Проектная деятельность на уроках словесности: от исследования до продукта
статья по русскому языку
Сегодня образованный человек в обществе — это не столько человек, обладающий знаниями, но умеющий целенаправленно добывать знания по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Поэтому очень важно сформировать информационные и коммуникативные компетенции. Осуществляя поиск новых средств, педагоги приходят к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_slovesnosti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках словесности: от исследования до продукта
Достигнутый результат уже сам по себе побуждает к
продолжению работы и отысканию новой, более сложной.
П.Ф. Лесгафт
Сегодня образованный человек в обществе — это не столько человек, обладающий знаниями, но умеющий целенаправленно добывать знания по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Поэтому очень важно сформировать информационные и коммуникативные компетенции. Осуществляя поиск новых средств, педагоги приходят к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения
Сегодня учащийся должен уметь
- работать самостоятельно
- работать с большим количеством информации;
- отбирать нужную информацию;
- анализировать информацию;
- самостоятельно делать выводы;
- самостоятельно искать решение в той или иной ситуации;
- творчески подходить к решению проблем;
- расширять свой кругозор.
Для того, чтобы учащемуся развить вышеперечисленные навыки, современные системы образования взяли за основу метод учебных проектов.
На сегодняшний день метод проектов является одним из самых актуальных, так как позволяет совмещать теоретические знания и практические применения в решении той или иной проблемы
Проект — это процесс, главной задачей которого является достижение нового результата в определенные временные рамки, с учетом использования определенных ресурсов. В проекте должна быть описана конкретная ситуация и конкретные методы для ее улучшения.
Метод проектов — это комплекс дидактических приемов, которые предназначены для решения проблем, как с теоретической точки зрения, так и с практической, и в результате представлять собой практический результат (решение проблем), оформленный тем или иным образом.
Проект — это пять «П»:
- проблема;
- проектирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести проект по теме «Язык развлекательных передач»
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например по теме «Языковая выразительность басен И.А. Крылова».
Практико-ориентированный проект по литературе нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом работы под поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» стал проект по определению «счастливого» в наши дни.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «Жизнь и быт Запорожской Сечи», проект «Библиотека будущего». Изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» привело к созданию проектов «Карта путешествий Печорина», «Образ Печорина в экранизациях романа разных лет»
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
Проектная деятельность обучающихся должна быть связана с задачей, результатом решения которой является продукт – примеры материализованного результата проектной деятельности по русскому языку представлены в таблице
Примеры продуктов (результатов)
проектной деятельности обучающихся
Проекты | Формы продуктов проектной деятельности |
1. Практические проекты | Учебные (электронные) пособия, Макеты и модели, Инструкции, Памятки, Выставки, Журнал, Газета, Карта |
2. Исследовательские | Составление словаря (афоризмов), Составление справочника Стендовый доклад |
3. Информационные | Результаты опросов общественного мнения, Обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, Отчеты о проведенных мероприятиях, Фоторепортажи |
4. Творческие | Сценарии (театральных постановок), Иллюстрированный путеводитель, Заочная экскурсия, Запись выразительного чтения, Литературно-музыкальная композиция, Буктрейлер, Видеофильмы, Запись аудиоспектакля |
5. Игровые | Дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, Викторины, Состязания |
Проекты по русскому языку распределяются и по продолжительности.
Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В. Распутина «Уроки французского»).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).
Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
Защита таких исследовательских работ проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.
В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Примером может быть алгоритм работы учащихся 6 класса над учебным проектом по теме «Сегодняшний Левша, какой он?»
Тип проекта: информационный.
Проблема | Талантлив ли русский народ? |
Обоснование | Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы, похожие на Левшу Лескова. Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе. |
Что делать? | Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию |
Как? | С использованием ИКТ |
Что получить? (результат) | Презентации учащихся о современном левше. Устное выступление перед классом на данную тему. |
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. Поэтому очень важна роль учителя. Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»
Учитель берет на себя роль того, кто идет рядом и готов помочь:
- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- он координатор всего группового процесса;
- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Таким образом, проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ СЛОВЕСНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...
Проектная деятельность: описание проекта, паспорт работы, защита, предполагаемый продукт
Данный проект является самостоятельной работой учащихся, в ходе которого они проявляли интерес к внешней оболочке слова и его значению. В процессе работы над проектом учащиеся должны были закреп...
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников...