Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы
статья
Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_teatralizatsii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы театрализации на уроках русского языка и литературы
В российском образовании необходимыми условиями формирования
гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода,
хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня,
в условиях реализации ФГОС, перед педагогом поставлена задача
совершенствования традиционных методов воспитания школьников и поиска
новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у школьников, их
обучение в рамках ФГОС общего образования является одной из задач
образовательного учреждения. Основным направлением становления и
развития коммуникативной компетентности обучающихся является
театрально-игровая деятельность. Существует реальное
противоречие между установками традиционной системы обучения
школьников и педагогическими факторами, обусловливающими
необходимость развития творческого потенциала личности в условиях
воспитательной системы общеобразовательного учреждения в рамках ФГОС.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» поставлена
ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое
развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных
областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного
развития школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет
выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой
традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной
компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения
школьников к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей
«Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе
творческого и познавательно-речевого развития ребенка. Организуя
театрализованную деятельность пятиклассников, мы решаем многие проблемы
современной педагогики и психологии, связанные с художественным
образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности,
обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная
деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
потому, что каждое литературное произведение для учеников всегда
имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё
собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору,
национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной
деятельности становится актуальной для педагогов-словесников.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности учителя
современного общеобразовательного учреждения, с тенденцией повышения
уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея
соединения инновационных форм организации совместной образовательной
деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических
упражнений при проведении физминутки, игровых технологий, и
традиционных подходов к развитию речи, в основе которой лежит
воспитательная система теории развития творческой личности. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию. При проведении уроков литературы с элементами театрализации формируются универсальные учебные действия.
Личностные:
1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению
2) готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
8) работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов;
9) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Предметные:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-Творческие способности – это индивидуальные особенности,
качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность
мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую
самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие
способности пятиклассников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются
разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор
детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких,
застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук
педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание ролей в парах.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом
процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются
гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов,
особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим
целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей,
необходимость педагогического руководства). В своей практике я не
использую словосочетание «театр на уроке», потому что это связано с
репетициями, подготовкой декораций, костюмов. Считаю, что лучше
использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя
подменять развлекательной постановкой, а введение элемента театрализации
привлечет внимание к изучаемому литературному произведению.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
1. Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого
ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит
игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия,
взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно,
а любое игровое действие должно завершаться получением определенного
результата
2. Педагогические: игровое действие должно опираться на знания,
умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна
определяться в соответствии с задачами учебного процесса; игра эффективна
лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и
не должна быть преобладающей (подавляющей) на уроке.
Театрализованные игры - это маленькие пьесы, разыгрываемые
учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить
события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и
эмоции.
Одна из задач школы - выпускать учащихся свободно владеющих
навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник
способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно,
что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет
функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и
воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из
важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе,а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.
В период психологической адаптации, которая происходит в 5 классе,
самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает
большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации,
соответствующие характеру героев и их поступкам. Так, на уроке литературы
мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям И.А. Крылова («Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», инсценируем эпизоды
русских народных сказок.
И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий –
инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста)
время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право
отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его
смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать
кого-то из имеющихся.
В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно
использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида
искусства, общим для которых является слово.
Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все»,
даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но
мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.
Но это особый театр, где импровизация - душа всего. Театрализация
способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает
интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....
Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...
Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...
Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления - надпредметная, проникающая, применима в любых программах и предметах....
Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...