Рассуждение как тип речи.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Рассуждение как тип речи Презентация. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie_kak_tip_rechi._5kl.pptx | 101.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Этот великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-желтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрытая чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные . ( В. Арсеньев)
Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный. ( И. Акимушкин)
Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет пантеры, отвечая на вопрос: какая она, пантера? – длина тела, окраска. Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царём зверей? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение . Сегодня мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.
И взрослые и дети любят читать сказки ( вступление ). Некоторые из них называют волшебными ( тезис )… … так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолете выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мертвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники ( доказательства, аргументы ). Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают ( вывод ).
Давайте вместе сочиним текст-рассуждение (письменная работа на доске и в тетрадях). Задаю вступление. Мой главный тезис: Человек знает множество профессий. Врач – благороднейшая из них. Приведем доказательства сначала устно, а потом запишем текст. П о ч е м у?
Так как врач приходит на помощь, когда человеку плохо: успокаивает больного, осматривает, ставит диагноз болезни, внимательно выслушивает, прописывает лекарства и процедуры. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом, покоем, проводят иногда бессонные ночи у постели страдающего. А теперь сделаем вывод ( их может быть множество).
Поэтому… …быть врачом может только настоящий человек. …быть врачом очень ответственно и почетно. …я хочу быть врачом. …в моей семье сложилась династия врачей. …поэтому общество должно достойно оплачивать труд врачей. …не деньги должны двигать врачами. А любовь в человеку.
Последний вывод, пожалуй, самый удачный к заявленному тезису, поэтому мы его запишем. Вот мы и познакомились с новым типом речи – рассуждением. Он очень важен, так как мы не всегда аргументируем свою мысль, не приводим доказательств.
Английский язык – мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне легко дается, и занимаюсь без помощи родителей. Татьяна Владимировна ведет урок увлеченно, хорошо объясняет. Наш класс так и цветет. Татьяна Владимировна очень любит цветы, и мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня только пятерки. Папа с детства приучал меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка!
Тезис сочинения: Английский язык – мой самый любимый предмет. Приведены три доказательства: он мне легко дается; занимаюсь я без помощи родителей ( а мы любим то, где мы самостоятельны); Алла Борисовна ведет урок увлеченно, хорошо объясняет. А далее нарушение логики: мысль от предмета «ушла» к цветам, которыми украшен класс. Потом ученица вспомнила о своих оценках и объяснила их причину – воспитанной с детства привычкой к труду. Вывод ( Вот почему у меня хорошие результаты ) не согласуется с тезисом… Какой вывод напрашивается? Или Я стану учителем английского языка, или Английский язык поможет мне узнать культуру английского народа, или Любимый предмет тот, в который вкладываешь душу.
Домашнее задание написать дома сочинение по выбору (запишем): « Любая работа порядок любит»; « Мое любимое занятие»; « Мой любимый урок в школе »; «Цыплят по осени считают»; « Людям нужен мир».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...