Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чашина Любовь Вячеславовна

В технологической карте урока содержится подробное изложение этапов урока, на уроке используется - индивидуально - парная работа, создается проблемная ситуация, обучающиеся работают с картой - схемой, алгоритмом действия, выполняют разные задания: "графический диктант", игру "Корректор". Основной метод работы - анализ языкового материала. Выдается дифференцированное домашнее задание. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7. Учитель: Чашина Любовь Вячеславовна

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. Теория 5-9», Москва, «Дрофа», 2014г., авторы:  В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова

Название раздела, темы. Служебные части речи. Предлог.

Тема урока: «Правописание предлогов» ( первый урок из двух).

Цели урока:

1.   Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку,  воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  презентация,  ментальная карта, алгоритм;  музыкальные фрагменты (   );  репродукции картин

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН). Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать 
навык правильного употребления производных предлогов в речи.

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Межпредметные связи:  музыка, изобразительное искусство, история.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Подарим сегодня в начале урока друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью. (слайд 2)

Если снег лежит на крыше,

Если в жизни всё не так.

Улыбнитесь, рассмешитесь,

Ведь улыбка – это клад!!!

 Недаром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще - жизнь будет слаще!»

- Как думаете, почему? (Поднимется настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди….)

С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее.

Улыбнитесь друг другу от всей души!

А теперь с хорошим настроением приступаем к новой теме. А какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами…..

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Включение в работу, самоопределение.

Обучающиеся  объясняют смысл высказывания.

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

Отгадайте загадку.

На дороге кот сидит.

За дорогой столб стоит.

По тропинке побегу

До дороге добегу,

Там подземный переход.

От дороги кот идёт.

У дороги поворот.

Едем с мамой на попутке.

Мы в дороге будем сутки.

Нам с дорогой повезло.

В дождь её не развезло.

Нам в рассказе о дороге

Очень помогли….        

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

Учитель: Вы уже много знаете о предлоге. Сейчас ваша задача – вспомнить все, что знаете и заполнить пустые окошки в нашей карте - схеме. В случае затруднения можете обратиться к учебнику параграф 146. Работаем в парах. Заполняем  только то, что знаем. (5 мин.)

Проверим написанное, ответим на вопросы.

  1. Каково грамматическое значение предлога?
  2. Для чего он служит?
  3. Какова его синтаксическая функция?

  1. Какими бывают предлоги по происхождению?
  2. На какие разряды по значению делятся предлоги?

- А сейчас оценим свою работу, сверив её с эталоном. (слайд    5 ) Выставляем оценку  на листочке. 5  - «5», 4- «4», 3 – «3».

- Какие окошки остались незаполненными?

Дети: правописание.

- Правописание каких предлогов  с точки зрения происхождения может вызвать затруднение?

Дети: производных.

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Дети: “ Правописание производных предлогов”. Слайд  6

- Посмотрите на нашу схему и скажите, почему  осталось два пустых окошка? Каким может быть правописание производных предлогов?

Дети: слитное и раздельное.

- Давайте определим цели нашего урока. Я буду начинать предложение, а вы закончите.

- Научиться правильно писать производные предлоги.

-  Объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов.

-  Различать производные предлоги и омонимичные части речи.  Слайд 7

Учащиеся работают в парах. В заполнении карты принимает участие каждый ребёнок. Индивидуально –  парная работа. Работают по карте.

Оценивают свою карту, сверяя её с эталоном на слайде.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.

С помощью учителя называют цели урока.

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска;

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Учитель: заполним до конца нашу схему, поработав с учебником (П. 147) слайд  8

Учитель: А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Запишем предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно: сделайте вывод.

Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м, 2- м и 5-м  предложениях зависит от падежа.

Алгоритм действий    Слайд __9_____

Используйте  рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: (Слайд __10__)

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Самостоятельная работа с правилом в учебнике, заполнение схемы

Записывают в тетрадь предложения и на доске, анализируют, делают вывод

Физкультминутка

Физминутка слайд __11____

Повторяют движения

Первичное закрепление

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,  

контроль (сличение знаний с эталоном)

Игра “Корректор”( в парах) слайд __12__

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача –  находить ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.

Проверка у доски. Желающие выходят к доске и пишут ключ, объясняя написание.

Выявление особенностей правописания производных предлогов.

Обращаются к толковому словарю (корректор),

вылавливают ошибки

Самостоятельная работа с самопроверкой

коммуникативные: управление поведением партнера

Итоговое задание графический диктант “Проверь себя”. слайд 13

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

1. В продолжени… встречи спор не прекращался.

2. В нижнем своём течени… река сужается.

 3. Я перезвоню ему в течени.. нескольких минут.

4. Причина разницы цен – в отличи… этих гостиниц.

5.Закон выполняется в отношени… каждого гражданина.

 6.Отопление в доме не работает вследстви… аварии.

7. Узор наподоби… снежинки украшал кофту.

 8. Он повернулся и пошёл в направлени… выхода.

Ответ:    Слайд 14

1

2

3

4

5

6

7

8

е

и

е

и

и

е

е

и

 Поставьте оценку: 0-1 ошибка – “5”, 2-3 ошибки – “4”, 4-6 ошибок – “3”.

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.

Включение в систему знаний и повторение

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий

В течение января стояли сильные морозы.

 ( синтакс. разбор)

Фонетика- найди слова, в которых звуков больше, чем букв( и наоборот). Объясни выбор

Морфемика+ морфология- стояли.

Работа с репродукциями картин, слайд -_15-19__

объединенными темой «Русская зима»

( составление с\с)- связь с ИЗО, историей.

- Что объединяет все репродукции?

- Как вы думаете, почему художники изобразили детей на улице?

- Чем вы любите заниматься зимой?

- Нужно ли зимой чаще бывать на улице и зачем?

Воспитательный момент: больше времени уделять прогулкам, общению с друзьями…

- Составьте и запишите в тетради предложения, используя данные репродукции, с предлогами.

1 вариант – с предлогами, которые пишутся слитно; 2 вариант – с предлогами, которые пишутся раздельно.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Сделаем выводы (возвращение к карте «Предлог»- слайд _20__

Оценивание работы на уроке. Слайд ___21

Лексическая работа, синтаксический разбор, элементы фонетического, морфемного, морфологического разборов.

Расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству.

Составляют  предложения о зиме с использованием предлогов.

Возвращение к цели урока, её формулировка, делают выводы.

Задание на дом

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:  слайд _22___

  1. Мини- сочинение «Русская зима» с включением производных предлогов;
  2. Упр. 327.

Восстановление учебной мотивации.

Рефлексия деятельности

коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

личностные: самоопределение

Выразите ваши впечатления от урока.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Окончен урок, и выполнен план.  Слайд 24___

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Выбирают варианты ответов

Слайд 23___


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"

Урок закрепления знаний с использованием технологии рейтинговой накопительной системы. Каждый ученик за урок получает оценку согласно набранным баллам. Урок включает 6 этапов, на каждом этапе предлага...

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание производных предлогов. Легко о сложном".

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Тест по русскому языку 7 класс по теме "Предлог"

Тест по русскому языкув программе Айрен  позволяет быстро проверить ученику свои умения по теме "Предлог"....

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....