Русский язык. Входной контроль для 9 класса
тест по русскому языку (9 класс)

Каптерова Марина Николаевна

Русский язык. Входной контроль 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_vhodnoy_kontrol.docx74.7 КБ

Предварительный просмотр:

1, 2 Входной контроль для 9 класса

Вариант 1

1. Найди слова, в которых буква пишется  И:

А. арт_ллерия

Б. белл_тристика

В. дел_гат

Г. пр_зидиум

Д. эксп_римент

Е. терр_тория

2. Укажите слова, в которых пишется Е:

А. о симфони_

Б. в театр_

В. на пьедестал_

Г. в воображени_

Д. в лаборатори_

Е. об артиллери_

3.Укажите слова, в которых НЕ пишется слитно:

А. (не)знакомый

Б. далеко (не)знакомый

В. (не)знакомый, а чужой

Г. ничуть  (не)знакомый

Д. вовсе (не)интересный

Е. (не)интересный фильм

4.Отметь строку, в  которых все слова пишутся слитно:

А. (пол)месяца, (в)следствие засухи, (по)умному

Б. (то)же самое, (в)течение недели, (на)счёт погоды

В. (в)первые узнал, (на)подобие квадрата, пришёл (во)время

 5.  Укажи словосочетания с видом связи  примыкание

А.  крепко подумал

Б.  участвовать в поиске

В. поиски неизведанного

Г.  доблестный труд

Д.  стоял молча

Е.  из трех книг.

 6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных  словах.

 Быть может,(1) многим теперь покажется странным услышать,(2) что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея,(3) если не считать Эрмитажа,(4) где русских картин было немного.

Несправедливо было бы ,(5) однако,(6)утверждать,(7)что в то время в России вовсе не было любителей искусства

7. Какие предложения не являются односоставными?

А. Тихо и сонно в деревне

Б. Скалы продолжают изумлять нас.

В. От увядших листьев веет прощанием и покоем.

Г. С дождями связано много примет

Д. Воздух чист и прозрачен.

8. В каких предложениях необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А. Величайшее богатство народа его язык.

Б. Длина этой полоски двадцать пять сантиметров.

Г. Над тобою облако что парус.

9. Отметь предложения с простым глагольным сказуемым:

А. Человек должен стремиться к высшей цели.

Б. Небо было закрыто тучами.

В. Я буду выступать в заключительном концерте.

Г. На дороге показалась повозка.

Д. Всю дорогу пассажиры клевали носом.

10.Укажи предложения  с деепричастным оборотом.( знаки препинания не расставлены)

А. Будьте осторожны отправляясь в горы.

Б. Ленивый  сидя спит лёжа работает.

В. Учёные исследовавшие это явление были немало удивлены.

Г. Он вошёл в садик и дойдя до угла дома по выступам забрался на крышу.

II. Прочитайте текст и выполните задания  В1, В2, В3

                (1)  Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (2) Простое ли это собрание правил, « рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

   (3) В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.(4) Надо уметь не мешать  друг другу.5) Поэтому не надо шуметь. (6) Например, за столом во время еды.(7) Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом.(8) И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу.  (9) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам  или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. (10) Не надо утомлять соседей беспрерывными  шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям(11) Этим вы ставите своих слушателей в неловкое положение.

     (12) Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и красивым

 В1.  Определите тип речи, стиль речь

 В2   Из (3) предложения выписать  местоимения

 В3  Какое из предложений (3), ( 7) или  (12) является  сложным?

III. Сочинение- рассуждение на тему « Почему важно  соблюдать правила этикета».

9 класс.  Входной контроль. Вариант-2

  1. Найдите слова, в которых пишется буква А

А. к_мбинат

Б. к_нверт

В. тр_туар

Г. свет_фор

Д. г_рантия

Е. г_ лерея

2. Укажите слова, в которых пишется И:

А. из истори_

Б.в аннотаци_

В. о тенденци_

Г.  о дисциплин_

Д. в свидетельств_

Е.  в полемик_

3.Укажите слова, в которых НЕ пишется слитно:

А.(не) доиграл партии

Б.(не) вмешиваясь

В. (не) красивый, но умный

Г. (не)дающий ответа

Д.(не)годуя

Е. ( не)разбросанные вещи

4.Отметьте строку, в  которых все слова пишутся слитно:

А.(авиа) служба, входить (по) одному, лаять (по) собачьи

Б.(по) нашему уговору, (красно) жёлтый, (рыже)головый

В. (не)сделанное задание, (по)чаще заходите,(по)бежите по этой тропе

5.  Укажите словосочетания с видом связи  согласование

А. залезть в ящик

Б.беспорядочно разбегаться

В. красный диплом

Г.оскорбить самолюбие

Д.вокруг себя

Е.наши  обязанности

  6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных  словах.

Я решил во что бы то ни стало найти дорогу. К счастью,(1) мы были недалеко от того места,(2) где нужно было сворачивать. Поэтому я велел ехать  потише,(3) чтобы вторично не пропустить поворота. Мы должны были,(4) по объяснению мальчика,(5) прежде переехать надломленную берёзу,(6) затем тотчас свернуть вправо и ехать по дороге. Как нарочно,(7) берёзки росли здесь немного гуще,(8) нежели в других местах,(9) оттого  мы сначала и не заметили поворота. ( по С. Бородину)

7. Какие предложения не являются односоставными?

А. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

Б. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

В. От её голоса повеяло теплотой.

Г. Вдыхаешь запах морозной прохлады.

Д. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

8. В каких предложениях необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А.  Книга источник знаний.

Б.  Пруд как блестящая сталь.

В. 5. Сады сажать жизнь украшать.

9. Отметь предложения с простым глагольным сказуемым:

А. Я буду долго гнать велосипед.

Б.  Швецовы пришли в себя от неожиданности.

В. 3. Всем хотелось принять участие в вечере,

Г. Он был мастером на все руки.

Д.  Осень пришла дождливая и холодная,

10. Укажи предложения  с деепричастным оборотом.( знаки препинания не расставлены)

А.           Засквозили первые проблески рассвета  дядя Гриценко  затопав босыми ногами по хате  поднял штору  пуская в комнату холодную муть начавшегося утра.

Б. Перед ними был черный колодец  казавшийся бездонным.

В. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть  чтобы обогащать свой язык  развивать память.

Г. Сосредоточенно сопя жевали они холодные лепешки  оставшиеся с вечера и запивали их горячим чаем.

II. Прочитайте текст и выполните задания  В1, В2, В3

            (1) Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

(2)  Прежде всего, необходимо стараться выполнять режим в течение всего дня. (3) Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года.(4)  Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

      (5)  Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. (6) Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

       (7)  Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу.(8)  Это трудно, зато полезно. (9) За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

       (10)  В свободные часы больше читайте.(11) Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. (12) Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (125 слов).

В1.  Определите тип речи, стиль речь

В2.  Сколько наречий в 3 абзаце?

В3. Какое из предложений (1), (6) или (8) является  сложным?

III. Сочинение- рассуждение « Чтобы хорошо учится, надо быть организованным  человеком» (5-7 предложений)

9 класс. Входной контроль. Вариант 3

1. Найди слова, в которых буква пишется  И:

А. арт_ллерия

Б. белл_тристика

В. дел_гат

Г. пр_зидиум

Д. эксп_римент

Е. терр_тория

2. Укажите слова, в которых пишется И:

А. из истори_

Б.в аннотаци_

В. о тенденци_

Г.  о дисциплин_

Д. в свидетельств_

Е.  в полемик_

3.Укажите слова, в которых НЕ пишется слитно:

А. (не)знакомый

Б. далеко (не)знакомый

В. (не)знакомый, а чужой

Г. ничуть  (не)знакомый

Д. вовсе (не)интересный

Е. (не)интересный фильм

4.Отметьте строку, в  которых все слова пишутся слитно:

А.(авиа) служба, входить (по) одному, лаять (по) собачьи

Б.(по) нашему уговору, (красно) жёлтый, (рыже)головый

В. (не)сделанное задание, (по)чаще заходите,(по)бежите по этой тропе

5.  Укажи словосочетания с видом связи  примыкание

А.  крепко подумал

Б.  участвовать в поиске

В. поиски неизведанного

Г.  доблестный труд

Д.  стоял молча

Е.  из трех книг.

  6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных  словах

Сколько бы я ни встречался  со своими читателями – непременно кто-нибудь спросит,(1) почему я пишу о природе. Действительно,(2) почему? Вот мне уже пятьдесят лет,(3) а я не только не собираюсь писать о чём-либо ином,(4) а,(5) наоборот,(6)природа,(7)обитатели лесов,(8) степей,(9) пустынь,(10) гор увлекают меня всё больше и больше. Теперь уж и не вспомнить,(11) сколько километров пройдено по степям и пустыням,(12) сколько горных вершин было под ногами,(13) сколько ночей проведено у костров в бескрайних лесах.

Первая и главная причина,(14) почему я пишу о природе,(15) это,(16)конечно,(17) потому,(18) что я её очень люблю                                                ( Н. Сладков)

7. Какие предложения не являются односоставными?

А. Тихо и сонно в деревне

Б. Скалы продолжают изумлять нас.

В. От увядших листьев веет прощанием и покоем.

Г. С дождями связано много примет

Д. Воздух чист и прозрачен.

8. В каких предложениях необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А.  Книга источник знаний.

Б.  Пруд как блестящая сталь.

В. 5. Сады сажать жизнь украшать.

9. Отметь предложения с простым глагольным сказуемым:

А. Человек должен стремиться к высшей цели.

Б. Небо было закрыто тучами.

В. Я буду выступать в заключительном концерте.

Г. На дороге показалась повозка.

Д. Всю дорогу пассажиры клевали носом.

10. Укажи предложения  с деепричастным оборотом ( знаки препинания не расставлены)

А.           Засквозили первые проблески рассвета  дядя Гриценко  затопав босыми ногами по хате  поднял штору  пуская в комнату холодную муть начавшегося утра.

Б. Перед ними был черный колодец  казавшийся бездонным.

В. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть  чтобы обогащать свой язык  развивать память.

Г. Сосредоточенно сопя жевали они холодные лепешки  оставшиеся с вечера и запивали их горячим чаем.

II. Прочитайте текст и выполните задания  В1, В2, В3

(1) Я не берусь давать « рецепты» воспитанности, так как сам не считаю себя образцово воспитанным, но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

       (2) Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

       (3) Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину ( даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду,- он невоспитанный человек.

       (4) Если со знакомыми он вежлив, а  с домашними  раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.

       (5)  Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих  близких, - он  невоспитанный человек. (6)Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.

      (7) Если он громко заводит радио  и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает( пусть это будут даже его  маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

      (8)  Если он любит трунить(шутить) над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он ( извините меня!) просто глуп.

В1 .  Определите тип речи, стиль речь

В2. Какой часть речи является слово КОЕ - КАКИМ  в предложении (1)?

В3. В3. Какое  предложений (1), (2) или (4) осложнено вводным словом?

В3. Какое из предложений (1), (6) или (8) является  сложным?

III.   Напишите сочинение- рассуждение на тему « Воспитанный человек- это…»(5-7 предложений)

Контрольный тест 9 класс 1 полугодие

ЧАСТЬ А

 1.Придаточные изъяснительные отвечают…

А) на вопросы: где? куда?

В) на вопросы: какой? какая?

С) на падежные вопросы

D) на вопросы: с какой целью?

Е) на вопросы: почему?

2.Определите предложение с придаточным изъяснительным

А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.

В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.

С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.

D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

3. Определите сложносочинённое предложение  с  противительным  союзом:

А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее  утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.

D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

4. Определите сложное предложение.

А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.

D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне (  ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Определите предложение с придаточным времени.

А) Голос её, когда она говорит, поёт и звенит.

В) Всюду, где есть человек, есть хорошее.

С) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы уже улетели.

D) Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Е) Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень близки от земли.

7. Определите предложение с придаточным определительным.

А) Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле.

В) Поезд, в котором ехал Аскар, пришёл в Алматы ранним утром.

С) Он знал, что его будет встречать Айгуль.

D) Вода так чиста, что на дне отчётливо виден каждый листок.

Е) Солнце уже было низко, когда я проснулся.

8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), 6), в) или г), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:                       а)              б)           в)            г)

р..ставрация                е              е              и             е

д..виз                             и             и             е              е

р..золюция                   е              и             и             е

р..петиция                    и             е              и             е

п..йзаж                          е              и             е              е

  1. Эта личность и история её появления есть довольно характерный эпизод из истории тогдашних нравов и не лишённая колорита бытовая картинка. (Н.Л.)

Грамматической основой данного предложения является:

    1) личность есть эпизод;

    2) личность и история есть эпизод;

    3) личность и история есть эпизод и картинка;

    4) личность есть эпизод и картинка.

  1. Каково лексическое значение слова ФОЛИАНТ в предложении:

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее.

ЧАСТЬ В

Прочитайте текст и выполните задания В-1, В-2, В-3

Мы-то не умрем

  1. А больше всего мы стали бояться мертвых и смерти.
  2. Если в какой семье смерть, мы стараемся не писать туда, не ходить: что говорить о ней, о смерти, мы не знаем…
  3. Даже стыдным считается называть кладбище как серьезное что-то. 4) На работе не скажешь: «На воскресник я не могу, мне, мол, моих надо навестить на кладбище». 5) Разве это дело – навещать тех, кто есть не просит?

6) Перевезти покойника из города в город? – блажь какая, никто под это вагона не даст. 7) И по городу их теперь с оркестром не носят, а быстро прокатывают на грузовике.

8) Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном. 9) Становилось на сердце примирённо, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно. 10) Покойники словно чуть улыбались нам из-под зелёных холмиков: «Ничего!.. Ничего...»

11) А сейчас, если кладбище держится, то вывеска: «Владельцы могил! Во избежание штрафа убрать прошлогодний мусор!» 12) Но чаще - закатывают их, равняют бульдозерами - под стадионы, под парки культуры.

13) А ещё есть такие, кто умер за отечество - ну, как тебе или мне         ещё придётся. 14) Этим церковь наша отводила прежде день - поминовение воинов, на поле брани убиенных. 15) Англия их поминает в День Маков. 16) Все народы отводят день такой - думать о тех, кто погиб за нас.

17) А за н а с - то - за нас больше всего погибло, но дня такого у нас нет. 18) Если на всех погибших оглядываться - кто кирпичи будет класть? 19) В трёх войнах теряли мы мужей, сыновей, женихов - пропадите, постылые, под деревянной крашеной тумбой, не мешайте нам жить! 20) Мы-то ведь никогда не умрём!                                                 (по А.И.Солженицыну)

     В-1  Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между позицией автора и мнением обывателей?

1) 7

2) 11

3) 16

4) 20

 В-2.  Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 17-20?

1) рассуждение

2) повествование и рассуждение

3) описание

4) описание и рассуждение

В-3.  Укажите предложение, в котором используется архаизм.

1) 3

2) 14

3) 6

4) 19

ЧАСТЬ С

Напишите сочинение по прочитанному тексту.(6-10 предложений)

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе

Вариант 1

 (1)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... (3)И никто не сказал: добрым. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. (7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек? (8)Может быть, это лишь кажется? (9)Нет, это действительно так. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства. (11)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она становится творцом новой жизни. (12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. (13)Доброе неразрывно связано с красотой.

(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (15)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. (16)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (17) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

(18) Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. (19)Я стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». (20)Мы с детьми возвращались из лесу. (21)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. (22)Он чем-то расстроен. (23)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. (24)— Может быть, он заболел в дороге? (25)Может быть, что-то потерял?»  

(26)Подходим к старику, спрашиваем: (27)«Чем вам помочь, дедушка?» (28)Старик тяжело вздыхает. (29)«Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. (ЗО)Горо у меня большое. (31)Старуха умирает в больнице. (32)Вот еду к ней, ожидаю автобуса. (ЗЗ)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди». (34)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. (35)Домой они расходились под впечатлением печаль ных слов старика. (Зб)Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.

(37)Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. (39)Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

(По В. Сухомлинскому*)

* Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) — педагог, член-коррес- пондент Академии педагогических наук СССР (1957), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. С1948года — директор Павлышской средней школы. Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1  На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Почему мальчишки стесняются своей доброты?
  2. Почему девочки более добрые, отзывчивые и ласковые?
  3. Когда человек должен пройти эмоциональную школу?
  4. Что самое трудное в воспитании?

А2  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключается источник доброты?»

  1. (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота.
  2. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
  3. (12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
  4. (15)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.

А3  О чём свидетельствует информация, заключённая в предложениях 26—36?

  1. Дети расстроились, что не смогли помочь старику.
  2. Дети забыли о том, что хотели поиграть.
  3. Горе старика вызвало в детях чувство сопереживания.
  4. Дети устали после прогулки в лесу и разошлись по домам.

А4   В каком предложении нет синонимов?

  1. (2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным...
  2. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?
  3. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
  4. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

А5  В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. сотни ответов (предложение 1)
  2. теплоты сердца (предложение 6)
  3. утверждается в сердце (предложение 11)
  4. отточить чуткость (предложение 19)

А6  В каком варианте ответа нет метафоры?

  1. (7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек?
  2. (14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
  3. (17)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
  4. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1  Замените слово щебетанье в предложении 34 синонимом. Напишите этот синоним.

В2  Из предложений 26—33 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3  Из предложений 19-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением.

В4  Из предложений 14—17 выпишите слово, в котором правописание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это краткое страдательное причастие прошедшего времени.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах

Видим,(1) у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека,(2) — говорю я детям. — Может быть,(3) он заболел в дороге? Может быть,(4) что-то потерял?»

В6 Замените словосочетание ответов мальчишек (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7  Из предложения 10 выпишите грамматическую(-ие) осно- ву(-ы).

В8 Среди предложений 26-33 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений.

В9  Среди предложений 35—40 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Диагностическая контрольная работа по русскому языку  в 9 классе

Вариант 2

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (11)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15)Болышая        цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

(16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(Д. Лихачёв *)

* Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906—1999) — российский учёный-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. В1928— 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачёв был арестован и сидел в Соловецком лагере.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1  На какой вопрос в тексте нет ответа?

]) Какие качества зарождаются в человеке с детства?

  1. Что такое патриотизм?
  2. Чем патриотизм отличается от национализма?
  3. С чего начинается большая цель добра?

А2  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Что такое добро?»

  1. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей.
  2. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
  3. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
  4. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

А3 Какова основная информация, заключённая в предложениях первого абзаца (1 — 6)?

  1. Каждый должен увеличивать добро в окружающем нас мире.
  2. Человеку можно сделать добро и в мелочи.
  3. Мелочь и крупное нельзя разделять.
  4. С мелочей начинается многое.

А4  В каком предложении содержатся антонимы?

  1.  (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
  2.  (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.
  3. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

     4)(13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

А5  В каком значении употреблено слово националист в предложении 10?

  1. человек, любящий свою родину
  2. человек, противопоставляющий свою нацию другим
  3. человек, проповедующий войну
  4. человек, любящий людей

А6  В каком варианте ответа средством речевой выразительности является градация?

  1. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.
  2. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
  3. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4)(18)Любовь         же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово слагается в предложении 4 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3 Из предложений 16—18 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

В4  Из предложений 7—9 выпишите слово, в которых правописание личного окончания определяется тем, что это глагол II-го спряжения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Многое,(1) как я уже говорил,(2) начинается с мелочей,(3) зарождается в детстве и в близком.

В6 Замените словосочетание цель жизни (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7  Из предложения 17 выпишите грамматическую основу.

В8 Среди предложений 1—6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 7—14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе

Вариант 3

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

(1)Лувр отапливался калориферами1. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Он чуть попахивает пылью. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

(5)Это греются нищие. (6)Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. (8)Посетители тоже как будто ничего не замечают. (9)Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

(10)0собенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме2. (11)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (12)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.

(13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка. (14)Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

(16) Ноги        у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

(17)Пожилая        художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию картины Боттичелли. (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:

  1. —        Садитесь!
  2. —        Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.
  3. Художница         вернулась к своему мольберту. (22)Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

(23)Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. (24)Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

  1. —        Мерси, мадам!
  2. Художница,        не оборачиваясь, кивнула. (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. (30)Очевидно, это было действительно так. (31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

(К. Паустовский)

 Калорифер — прибор для нагревания воздуха.

2  Тальма — женская длинная накидка без рукавов.

Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский советский писатель. Родился в Москве. После революции много ездил по стране, бывал в Киеве, служил в Красной Армии, уехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Катаев, Ильф, Бабель, Багрицкий и др. Много путешествовал.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Что такое Лувр и где он находится?
  2. Что делала в Лувре пожилая художница?
  3. Как относились луврские сторожа к нищим?
  4. Чем запомнилась рассказчику маленькая старушка?

А2 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключался великодушный поступок мальчика?»

  1.  (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

    (26)— Мерси, мадам!

  1.  (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке.
  2.  (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

4) (31)Он         совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предложении 20?

1) Старушке было тяжело сидеть.

  1.  Старушке было стыдно и горестно, что она находится в таком состоянии.
  2. Она боялась, что её стул займёт другой нищий.
  3. Старушка не хотела никого видеть и заснула.

А4 В каком из приведённых ниже фрагментов текста содержится противопоставление?

  1.  (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. (5)Это греются нищие.
  2.  (13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
  3.  (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке: (19)— Садитесь!
  4.  (20)— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

А5 В каком значении употреблено слово зоркие в предложении 6?

  1. с острым зрением
  2. хорошо видящие вдаль
  3. злые

А6 В каком варианте ответа нет фразеологизма?

  1. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза.
  2.  (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
  3. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

4)(31)Он        совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм гора свалилась с плеч в предложении31 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 1—10 выпишите слово(-а) правописание корня в котором(-ых) определяется правилом «После шипящей под ударением в корне пишется Ё, если в родственных словах или формах слов пишется Е».

В3 Из предложений 10—11 выпишите слова, приставки в которых всегда пишутся одинаково(не изменяются на письме).

В4 Из предложений 20-25 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется правилом «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько их было в прилагательном, от которого наречие образовано».

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Они делают вид,(1) что просто не замечают этих людей, (2) хотя,(3) например, (4) закутанный в рваный серый плед старик нищий, (5) похожий на Дон Кихота, (6) застывший перед картинами Делакруа, (7) не может не броситься в глаза.

В6 Замените словосочетание луврские сторожа (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В7 Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

В8 Среди предложений 19 – 22 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 10 – 13 найдите предложение с обособленным дополнением.   Напишите номер этого предложения.

Диагностическая контрольная работа по русскому языку  в 9 классе

Вариант 4

  1. Прошло три года.

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком. 7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

(9)Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения. (10)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

(12) Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (13)Слепой сидел с опущенною головой, удивлённо прислушиваясь к этому грохоту. (14)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. (15)Многолюдная зала мгновенно притихла.

(16)В эту минуту вошёл Максим. (17)Старик слушал и ждал. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...

(19)И вдруг сердце Максима упало. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер. (22)И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый. (23)Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

(26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Максим. (27) — Да, он прозрел... (28)На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

(29)И старый солдат всё ниже опускал голову. (ЗО)Вот и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой...

(По В. Короленко)

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель,заслуживший признание своей правозащитной деятельностью. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине. Основные произведения — «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 Какая тема не затрагивается в тексте?

  1. История личной жизни слепого музыканта.
  2. Отношение южнорусской публики к своим родным мелодиям.
  3. История жизни Максима.
  4. Впечатление, производимое музыкой слепого музыканта.

А2 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос

«Почему сердце Максима упало?»

  1. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...
  2. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...
  3. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон.
  4. (24)На глазах старика появились слёзы.

A3  О чём свидетельствует информация, заключённая в предложениях 26—27?

  1. Слепой музыкант стал видеть.
  2. Музыкант, как всякий слепой человек, очень эгоистичен.
  3. Музыкант чувствует переживания людей.
  4. Слепой музыкант стал очень хорошо играть.

А4 В каком из предложений используются антонимы?

  1. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе.
  2. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений.
  3. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.
  4. (28) На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

А5 В каком значении употреблено слово глубокой в предложении 9?

  1. имеющая большую глубину
  2. отдалённая, глубинная
  3. большая и сильная
  4. тщательно скрытая

А6 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

  1. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков... (19)И вдруг сердце Максима упало.
  2. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер.
  3. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.
  4. (26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Максим. (27) —Да, он прозрел...»

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм сердце упало в предложении 19 нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 2-4 выпишите слово с двойной согласной в корне.

В3 Из предложений 12—15 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их значения.

В4 Из предложений 10—13 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это полные страдательные причастия прошедшего времени.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Никто не признал бы его слепым, (1) если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама,(2) как говорили,(3) жена музыканта.

В6 Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В7 Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

В8 Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 17—25 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе

Вариант 5

(1)Я ушёл далеко за город. (2)По краям дороги, за развесистыми вётлами, волновалась рожь и тихо трещали перепела; звёзды теплились в голубом небе.

(3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая, что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

(5)Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон. (7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

(9)Меня потянуло в тёмную чащу лип. (10)Из людей я там никого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живёт только её сын-студент. (11)Он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома. (12)Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему великую будущность.

(13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (14)Вдруг где-то недалеко за мной раздались звуки настраиваемой скрипки. (15)Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (1б)3начит, молодой Ярцев дома... (17)Музыкант стал играть. (18)Я поднялся, чтобы уйти: грубым оскорблением окружающему казались мне эти искусственные человеческие звуки.

(19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. (20)Но что это была за импровизация! (21)3вуки лились робко, неуверенно. (22)Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то. (23)Не самою мелодией приковывали они к себе, — её, в строгом смысле, даже и не было, — а именно этим томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впереди. (24)Вот-вот, казалось, будет схвачена тема. (25)Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк остался непонятым.

(26)С новым и странным чувством я огляделся вокруг. (27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

(По В. Вересаеву)

Вересаев Викентий Викентьевич (1867—1945) — русский советский писатель, публицист, врач.

Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в «Рассказах о войне».

В 1911 г. по инициативе Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве», которое он возглавлял до 1918 года. В эти годы писатель выступал с литературоведческими и критическими исследованиями («Живая жизнь» посвящена анализу творчества Ф. Достоевского и JI. Толстого). Написал цикл произведений об интеллигенции: романы «В тупике» (1922) и «Сестры» (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников («Пушкин в жизни», 1926—27; «Гоголь в жизни», 1933; «Спутники Пушкина», 1934—36). В 1940 появились его «Невыдуманныерассказы о прошлом». В 1943 г. Вересаеву была присуждена Государственная премия.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Где был герой-рассказчик?
  2. Кем был сын помещицы Ярцевой?
  3. Почему герой-рассказчик собрался уходить?
  4. Что сказал герой-рассказчик сыну помещицы?

А2 Почему герой-рассказчик испытывал в душе глухое раздражение?

  1. Герой-рассказчик заблудился.
  2. Его оскорбили звуки скрипки — «искусственные человеческие звуки».
  3. Он чувствовал, что красота природы недоступна ему.

    4)Он не увидел молодого Ярцева и не поговорил с ним.

А3 В каком предложении раскрывается впечатление, которое произвела музыка на героя-рассказчика?

  1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.
  2. (13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку.
  3. (19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация.
  4. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

А4 В каком из приведённых ниже фрагментов использованы контекстные синонимы?

  1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.
  2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.
  3. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.
  4. (15)Я        с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон.

А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. по краям дороги (предложение 2)
  2. волновалась рожь (предложение 2)
  3. воздух струился (предложение 7)
  4. глухим раздражением (предложение 13)

А6 В каком варианте ответа нет сравнения?

  1. (3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота.
  2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.
  3. (7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые.

    4)(27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1  Замените слово аккомпанементом в предложении 28 синонимом. Напишите этот синоним.

В2  Из предложений 5—6 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

В3  Из предложений 13—14 выпишите слова с не изменяемыми на письме приставками.

В4  Из предложения 3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется тем, что это действительное причастие образовано от глагола I-го спряжения.

В5  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Говорят, (1) он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему великую будущность. Вот-вот,(2) казалось, (3) будет схвачена тема.

В6  Из предложений 26-27 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В7  Из предложений 13—18 выпишите составное глагольное сказуемое.

В8  Среди предложений 19—24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В9  Среди предложений 13—18 найдите предложение(-я) с обособленными определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Диагностическая контрольная работа по русскому языку  в 9 классе

Вариант 6

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)0 чём же рассказывала мне музыка? (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(7)Вася, не переставая играть, говорил:

(8)—        Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12)Написал на границе, прощаясь с родиной. (13)Он посылал ей последний привет. (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

(15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19)Но всё равно она оборвалась. (20)Печка потухла. (21)Слоясь, засыпали в ней угли. (22)Тишь. (23)Темень. (24)Грусть.

(25)— Уже поздно, — сказал Вася из темноты. — (26)Иди домой. (27)Бабушка будет беспокоиться.

—(28)        Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

(29)Вася        шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: «За что?».—(30)        Я не знаю, за что...

(31)И        выскочил из избушки. (32)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (ЗЗ)Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (34)Ничего сейчас не страшно. (35)В эти минуты не было вокруг меня зла. (36)Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (37)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была моя родина.

(39)... Прошло много лет. (40)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (41)Кругом пахло гарью, пылью. (42)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (43)Эта музыка разбередила воспоминания. (44)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (45)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (46)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (47)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (48) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

Астафьев Виктор Петрович (1924—2001), русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь- рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Какое впечатление произвела игра Васи на героя-рассказчика?
  2.  Где герой-рассказчик услышал ещё раз музыку Огинского?
  3.  Как звали бабушку героя-рассказчика?
  4.  На каком инструменте исполняли в польском городе музыку Огинского?

А2 В каком предложении содержится ответ на вопрос, заключённый в предложениях 4—5?

  1.  (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
  2.  (8)— Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.
  3.  (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
  4.  (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.

А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предложении 45?

  1. Герой воспринимал музыку Огинского так же, как и в детстве.
  2.  Музыка разбередила воспоминания героя.
  3.  В детстве герой был более чувствительным человеком.
  4.  Военные тяготы изменили отношение героя к музыке и его чувства.

А4 В каком предложении употреблено слово, имеющее омоним?

  1.  (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку.
  2.  (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась?
  3.  (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.
  4.  (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.

А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1.  боль жива (предложение 14)
  2.  угасала скрипка (предложение 15)
  3.  засыпали угли (предложение 21)
  4.  стоял возле пушек (предложение 40)

А6 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение?

  1.  (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
  2.  (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.
  3.  (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой.
  4.  (32)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм непробудным сном в предложении 6 нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 47—48 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3 Из предложений 18—29 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4 Из предложений 31—38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В суффиксе существительного пишется буква Е, если она беглая гласная; пишется буква И, если она при склонении сохраняется».

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющих членах предложения.

Музыка властвовала над оцепеневшем от горя городом, (1) та самая музыка, (2) которую, (3) как вздох своей земли,(4) хранил в сердце человек, (5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

В6 Из предложения 40 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В7 Из предложения 25 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

В8 Среди предложений 21 – 29 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1 – 6 найдите предложения с одиночным приложением. Напишите номера этих предложений.

Задания А1 – А6

А1

А2

А3

А4

А5

А6

Вариант 1

1

3

3

4

1

1

Вариант 2

1

1

1

2

2

1

Вариант 3

1

1

2

2

4

3

Вариант 4

3

3

3

4

3

2

Вариант 5

4

3

4

3

1

4

Вариант 6

3

1

4

3

4

3

Задания В1 – В9

Вариант 1

Задание

Ответ

В1

Разговоры

В2

Умирает

В3

Соприкасаются

В4

Воспитаны

В5

3, 4

В6

Мальчишечьи ответы

В7

Девочка более добра, отзывчива, ласкова; инстинкт живет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входной контроль 8 класс

Входная диагностика 8 класс в виде теста представлена двумя вариантами....

Входной контроль - 7 класс.

Входной контроль для 7 класса ("Английский в фокусе"). Употребление Present Simple, Present Continuous, Past Simple....

ФОРМА ОТЧЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 9 И 11 КЛАСС. 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Форма отчета для учителей русского языка и литературы...

Презентация по английскому языку на тему "Подготовка к входному контролю", 6 класс

Данная презентация содержит упражнения для подготовки к входной контрольной работе для учащихся 6 класса....

5 класс диагностическая работа по английскому языку (входной контроль)

5 класс диагностическая работа по английскому языку (входной контроль)....

Входной контроль 7 класс английский как второй язык

Входной контроль 7 класс английский как второй язык...

Диагностическая работа по русскому языку (входной контроль) в 10-11 классах

Диагностическая работа по русскому языку является важным этапом для определения уровня знаний учащихся и оценки эффективности преподавания. Она позволяет выявить пробелы в знаниях, а также узнат...