Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы
статья

Мацкевич Мария Васильевна

Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы театрализации на уроках русского языка и  литературы 

В российском образовании необходимыми условиями формирования

гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода,

хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня,

 в условиях реализации ФГОС, перед педагогом поставлена задача

совершенствования традиционных методов воспитания школьников и поиска

новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у школьников, их

обучение в рамках ФГОС общего образования является одной из задач

образовательного учреждения. Основным направлением становления и

развития коммуникативной компетентности обучающихся является

театрально-игровая деятельность. Существует реальное

противоречие между установками традиционной системы обучения

школьников и педагогическими факторами, обусловливающими

необходимость развития творческого потенциала личности в условиях

воспитательной системы общеобразовательного учреждения в рамках ФГОС.

          В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» поставлена

ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое

развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных

областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного

развития школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет

выделить противоречия:

- между процессом творческого развития детей и системой

традиционного образования;

- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной

компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения

школьников к театрализованной деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей

«Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе

творческого и познавательно-речевого развития ребенка. Организуя

театрализованную деятельность пятиклассников, мы решаем многие проблемы

современной педагогики и психологии, связанные с художественным

образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности,

обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная

деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения

потому, что каждое литературное произведение для учеников всегда

имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё

собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору,

национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной

деятельности становится актуальной для педагогов-словесников.

Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности учителя

современного общеобразовательного учреждения, с тенденцией повышения

уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея

соединения инновационных форм организации совместной образовательной

деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических

упражнений при проведении физминутки, игровых технологий, и

традиционных подходов к развитию речи, в основе которой лежит

воспитательная система теории развития творческой личности. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию. При проведении уроков литературы с элементами театрализации формируются универсальные учебные действия.

Личностные:

1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению

2) готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) смысловое чтение;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

8) работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учёта интересов;

9) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью;

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских

писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их

современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к

одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,

нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,

сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции,

изобразительно-Творческие способности – это индивидуальные особенности,

качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой

деятельности различного рода.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой

деятельности;

• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность

мышления;

• совершенствовать игровые навыки и творческую

самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие

способности пятиклассников;

• обогащать и активизировать словарь;

• развивать диалогическую и монологическую речь;

• воспитывать гуманные чувства у детей.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются

разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор

детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких,

застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук

педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом

процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются

гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов,

особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим

целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей,

необходимость педагогического руководства). В своей практике я не

использую словосочетание «театр на уроке», потому что это связано с

репетициями, подготовкой декораций, костюмов. Считаю, что лучше

использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя

подменять развлекательной постановкой, а введение элемента театрализации

привлечет внимание к изучаемому литературному произведению.

Требования, применяемые к театрализованной игре:

1. Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого

ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит

игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия,

взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно,

а любое игровое действие должно завершаться получением определенного

результата

2. Педагогические: игровое действие должно опираться на знания,

умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна

определяться в соответствии с задачами учебного процесса; игра эффективна

лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и

не должна быть преобладающей (подавляющей) на уроке.

Театрализованные игры - это маленькие пьесы, разыгрываемые

учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить

события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и

эмоции.

Одна из задач школы - выпускать учащихся свободно владеющих

навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник

способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно,

что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет

функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и

воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из

важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе,а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.

В период психологической адаптации, которая происходит в 5 классе,

самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка,

снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению  -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает

большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации,

соответствующие характеру героев и их поступкам. Так, на уроке литературы

мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям И.А. Крылова («Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», инсценируем эпизоды

русских народных сказок.

И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий –

инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста)

время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право

отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его

смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать

кого-то из имеющихся.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно

использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида

искусства, общим для которых является слово.

Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все»,

даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но

мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.

Но это особый театр, где импровизация - душа всего. Театрализация

способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает

интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах....

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...