Класс: 7. Учитель: Чашина Любовь Вячеславовна
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. Теория 5-9», Москва, «Дрофа», 2014г., авторы: В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова
Название раздела, темы. Служебные части речи. Предлог.
Тема урока: «Правописание предлогов» ( первый урок из двух).
Цели урока:
1. Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, ментальная карта, алгоритм; музыкальные фрагменты ( ); репродукции картин
Методы обучения:
Репродуктивный (для формирования ЗУН). Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи.
Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, история.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия
| личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Подарим сегодня в начале урока друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью. (слайд 2) Если снег лежит на крыше, Если в жизни всё не так. Улыбнитесь, рассмешитесь, Ведь улыбка – это клад!!! Недаром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще - жизнь будет слаще!» - Как думаете, почему? (Поднимется настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди….) С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее. Улыбнитесь друг другу от всей души! А теперь с хорошим настроением приступаем к новой теме. А какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами….. Открываем тетради, записываем дату, классная работа. | Включение в работу, самоопределение.
Обучающиеся объясняют смысл высказывания.
|
Мотивация к учебной деятельности
| коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание
| Отгадайте загадку.
На дороге кот сидит. За дорогой столб стоит. По тропинке побегу До дороге добегу, Там подземный переход. От дороги кот идёт. У дороги поворот. Едем с мамой на попутке. Мы в дороге будем сутки. Нам с дорогой повезло. В дождь её не развезло. Нам в рассказе о дороге Очень помогли….
|
Отгадывают загадку. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
| Учитель: Вы уже много знаете о предлоге. Сейчас ваша задача – вспомнить все, что знаете и заполнить пустые окошки в нашей карте - схеме. В случае затруднения можете обратиться к учебнику параграф 146. Работаем в парах. Заполняем только то, что знаем. (5 мин.) Проверим написанное, ответим на вопросы. - Каково грамматическое значение предлога?
- Для чего он служит?
- Какова его синтаксическая функция?
- Какими бывают предлоги по происхождению?
- На какие разряды по значению делятся предлоги?
- А сейчас оценим свою работу, сверив её с эталоном. (слайд 5 ) Выставляем оценку на листочке. 5 - «5», 4- «4», 3 – «3». - Какие окошки остались незаполненными? Дети: правописание. - Правописание каких предлогов с точки зрения происхождения может вызвать затруднение? Дети: производных. - Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Дети: “ Правописание производных предлогов”. Слайд 6 - Посмотрите на нашу схему и скажите, почему осталось два пустых окошка? Каким может быть правописание производных предлогов? Дети: слитное и раздельное. - Давайте определим цели нашего урока. Я буду начинать предложение, а вы закончите. - Научиться правильно писать производные предлоги. - Объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов. - Различать производные предлоги и омонимичные части речи. Слайд 7
| Учащиеся работают в парах. В заполнении карты принимает участие каждый ребёнок. Индивидуально – парная работа. Работают по карте. Оценивают свою карту, сверяя её с эталоном на слайде. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
С помощью учителя называют цели урока. |
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)
| постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
| Учитель: заполним до конца нашу схему, поработав с учебником (П. 147) слайд 8
Учитель: А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов? Запишем предложения в тетради и на доске: а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. в) В течение часа необходимо решить контрольную работу. г) В продолжение трех лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно: сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.
Написание существительных в 1 –м, 2- м и 5-м предложениях зависит от падежа. Алгоритм действий Слайд __9_____
Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: (Слайд __10__) Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.
| Самостоятельная работа с правилом в учебнике, заполнение схемы
Записывают в тетрадь предложения и на доске, анализируют, делают вывод |
Физкультминутка
|
| Физминутка слайд __11____ | Повторяют движения |
Первичное закрепление
| познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)
| Игра “Корректор”( в парах) слайд __12__ Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – находить ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами. 1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.) 2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.) 3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.) 4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад. Проверка у доски. Желающие выходят к доске и пишут ключ, объясняя написание. | Выявление особенностей правописания производных предлогов.
Обращаются к толковому словарю (корректор), вылавливают ошибки |
Самостоятельная работа с самопроверкой | коммуникативные: управление поведением партнера
| Итоговое задание графический диктант “Проверь себя”. слайд 13 Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту. 1. В продолжени… встречи спор не прекращался. 2. В нижнем своём течени… река сужается. 3. Я перезвоню ему в течени.. нескольких минут. 4. Причина разницы цен – в отличи… этих гостиниц. 5.Закон выполняется в отношени… каждого гражданина. 6.Отопление в доме не работает вследстви… аварии. 7. Узор наподоби… снежинки украшал кофту. 8. Он повернулся и пошёл в направлени… выхода. Ответ: Слайд 14
Поставьте оценку: 0-1 ошибка – “5”, 2-3 ошибки – “4”, 4-6 ошибок – “3”.
| Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.
|
Включение в систему знаний и повторение
| познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий
| В течение января стояли сильные морозы. ( синтакс. разбор) Фонетика- найди слова, в которых звуков больше, чем букв( и наоборот). Объясни выбор Морфемика+ морфология- стояли.
Работа с репродукциями картин, слайд -_15-19__ объединенными темой «Русская зима» ( составление с\с)- связь с ИЗО, историей. - Что объединяет все репродукции? - Как вы думаете, почему художники изобразили детей на улице? - Чем вы любите заниматься зимой? - Нужно ли зимой чаще бывать на улице и зачем? Воспитательный момент: больше времени уделять прогулкам, общению с друзьями…
- Составьте и запишите в тетради предложения, используя данные репродукции, с предлогами. 1 вариант – с предлогами, которые пишутся слитно; 2 вариант – с предлогами, которые пишутся раздельно.
- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Сделаем выводы (возвращение к карте «Предлог»- слайд _20__ Оценивание работы на уроке. Слайд ___21 | Лексическая работа, синтаксический разбор, элементы фонетического, морфемного, морфологического разборов. Расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству. Составляют предложения о зиме с использованием предлогов.
Возвращение к цели урока, её формулировка, делают выводы. |
Задание на дом | регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы
| Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: слайд _22___
- Мини- сочинение «Русская зима» с включением производных предлогов;
- Упр. 327.
| Восстановление учебной мотивации. |
Рефлексия деятельности
| коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение | Выразите ваши впечатления от урока.
Окончен урок, и выполнен план. Слайд 24___ Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что умеете дружно трудиться, И знание точно уж вам пригодится.
| Выбирают варианты ответов Слайд 23___
|