делам | Знакомятся с текстом изложения. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Уст- информации |
3. Выявление места | Анализ содер- жания текста, беседа | Беседа. – Что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей? (И те и другие мечтают о больших делах.) Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно. (Ведь нужно сжато изложить текст.) – Чем различаются их рассуждения? – Как вы думаете, кто из них прав? Почему? – Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?»? (Например: «Так говорит (пишет) Ю. Яковлев о юных мечтателях. Я считаю (убежден, уверен), что...».) – Можно ли использовать «обратное» доказательство? (Да. Например, предположим, что правы первые мечтатели: они действительно малы и еще не могут сделать ничего замечательного. И вот настанет время...1) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы | Групповая, индивидуальная | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Уст- |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ образной системы текста. Письменная работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Уст- информации, выполнение заданий в тетрадях |
5. Творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | – Преобразуйте свои записи в текст, не нарушая логики изложения. – Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения? 2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы? 3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами? На слайде: Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические): – однотематическая лексика; – лексический повтор; – синонимы; – местоимения; – наречия; – антонимы; – союзы; – частицы; – вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними; – порядок слов в предложении; – неполные предложения; – интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных и восклицательных предложений в тексте) | Работа | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации, выполнение заданий в тетрадях |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных текстов, письменная работа | Контролирует правильность выполнения задания. – Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию. – Прочитайте текст 3-й раз. Проверьте правильность постановки знаков препинания. – Перепишите текст в тетрадь. Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов, озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью изложения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников, пишут изложение | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в па- мяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий в тетрадях |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием изложения: – Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основ-ное содержание текста? Что нам помогло? (Да, мы правильно выделили идею, основную мысль, поэтому легко смогли передать главное, что хотел сказать автор.) – Какова роль идеи текста? (Без нее текст не получится.) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....
Сжатое изложение
Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
Данная технологическая карта к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...
Тексты изложений и варианты сжатых изложений.
Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....