Разработка урока в 11классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Разработка урока в 11классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkoy_literature_v_11_klasse.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русской литературе в 11 классе.

    Составитель: Сивцева Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы.

    Урок разработан как дополнительный урок по русской литературе в 11 классе.

   Форма урока: урок-лекция

   Цель: выявить особенности художественного типа личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.

    Задачи:

  • Выявление взаимозависимости стиля мышления и художественного своеобразия произведений Генделя, Рубенса, Л.Н.Толстого.
  • Воспитание у учащихся более утонченного восприятия произведений искусства.

     Эпиграф к уроку:

               Всему срок и время всякой вещи под небесами:

                                                           Время убивать и время лечить, время плакать и          время веселиться,

                                                           Время причитать и время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время удаляться     от объятий, время искать и время терять, время любить и время ненавидеть, время   войны и время мира.

Ветхий Завет, книга Экклезиаста.

Оборудование: зрительный ряд, составленный из произведений Рубенса, музыка Пассакалии соль минор Генделя, слайды картины Рубенса «Персей и Андромеда» (Эрмитаж), прослушивание отрывка из рассказа Толстого «Отец Сергий» (учитель заранее готовит аудиозапись).

Ход урока:

Урок делится на три этапа.

1этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок (ученики знают о проведении данного урока). Сегодня мы с вами будем говорить о выдающихся личностях, как Гендель, Рубенс и Толстой. Надеюсь, что вам будет интересно узнать что-то новое об этих великих людях.

Тип художественной личности, подаренный европейской культуре XVII веком, представлен не менее великими именами, чем Бах и Рембрандт: в музыке-Гендель, в живописи-Рубенс, которые являют собой пример противоположной манеры художественного общения.

       Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба-это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс с юных лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же, как и Гендель, он всегда был признан и любим многими, их жизнь была  полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почёте.

Сходны между собой судьбы Баха и Рембрандта, их жизнь-это испытание мужества. Рембрандт много страдал и терпел, умер в безвестности, и до сих пор далеко не каждому дано подняться до тех духовных высот, которые заключены в искусстве великого голландца. Бах тоже широкой известности при жизни не добился, да и не стремился к этому, вся его жизнь-служение Богу и Музыке, которые были его единственной опорой и утешением.

-А теперь все ваше внимание к зрительному ряду. Все внимательно смотрим, ребята!

Зрительный ряд: 1. Рубенс «Воздвижение креста». 2. «Персей и Андромеда». 3. «Похищение дочерей Левкиппа». 4. «Низвержение грешников». 5. «Союз Земли и Воды». 6. «Вакх».

(Зрительный ряд составляется из произведений Рубенса .Демонстрируется под музыку Пасскалии соль минор Генделя).

Дается задание классу (на развитие ассоциативного мышления): в момент просмотра записать эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, близкие по ассоциации образам Рубенса, демонстрируемым под музыку Генделя.

После выполнения задания мы все вместе обсуждаем их результаты (коллективная работа).

2этап.

Учитель: Ребята, продолжаем говорить о Рубенсе и Генделе. Их роднит стиль мышления и способ художественного общения с публикой: в своих произведениях они обращаются не к душе отдельного человека, взывают не к свободному и доверительному общению с ней, как Бах и Рембрандт, а как будто стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье, сомнение, неуверенность, все просто, ясно, они не отвлекаются на мелкие детали и прежде всего схватывают суть вещей и явлений. Они мыслят широко, масштабно, с подъёмом, эффектно захватывающе, и, возможно, поэтому удача и   всегда сопутствовали им.

-А теперь прослушаем Пассакалию соль минор Генделя. Во время прослушивания выполняем задание.

Задание для прослушивания: музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенной к массе народа, потому она обладает ясностью, в ней отсутствует неопределенность смысла, возможность двойного истолкования. Слушая музыку Генделя, попытайтесь понять, о чем говорит, в чем хочет убедить слушателя, то есть вас, композитор.

После прослушивания мы обсуждаем с учащимися, как они понимают замысел автора.

3этап.

Учитель: Рубенс-«духовная пара» Генделя. Его кисть сочна и красочна, он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственны особое богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как и мысль Генделя, устремлена к внешнему миру, контрасты и великолепие которого увлекают художника, радуют глаз, и эту радость разделяет зритель.

   -А сейчас посмотрим слайды картин Рубенса «Персей и Андромеда»(просмотр слайдов).

Учитель:Зерно замысла картины-пробуждение любовного чувства у Персея и Андромеды, дочери царя Кефея, освобожденной юным героем от дракона. Все ясно и определенно: с одной стороны, Андромеда, испытывающая чувство смущения, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей красоты и притягательности, с другой- утонченная деликатность Персея, приблизившегося к прекрасной Андромеде. Можно сделать вывод: если Рембрандт склонен искать истину, отсюда- внутренний монолог и неопределенность, то Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть события, не допуская иных толкований.

После рассказа учителя задается вопрос классу: Какой писатель в русской литературе близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу, Генделю?

Ответ: Л.Н.Толстой.

Рассказ учителя: Ребята, Толстой еще при жизни приобрел репутацию проповедника и учителя жизни. Если роман Достоевского можно определить как «полифонический» роман, то есть каждый из его героев - носитель своей правды, и писатель сталкивает их в свободном диалоге, например, Раскольникова и добровольную жертву Дуню, прагматика Лужина и святую великомученицу Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», то роман Толстого – «авторский» роман, где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством проповедника внушает читателю, и читатель для него уже не равноправный собеседник, но скорее человек, который должен поддаться проповеди писателя, должен принять его веру как свою.

Прослушивание аудиозаписи (отрывок из рассказа «Отец Сергий» Л.Н.Толстого).

-Ребята, в этом рассказе автор хвалит своего главного героя, недавно принявшего монашеский сан: «Кроме того чувства сознания своего превосходства, которое испытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах, которые он делал, и в монастыре нахолдил радость в достижении наибольшего как внешнего, так и внутреннего совершенства. Как  в полку он был не только безукоризненным офицером, но и таким, который делал более того, что требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть совершенным: трудящимся всегда, воздержанным, кротким, чистым не только в деле, но и в мыслях, и послушным. В особенности последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь».

         Далее обсуждаем с учащимися их понимание манеры художественного общения Толстого с читателем.

Учащимся дается домашнее задание:

  • написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в формировании моей личности может сыграть общение с произведениями Генделя, Рубенса, Толстого?».
  • Учащимся дается следующая таблица (всем учащимся по одному экземпляру). Опираясь на данную таблицу, учащиеся ответят на вопросы.

Представители

Бах, Рембрандт, Достоевский

Гендель, Рубенс, Толстой

Характерные черты

i

Обращенность во внутренний мир человека, к душе каждого

Обращенность во внешний мир, к людям вообще, к народной массе.

ii

Внутренний монолог

Речь оратора, вождя ясная, убеждающая, не терпящая возражений.

iii

Истина заранее не известна, важен сам процесс поиска ёё, отсюда неопределенность, сомнения, колебания

Истина известна заранее, ёё только необходимо внушить читателю, зрителю, слушателю.

iv

В литературе форма «полифонического» романа

В литературе форма «авторского» романа.

Вопросы к теме:

  1. Какие характерные черты художественного типа личности, представленного Генделем, Рубенсом, Толстым, вы можете назвать?
  2. Чем «полифонический» роман Достоевского отличается от «авторского» романа Толстого?
  3. Почему в художественном общении с Генделем, Рубенсом, Толстым слушатель (зритель, читатель) не может считать себя равноправным собеседником?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Учёба", 11класс

Урок - эстафета знаний по теме "Учёба" разработан для учащихся 11 класса по материалам учебника Г.И.Ворониной "Немецкий язык, контакты" и доп...

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1)    Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...

Разработка урока по математике "Объёмы тел" 11класс

Урок обобщения и систематизаций знаний.Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Работа с интерактивной доской....

Урок в 11классе "Решение логарифмических уравнений"

Урок обобщения и закреления пройденного материала с использованием информационных технологий.  ...

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Разработка урока на тему "Киноискусство", 11класс

Тема: «Киноискусство» Задачи урока:1.Привитие интереса к изучаемому предмету.2. Формирование культуры слушателя и рассказчика.3.Воспитание у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости ...