Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_kak_chast_rechi.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия; способствовать формированию навыка разграничения основного и добавочного действия

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать

речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Деепричастие, основное и добавочное действие

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие.

2. Выявление места
и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

– Ребята, не хотите ли вы обсудить домашнее задание? Но обсуждать мы будем не то, что вы делаете, когда готовитесь к уроку русского языка, а то, как вы это делаете.

Задание по группам.

– Опишите действия ученика, который делает домашнее задание по русскому языку. Как он пишет, какие добавочные действия при этом совершает? (Побеждает группа, назвавшая большее количество действий, составившая самое длинное предложение.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

Подведение итогов.

– А теперь я предлагаю вам подчеркнуть грамматические

основы в одном из составленных нами предложений. Выберем самое интересное.

Разбор предложения на доске, например:

«Он пишет упражнение, заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.».

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

– Скажите, какое из этих действий самое главное в предложении, основное? (Они равноправны, действия происходят одновременно, это однородные члены.)

– Ребята, а в жизни вы можете производить эти действия одновременно или все же начнете с какого-то одного, основного? (В жизни сначала ученик начинает писать упражнение, а потом, при необходимости, выполняет остальные действия. Их можно назвать добавочными.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к формулировке вывода о необходимости передать определенную последовательность действий, их соподчиненность средствами языка

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча-ющей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы, задают вопросы для уточнения

информации

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая помогает передать иерархию действий, которые производит то или иное лицо или предмет.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: действуют по
плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Задают вопросы для уточнения

информации

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися

Задание 1.

– Сопоставьте два предложения (на слайде):

Девочка делала домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы.

Девочка делала домашнее упражнение, |подчеркивая орфограммы|.

Анализируя предложения, учащиеся приходят к выводу, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия девочки как одинаково важные. Во втором предложении делала обозначает основное, главное действие, а подчеркивая – действие добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что слова, обозначающие действия, добавочные по отношению к основному, называются деепричастиями.

Задание 2.

– Проанализируйте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий? Расскажите о роли деепричастий в отрывке.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блестя медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, подводит к выводу о функции деепричастия в речи –
дописывать, дорисовывать основное действие

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы

по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают пра-

вило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Уст-
ные сообщения, ответы на вопросы, задают вопросы для уточнения

информации

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

Работа с материалом для наблюдений учебника

(с. 76–77).

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Беседа.

– Какова роль деепричастия в речи? (Учащиеся говорят, что деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его.)

– Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

– Каковы признаки глагола у деепричастия?

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

– Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

– Как пишется не с деепричастиями? Приведите примеры.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения

информации, выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке

Проверочная работа.

I. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

5. Уставшая, она не хотела идти домой.

Взаимопроверка в парах по ключу на слайде.

Для выполнения задания необходимо проанализировать устно пять предложений (они нумеруются арабскими цифрами). Одно-два из них соответствуют правильному ответу. Эти предложения ученик должен найти и записать их номера.

Контролирует правильность выполнения задания.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Отвечают на вопросы, оценивают работы

одноклассников

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Работа в тетради, оценивание

учащихся

за работу
на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...