Статья "Элементы театрализации на уроках русского языка"
статья по русскому языку (7 класс)

Новикова Ирина Федоровна

В статье представлены элементы театралзации на уроках русского языка в 5-7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_teatralizatsii_na_urokah_rus_yaz_1.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

                               Элементы театрализации на уроках русского языка

В преподавании русского языка большое значение имеет формирование положительного отношения к языковому материалу, развитие интереса к изучению языка, создание условий  для развития творческого потенциала учащихся. Реализации этих задач способствует организация нетрадиционных форм проведения уроков, которые не только стимулируют познавательную  деятельность, но и способствуют воспитанию эстетических и  нравственных ценностей, уважения и любви к родному языку.

Театрализованный урок представляет собой творческий  формат проведения учебного занятия, содержанием которого является театрализованная деятельность как способ интеллектуального и личностного развития учащихся.

Театрализованные уроки направлены на решение следующих задач:

1. Формирование интереса к изучению русского языка в школе

2. Развитие чувства языка и стиля

3. Содействие реализации творческого потенциала уч-ся, развитию воображения и образного мышления

4. Повышение коммуникативной культуры учащихся, формирование навыков публичного выступления

5. Развитие сотрудничества между учащимися и педагогом

Театрализованные уроки лучше использовать при изучении тем, которые имеют общеразвивающую направленность, связаны с изучением  истории языка и письменности, языка и культуры, языка и искусства, но могут быть использованы и для освещения других тем. Например, изучение нового материала может  быть организовано как учебное театральное представление на детективный или  сказочный сюжет. Урок обобщения и систематизации знаний может  быть  проведен  в форме театрализованного  представления с участием героев сказок, литературных  произведений (например, театрализованный  урок повторения орфограмм «Незнайка в городе Ошибок», «Путешествие Гулливера в страну Орфографию» и др.)

Подготовка театрализованных уроков и элементы театрализации   в проведении учебных занятий.

1.Определить место урока в системе занятий по теме.

2. Сформулировать предметные результаты, цели и задачи, на достижение которых направлена учебная  деятельность на уроке.

3. Разработать сценарий проведения урока с распределением ролей.

4. Предусмотреть формы интерактивной работы со зрителями (например, выполнение упражнений, решение лингвистических задач, групповую  работу, лингвистическую викторину или кроссворд)

5. Организовать репетиции для участников театрализованного урока, выбрать реквизит, костюмы, оформить класс.

Проведение театрализованных уроков требует значительной подготовки, тщательного планирования, вовлеченности в процесс каждого участника образовательного события, поэтому чаще на уроках используются элементы театрализации, которые предполагают введение в контекст урока отдельных видов театральной деятельности, например:

1. Использование драматизации (постановка сценок, диалогов)

2. Введение приемов игровой театр педагогики (например, игр на сплочение учебной группы)

3. Использование учебно-ролевых игр в учебных целях (например, часть урока проводится в форме аукциона лингвистических знаний, бюро находок или ток-шоу)

4. Введение в урок элементов творческой игровой деятельности (например, объяснить правило товарищу, представив себя учителем или профессором лингвистики, составить афишу-приглашение на спектакль с участием частей речи, составить фоторобот слова и др.)

Особенно важно использовать элементы театрализации в  обучении в работе с учащимися 5-7 классов, так как в этом возрасте особенно значима игровая деятельность, которая способствует формированию основ учебно-познавательной  и творческой деятельности. Игровые формы способствуют возникновению и поддержанию интереса к учебе вообще и к родному языку в частности.

На уроках русского языка в 5-6 классах особенно хорошо проходят игры с использованием материалов из занимательной грамматики.  

Игра “Живая грамматика”

В таких играх учащиеся представляют различные части речи или грамматические конструкции в виде живых персонажей. Например, существительные могут быть представлены учениками, которые носят на себе ярлыки с названиями предметов, а глаголы – учениками, которые демонстрируют действия. Затем ученики могут создавать предложения, комбинируя различные “живые” части речи. Это помогает студентам лучше понять и запомнить грамматические правила и структуры.

При изучении тем  «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Словообразование» уместно использовать сказки. Например, при изучении темы «Фонетика».

- Кто вы такая? – спросил у буквы звук А, пытаясь пристроиться в первом слоге слова «ВОДА».

- Я орфограмма и всегда стою на страже интересов ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГРАФИКИ.

- Интересно, кто же угрожает ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ? - иронически улыбаясь, говорит звук А. - Уж не хотите ли вы сказать, что…

- Именно вы, безударные гласные, норовите пролезть, куда вас не просят! – рассердилась Буква, которая привыкла подчиняться правилам.- Ударения на вас нет!

  Но тут появилось грозное Ударение. Применив, согласно Инструкции, два способа проверки сомнительных гласных, оно сразу поставило всех на свои места: вОды, вОдный. И пристыженный звук А уступил место букве О.

Так всегда бывает, когда в силу вступает Закон Правописания.

Возможно привлечение учащихся к сочинению сказок на лингвистические темы, а также  инсценирование их или отдельных диалогов.

Постановка диалогов.

На  уроках в течение нескольких минут можно использовать такой прием как диалоги 2-3 частей речи, 2-3 орфограмм. Таким образом повторяются правила правописания.

При изучении темы «Диалог» в 5 классе ребятам дается задание составить диалоги на различные темы, а затем их проиграть.  Например, они могут представить себя в роли покупателя и продавца, пациента и врача, или путешественника и гида. В 6 классе при обобщении тем: «Устаревшие слова», «Профессионализмы», «Заимствованные слова», «Диалектизмы» -  ребятам дается набор слов, относящих к разным лексическим группам. Ученики делятся на группы, распределяют слова, а затем составляют небольшой текст и выступают в роли жителей определенной местности; человека, живущего в XIX веке, иностранца и т.д. Это помогает улучшить навыки общения, а также позволяет применять изученные лексические и грамматические структуры в реальных ситуациях.

Можно предложить творческие задания для работы в группах и парах. Например: посмотрите сказку Феликса Кривина, сказочника и знатока русского языка. (Сказку к уроку инсценируют 2 ученика). О чем эта сказка? Постарайтесь превратить её в правило и сформулируйте его сами.

- А, здравствуйте!

- Извините я не А. Я О.

-О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А.

- Стань на мое место, тогда посмотрим, какой голос у тебя будет.

- Что же за место у тебя такое?

- Периферия. Ты вот в центре стоишь, тебе все внимание, а обо мне кто помнит?

Разговор происходит между ударным О и безударным О.

- Конечно,- жалуется безударный, - слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я на твоем месте звучал бы еще не так!

- Но ведь я под ударением, - напоминает О ударный. - Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук больше похожий на А, чем на О.

Так договорились? – не унимается Ударный.- Ты станешь ударным, а я безударным.

Молчит безударный, хмурится. Ему не хочется меняться. Кому же охота ставить себя под удар?

     Итак, сформулируйте правило. Что означает «ставить под ударение»? Какая здесь игра слов?

На уроках русского языка у учащихся часто возникает проблема, как запомнить часть речи и отличить одну часть речи от другой, как запомнить текст, словарные слова, стихотворение.  Ребятам предлагается изобразить изучаемую часть речи так, как они ее себе представляют.

Конечно, каждый ребенок увидит ее по-своему: у кого-то глагол – это существо, выполняющее всевозможные действия, а у кого-то глагол  представлен в виде прыгающего мяча. По таким рисункам легче найти подход к ученику через доминирующие контакты (связи) с окружающим миром – зрение, слух, осязание. Определение этого дает возможность более тесного личного контакта с учеником. Одну и ту же мысль формулируем по-разному. Одному говорим: «Представь себе, что…» (зрение); другому: «Вспомни свои ощущения, когда, …» (осязание); третьему: «Что ты слышал, когда…» (слух).

У учащихся при выполнении такого задания развивается наглядно-образное мышление, а по окончании изучения частей речи собрана наглядная картотека – справочник по теме «Части речи», которым можно пользоваться при затруднении.

При выполнении данной работы учащийся самостоятельно находит примеры и выражает свое понимание в удобной для него форме. Это способствует более прочному усвоению материала.

Также при изучении темы «Части речи» можно дать следующее задание: напишите сказку о той или иной части речи, учитывая ее морфологические признаки. Такие задания ребятам нравится, и теоретический  материал уже не вызывают затруднений. Чтение своей сказки вслух развивает речевые навыки.

Игра “Кто я?”

В этой игре учащиеся получают карточки, например, с названиями частей речи  (членов предложения и др.), и должны задать вопросы, чтобы угадать, какую часть речи они изображают. Например, ученик может получить карточку с названием “Местоимение” и задавать вопросы типа “Я изменяюсь по падежам?”,  «Могу ли я выступать в роли главного члена предложения?» и т.д.

Учитывая, что  многие ученики имеют небольшой словарный запас, можно предложить   интересное задание: напишите связный текст, все слова в котором начинаются на одну букву (первое время допускается использование предлогов, союзов, междометий, начинающихся с разных букв).

                                                   Башмак

Богатый башмачник бросил башмак близ большого бульдога. Бульдог был безумно бешеный, бедный башмак – боязливый. Башмак боялся безумного бульдога. Беззащитный башмак бежал безостановочно.

Было безветрие, белели березы, болтали беспечные белки. Большой бдительный бегемот бессвязно бормотал. Бледный башмак бросился будоражить бегемота. Бдительный бегемот быстро бросил бульдогу бифштекс. Бешеный бульдог был благодарен бегемоту.

Башмак, благодаря бегемоту, был благоустроен.

Портрет прилагательного

Всем привет! Позвольте представиться,  меня зовут Прилагательное. Судя по моему имени, можно понять, что я к чему-либо прилагаюсь. Например, с моим другом Существительным мы бываем ну просто  неразлучны. Хотя я  вполне самостоятельный, не обращаясь ни к чьей помощи, могу отвечать на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Обозначаю я признак предмета. В предложении могу быть определением и сказуемым. Вот вам такой пример: «Над городом взошло яркое солнце». Ну, где я?  Конечно, слово «яркое» - это я. И в этой позиции я  определение.

У меня есть постоянный морфологический признак - разряды по значениям. То есть я могу быть качественным - обозначать качество предмета (например: синяя лента). Могу быть относительным - называть признаки, выражающие отношение одного предмета к другому (прошлогодние письма). А могу быть притяжательным, то есть показывать, чей это предмет, кому он принадлежит (мамин шарф). Скажу честно, что быть качественным для меня очень утомительно, так как в этих случаях ко мне «приклеиваются» вредные степени сравнения (яркий - ярчайший - наиболее яркий), полные и краткие формы (зеленый - зелен), появляются синонимы (длинная - бесконечная) и антонимы (кислый - сладкий),  и я даже сочетаюсь с наречиями (слишком молодой). А постоянные мои морфологические признаки - это род, число и падеж. Ну вот, с правилами покончено. Вот и замечательно!
Отмечу без ложной скромности, что без меня  ваша речь были бы невыразительной. Представьте, что вы говорите: «Мой пес Чип убежал на улицу, вернулся, и мне пришлось его искупать, чтобы он стал таким, как раньше». А теперь сравните то же, но с моим присутствием: «Мой добрый, умный, живой пес Чип убежал на соседнюю улицу, вернулся мокрый и грязный, и мне пришлось его искупать, чтобы он стал чистеньким и красивым, как раньше». Правда, так гораздо лучше? Получается портрет Чипа.
А какие стихи пишут с моей помощью поэты! Вспомним хотя бы Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный ...

Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А каким вы, молодежь, меня видите? «Классным», «прикольным» и так далее. В общем, вы без меня - это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне с вниманием, и я всегда буду с вами. Счастливо!

Брат Числительное

Собрались утром Части речи за столом. Сели завтракать, а Числительное забыли разбудить. Все быстро позавтракали, потому что уже опаздывали в школу. И вдруг из спальни появилось  Числительное:

- Почему вы меня не разбудили? Я тоже спешу в школу на урок в 6 класс.

- Подумаешь, он спешит, - скептически засмеялось Существительное.  Без тебя дети на уроке прекрасно обойдутся.

- Я тоже так думаю, - поддержало его Прилагательное.

- Зачем ты ученикам? - засмеялся Глагол.

- Если не будет меня, то дети не будут знать, во сколько идти в школу, какой сегодня день недели, день месяца, год. И самое главное - они не будут знать, сколько денег надо просить у мамы, чтобы купить себе мороженое или шоколадку - вот так, - сказало Числительное.

И все Части речи уныло замолчали. А Существительное украдкой взглянуло на часы, не исчезли ли случайно с циферблата цифры.

- Как хорошо, все цифры на месте, - облегченно произнесло Существительное. И все Части речи схватили свои портфели и помчались в школу, чтобы рассказать ребятам, какое почетное место в царстве Грамматики занимает их брат Числительное.

Игры-инсценировки можно проводить на уроках развития устной и письменной речи. Например, по теме «Интервью» (7 класс)

Урок 1. Знакомство с понятием «интервью». План и проблемы интервью.

Ребятам знакомо это слово, поэтому не возникает трудности дать определение термину и характеристику стиля, где встречается интервью, назвать участвующих лиц и цели.

При помощи учебника разбираем строение интервью на уже готовых образцах, взятых из прессы (статьи), телевидения, радио (записи).

Домашнее задание. Составить свои интервью разных видов, разделившись на пары или  группы.

Урок 2. Различие видов интервью. Анализ работы.

Большая часть урока – практика, где ребята представляют свои работы. Анализ представленных интервью после выступления.

В конце урока подводим итог: какие виды интервью бывают и чем они отличаются друг от друга.

- пресса – статья – интервью откорректировано и напечатано;

- телеинтервью – видим лица участников, слышим интонацию голоса, речь не откорректирована;

Радиоинтервью – слышим, но не видим говорящих, речь не откорректирована.

Второй вариант уроков по теме «Интервью» включает в себя три занятия.

Этап. 1. Знакомство с понятием «интервью».

Работа на уроке. Объяснение (уделяем внимание тому, как составляются вопросы).

Домашнее задание. Сформулировать вопросы.

Этап. 2.  План интервью, знание проблемы. Виды интервью – пресса, ТВ, радио.

Работа на уроке. Игра «Интервью» по составленным дома вопросам.

Домашнее задание. Проинтервьюировать родителей, используя один из изученных видов интервью (видео - или звукозапись, статья).

Этап. 3. Закрепление. Грамотность речи; виды интервью.

Работа на уроке. Анализ домашних работ, сравнение с профессиональными интервью.

Домашнее задание. Найти ошибки в интервью, представленных в СМИ.

Данные уроки способствую развитию устной и письменной речи. В активном общении происходит освоение современных норм произношения, словоупотребления и понимания речи. Знакомство с образцами профессионального интервью дает понимание важности подготовки к этой работе, а также побуждает к самостоятельному расширению кругозора.

Воспитательный эффект данных уроков заключается в следующем: осваивая интервью как вид общения, ученики развивают коммуникативные навыки, эмпатические способности, а интервью со взрослыми (с родителями и другими членами семьи) способствует лучшему пониманию между поколениями.

Фрагмент урока. Тема: «Словарные слова. Профессии»

Появляются участники один за другим в сценическом образе со стихотворными словами, где ключевым является словарное слово на тему «профессии».

 

1.      Аптекарь

У меня вы все бывали,
И, наверное, не раз,
Йод, таблетки покупали
Или капельки для глаз. 

 Мазь, микстура, витамины
Здесь всегда на полках ждут.
Этот список очень длинный,
Как же разобраться тут?

Я не повар, и не пекарь

Я простой, простой ….(Аптекарь)

А где я работаю?.. (в аптеке)

Верно (открывает название «АПТЕКА» на доске)

2.      Почтальон

Письма, телеграммы и газеты
Разношу я  в срок по адресам.
Новости со всех концов планеты
Кто всегда доставит вам? 

Вам журнал – «Медицинский вестник» (обращаясь к аптекарю).

Обращаю ваше внимание, что в названии

моей профессии есть трудная буква «А».

Ап.: Давайте повторим это слово по слогам, выделяя голосом эту орфограмму:

 поч-тАль-он.

Пишите письма!

3.     Тренер

Кто проводит тренировки

Учит бегать, прыгать ловко?

Я избавлю вас от лени,

Я же ваш любимый… (тренер)

 

- Дайте мазь от растяжений! (обращаясь к аптекарю)

А вы  запомнили, что моя профессия пишется через букву «Е»?

Аптекарь: Произнесём слово по слогам: тре-нЕр.

Физкультпривет!

4.     Милиционер

Если вы в беду попали-

Телефон 02 набрали.

Кто, скажите, к вам придёт,

Всем поможет, всех спасёт? (Милиционер)

- Помните, моя профессия пишется через

букву «И».

Аптекарь: Произнесите профессию по слогам:

ми-лИ-ци-о-нер.

Обращайтесь, если что!

5.     Хирург

Этот доктор удалит

Вам легко аппендицит.

Скальпель - мой лучший друг.

Кто скажите я?  - (хирург).

 

А знаете ли вы, мои друзья, какая трудная буква спряталась в названии моей профессии? Ну конечно буква «И».

Произнесите слово по слогам: хИ-рург.

Будьте здоровы!

6.     Продавец

Вы придёте в магазин -

В нём обилие витрин.

Выбрать нужную покупку

Вам поможет очень чуткий,

Ну, скажите, наконец

Кто же это? (продавец).

- Чистота - залог здоровья! Продайте мне

 мыло, да не простое, а антибактериальное.

- Вот спасибо вам, аптекарь,

настоящий человек вы.

 Приходите в магазин, туда, где множество

 витрин.

- Обращаю ваше внимание, что в названии

 моей профессии трудная буква «О».

Аптекарь: Повторим все вместе слово

 по слогам: прО-да-вец.

7.       Аптекарь (заключительные слова)

Мы сегодня - повторяли.

Все профессии собрали.

Все их чётко прочитали.

И словарные слова

Мы запомним навсегда.

 

Рефлексия

- Что объединяет все эти слова?

- Это словарные слова, названия профессий.

- Верно. Слово «профессия» также является словарным словом, в котором две трудные позиции - буква О и удвоенная согласная С, которые нужно запомнить.

- Понравилось ли вам играть роли персонажей?

- Домашнее задание – составить предложения с изученными словарными словами.                         

Театрализованные уроки по русскому языку – это эффективный и интересный способ обучения. Они позволяют учащимся активно взаимодействовать с языком, запоминать правила, развивать коммуникативные навыки. Такие уроки могут быть проведены с использованием различных театральных приемов, ролевых игр и творческих заданий. Элементы театрализации на уроке способствуют созданию творческой атмосферы, формируют положит настрой и желание изучать русский язык. Таким образом, театрализованные уроки являются полезным и интересным дополнением к традиционным методам обучения русскому языку.

Новикова Ирина Федоровна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №25»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация на уроках французского языка.

В данной работе речь идет о здоровьесберегающих технологиях, важной состовляющей которых является театрализация на уроке....

Театрализация на уроках французского языка.

В данной работе речь идет о здоровьесберегающих технологиях, важной состовляющей которых является театрализация на уроке....

Театрализация на уроках французского языка.

В данной работе речь идет о здоровьесберегающих технологиях, важной состовляющей которых является театрализация на уроке....

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Театрализация на уроках итальянского языка

Вопросы совершенствования преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальны, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развит...

Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы

Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы...