Применение электронных ресурсов на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
В современных программах для10 класса, сконструированных по ФГОС, в тематическом и поурочном планировании по русскому языку и литературе есть раздел «Электронные цифровые образовательные ресурсы». Там указаны источники электронных образовательных ресурсов, которые могут оказать большую помощь в подготовке урока, в подборе дидактического материала, в методическом сопровождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskkiy_mater._elektronnye_resursy_na_urokah_russkogo_i_literatury.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение электронных ресурсов на уроках русского языка и литературы»
В современных программах для10 класса, сконструированных по ФГОС, в тематическом и поурочном планировании по русскому языку и литературе есть раздел «Электронные цифровые образовательные ресурсы». Там указаны источники электронных образовательных ресурсов, которые могут оказать большую помощь в подготовке урока, в подборе дидактического материала, в методическом сопровождении.
Там можно найти научные статьи, статистическую и аналитическую информацию. А возможность ускорить поиск информации по той или иной теме или вопросу позволяет сэкономить массу времени. Поэтому использование возможностей сети Интернет в подготовке к уроку и к внеурочной деятельности для учителя – большое подспорье. Трудно найти методическое пособие, в котором давались бы практические рекомендации из опыта работы по данной теме.
Не все знают, что при использовании Интернет - ресурсов мобилизуется психическая активность обучающихся, совершенствуются практические умения и навыки; индивидуализируется процесс обучения; повышается интерес к урокам русского языка и литературы; активизируется познавательная деятельность; развивается творческий потенциал, урок делается современным.
Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей каждого обучающегося, их уровня обученности, склонностей.
Электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи – вот неполный перечень ресурсов, к которым может обращаться педагог.
Примеры заданий по русскому языку, которые учитель подготовит к уроку, с использованием ресурсов сети Интернет:
1. Работа с электронными словарями, библиотеками.
2. Использование интерактивных таблиц и схем при объяснении нового материала
3. Использование видеолекций
4. Поиск информации при организации проектной и исследовательской деятельности
5. Проведение виртуальных экскурсий
Примеры сайтов:
- Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации, от безударных гласных в чередующихся корнях до оформления на письме прямой речи.
2.Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
Сайт со статьями о реформе русского языка, с интересными материалами для эрудитов, сведениями о русских именах и фамилиях. Материалы учителям: поурочное планирование, статья о развитии орфографической зоркости, темы сочинений, каталог сайтов с готовыми сочинениями, каталог библиотек on-line с текстами произведений школьной программы. Словари и справочное пособие, методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, представлена тестовая система.
3. Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
Здесь преподаватель словесник найдет по своему предмету самую разнообразную информацию, которую он может использовать на уроке в качестве дополнительной, чтобы оживить занятие и заинтересовать учеников. Например, в разделе «А вы знаете...» содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. В разделе «Стиль документа» содержатся описания различных стилей письменной речи. К которым, кстати, относятся часто используемые в школе реферат, рецензия, отзыв. Самое время с помощью сайта, разобраться наконец, чем одно отличается от другого, и как все это правильно писать и оформлять. В разделе «Экзамены» — море полезной информации об оных: советы по написанию сочинений, выбору темы, рекомендации Министерства образования по проведению экзаменов, советы по лексическому и морфологическому анализу, школьная программа по литературе. Есть даже примерные разработки наиболее важных тем, которые можно использовать как дополнение к учебнику. Ну а 17 полезных советов по написанию сочинения стоит положить как памятку каждому ученику. Учителя же найдут на сайте множество практических советов по проведению уроков русского языка и литературы. Есть схема анализа поэтического текста и рекомендации о том, как организовать чтение наизусть. Для желающих проверить свои знания на сайте есть пробные тестирования по русскому языку и литературе (раздел «Экзамены» и «Проверь себя»). В разделе «Нормы русского языка», помимо самих норм, собрана и коллекция типичных речевых ошибок с примерами. Своеобразное продолжение этого раздела — под заголовком «Творчество «знатоков» русского языка»: тут собраны разнообразные ошибки из школьных сочинений.
В разделе «Ваши вопросы» можно спросить практически о чем угодно и получить ответ. В крайнем случае можно обратиться к рубрике «Полезные ссылки» и поискать нужную информацию на другом сайте. Или тут же, пользуясь разделом «Книжные новинки» выбрать и заказать по Интернету нужную книгу.
Настоящая работа посвящена актуальной проблеме — культуре письменной речи. Авторы сумели систематизировать и обобщить материал, в котором очень удобно ориентироваться. Работа может быть использована на уроках русского языка, риторики, на факультативах и кружках. Также может быть рекомендована для самостоятельной подготовки к экзаменам.
4. «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
Сайт адресован тем, кто преподает русский язык. Знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования. Сайт обещает знакомить с учеными-методистами России, которые являются авторами школьных и вузовских учебников.
5. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения.
Участие (выполнение упражнений) требует регистрации на сайте.
Здесь же — чат, доска объявлений, мегаэнциклопедия (содержит более 130 статей), «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (обновленный), коллекция дипломов, рефератов, курсовых, докладов, сочинений.
6. «Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/).
Сайт предлагает виды тестов: контрольные работы и упражнения. В контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться.
7. Тесты по пунктуации (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2).
Тесты помогут проверить свое умение правильно ставить запятые, тире, двоеточия и другие знаки препинания в простом предложении, в сложном предложении, а также знаки в конце предложения. Удобный каталог поможет найти нужную тему.
8. «Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (http://www.iro.yar.ru:8101/resource/ distant/russian_language/index3.htm).
Сайт предлагает статьи по методике преподавания русского языка, риторики, литературы, изучение библейских тем в 5-6 классе; применение методики Занкова на уроках русского языка в средней школе; методика Эльконина — Давыдова — Репкина; применение опорных конспектов на уроках русского языка и т. д. Большая часть статей доступна только тем, кто зарегистрировался на сайте. Здесь же — сведения о ресурсах Интернета, которые могут быть полезны учителю-словеснику: свыше тридцати интересных ссылок.
9. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Сайт может быть использован на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» (темы: «Устаревшие слова» и «Диалектные слова»), а также на уроках литературы при изучении произведений XVIII-XIX века или произведений Шолохова.
10. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
Сайт делает доступными следующие словари: «Толковый словарь» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Русский орфографический словарь», «Русский семантический словарь», «Популярный словарь иностранных слов», «Словарь иностранных слов», «Словарь языка Пушкина», «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», «Словарь русского арго», «Словарь русских личных имен». В последнем можно найти не только значение имени, но и все варианты уменьшительных имен, а также дни именин по святцам. Тут же расположены «Словарь языка Достоевского», «Русская грамматика», «Краткая русская грамматика», «Библиографический указатель литературы по языкознанию и русскому языкознанию», «История слов» В. В. Виноградова. Любое интересующее слово вы можете набрать и получить исчерпывающую Информацию в выбранном словаре. Некоторые страницы сайта также снабжены портретами авторов словарей и предисловиями.
11. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт предлагает толкование и этимологию более 600 слов, которые редко используются в речи и вызывают затруднения в понимании и толковании (преимущественно иноязычные и устаревшие). Например: горельеф, марево, патина, сирокко, яппи, экзотерика и т. п. Кроме толкования, авторы сайта предлагают фотоиллюстрации к тем словам и понятиям, где это возможно. Например, слово «дебелый» иллюстрирует кустодиевская купчиха (репродукция), приведены изображения дебаркадера и дагерротипа. Предлагается рассылка: в неделю — 3 слова (разумеется, с толкованием). Дан солидный список книг, к которым обращаются составители сайта (.114 наименований). Сайт будет интересен и полезен самому широкому кругу пользователей.
12. «Ономастика. Русские и советские фамилии» (http://babr.ru/autor/family/).
Научная, серьезная и в то же время захватывающе интересная информация о происхождении русских фамилий. Здесь можно добавить в справочник собственную информацию или задать вопрос. Сайт будет интересен школьникам и всем, кто любит загадки и тайны русского языка. Там возможно найти новое о фамилиях классиков русской литературы, исторических и политических деятелей.
13. «Искусство метафоры» (http://metaphor.narod.ru/).
Авторские статьи и обзор мнений философов, лингвистов, психологов, математиков по проблеме метафоры. Подборка литературы о метафоре, примеры метафор. Коллекция ссылок на родственные веб-ресурсы. Пригодится на уроках и русского языка, и литературы.
14. «Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm).
Это сайт газеты «Первое сентября» и всех ее приложений по всем предметам, в том числе по русскому и литературе. Приложения публикуют материалы к урокам по разным предметам и для внеклассных мероприятий.
15. Сайт «Репетитор» (http://www.repetitor.hl.ru/programms.html).
Является индивидуальным сайтом преподавателя А. В. Павлова, который предлагает свои услуги в качестве репетитора и излагает основные положения своей методики повышения грамотности, подготовки к сочинению и изложению. Здесь же отзывы родителей бывших учеников и множество важных практических рекомендаций о том, как писать сочинения (причины типичных ошибок и способы их устранения, логика развития темы сочинения и т. Д.) — эта информация весьма полезна школьникам и может пригодиться учителям при подготовке ребят к сочинениям.
16. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
Сайт содержит текст двух книг В. И. Даля: «Пословицы и поговорки» и «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Это и замечательно интересное чтение, и материал для подготовки к урокам или для написания рефератов. Здесь же можно найти портрет и биографию Даля. Предлагается также возможность поиска слов.
17. «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Материалы о происхождении письменности, интересные сведения о видах письма (пиктограммах, идеограммах, логограммах и др.) могут быть использованы школьниками и студентами для подготовки сообщений и рефератов, а также для подготовки к экзаменам.
Сайт замечательно иллюстрирован. Приводятся изображения клинописи, иероглифов, узоров на ситце, буквиц, виньеток, заставок; приводятся начертания букв глаголицы; шрифты, созданные в СССР (даже с портретами художников-создателей); шрифтовые композиции и стилизации; снимки с рукописей, в том числе и таких знаменитых, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Минеи». Эта часть сайта будет полезна художникам книги, интересна — школьникам и всем, кто интересуется языками и видами письменности.
19. «Словарь молодежного сленга» http://teenslang.su
Можно найти сленговое слово или самому добавить новый жаргонный «термин».
В коллекции Кирилла и Мефодия находится современный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Помимо этого, на сайте можно производить поиск по словарю иностранных терминов, англо-русскому и русско-английскому, экономическому словарю, а также автомобильной энциклопедии, энциклопедии вооружений, домашних животных, здоровья, кино, компьютеров, кулинарии, музыки, этикета
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео - сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
Благодаря экранизированным произведениям русской классики интерес к чтению обучающихся в целом возрастает.
В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания. В данном контексте виртуальная экскурсия будет отличаться от традиционной лишь тем, что может быть организована и проведена в условиях учреждения.
Сегодня существует уже довольно больше количество готовых экскурсий и туров в сети Интернет, а их количество и качество постоянно растет. Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии, используя специальное программное обеспечение. Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. К примеру, обучающимся гораздо интереснее было бы посетить музей Л.Н.Толстого, нежели прочитать о жизни и творчестве великого поэта в учебнике, или же просто услышать, безусловно, интересный рассказ педагога на уроке. Но виртуальная экскурсия позволяет погрузиться в изучение темы всецело, и много будет зависеть от мастерства и умений педагога, использующего данный метод на своих уроках.
Так же к урокам по литературе могут быть сформированы разнообразные задания, которые сопровождаются разнообразной наглядной информацией: фотографии, иллюстрации, видеоэкскурсии, видеоматериалы.
Литературные места России. Ссылки на виртуальные экскурсии.
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей)
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы
Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Красный Рог. Музей А.К. Толстого
музей-заповедник Н.А. Некрасова
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"
Дом-музей Лескова Н.С.
Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области
Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина в Ельце
Дом-музей Анны Ахматовой и Николая Гумилева
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность"
Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий
"Живое слово от живого автора к живому читателю". В Аптечке: страницы литераторов с фотографией, биографической справкой и заметкой о творчестве. Знаменитая "Антология новейшей русской поэзии "У Голубой Лагуны" К. Кузьминского и Г. Ковалева. Статьи о русской (преимущественно современной) литературе. Художественное приложение к "Аптечке": избранные тексты со справкой-предисловием, собрание ссылок к литературным ресурсам Рунета
Интересный сайт об искусстве метафоры. "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой"
Антология русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических форм. Литературные ссылки
Сайт о жизни и поэзии Николая Рубцова. Хроника жизни и творчества, стихи, письма, страницы прозы, переводы, критические работы
Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи
Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene'sElectronicLibrary) является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде. Существует с 1992 года. Обновление остановлено в 1998 году.
Библиотека Фронтистеса - это онлайновые издания древнейших текстов, варианты параллельной псалтыри, литература по сравнительному языкознанию, славистике и другим областям знания. Библиотека использует разные форматы текста: txt, html, pdf, заархивированныйrtf/doc
На сайте представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы. Предлагаются рекомендации, приводится анализ учебников, обзор типичных ошибок и рекомендации специалистов.
Сайт посвящен правилам русского языка. Здесь излагаются нормы грамматики, орфографии, стилистики и лексики русского языка; разбираются типичные ошибки; приводятся советы по оформлению научных текстов и деловых бумаг, сдаче экзаменов по русскому языку и литературе
Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия
Перед современной школой ставится главная задача — превратить учеников из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии, уверенное использование в подготовке к урокам электронных образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе»
выступление на ШМО учителей русского языка и литературы...
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...
Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе
Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Одна...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе
В статье рассказывается об использовании ЭОР на уроках русского языка и литературы. Это позволяет разнообразить урок и мотивировать учащихся....