Разработка урока в 11классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Разработка урока в 11классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkoy_literature_v_11_klasse.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русской литературе в 11 классе.
Составитель: Сивцева Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Урок разработан как дополнительный урок по русской литературе в 11 классе.
Форма урока: урок-лекция
Цель: выявить особенности художественного типа личности, сформировавшегося в западноевропейском искусстве XVII века.
Задачи:
- Выявление взаимозависимости стиля мышления и художественного своеобразия произведений Генделя, Рубенса, Л.Н.Толстого.
- Воспитание у учащихся более утонченного восприятия произведений искусства.
Эпиграф к уроку:
Всему срок и время всякой вещи под небесами:
Время убивать и время лечить, время плакать и время веселиться,
Время причитать и время плясать, время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время удаляться от объятий, время искать и время терять, время любить и время ненавидеть, время войны и время мира.
Ветхий Завет, книга Экклезиаста.
Оборудование: зрительный ряд, составленный из произведений Рубенса, музыка Пассакалии соль минор Генделя, слайды картины Рубенса «Персей и Андромеда» (Эрмитаж), прослушивание отрывка из рассказа Толстого «Отец Сергий» (учитель заранее готовит аудиозапись).
Ход урока:
Урок делится на три этапа.
1этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок (ученики знают о проведении данного урока). Сегодня мы с вами будем говорить о выдающихся личностях, как Гендель, Рубенс и Толстой. Надеюсь, что вам будет интересно узнать что-то новое об этих великих людях.
Тип художественной личности, подаренный европейской культуре XVII веком, представлен не менее великими именами, чем Бах и Рембрандт: в музыке-Гендель, в живописи-Рубенс, которые являют собой пример противоположной манеры художественного общения.
Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба-это своего рода подарок Фортуны, судьба победителя. Рубенс с юных лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же, как и Гендель, он всегда был признан и любим многими, их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почёте.
Сходны между собой судьбы Баха и Рембрандта, их жизнь-это испытание мужества. Рембрандт много страдал и терпел, умер в безвестности, и до сих пор далеко не каждому дано подняться до тех духовных высот, которые заключены в искусстве великого голландца. Бах тоже широкой известности при жизни не добился, да и не стремился к этому, вся его жизнь-служение Богу и Музыке, которые были его единственной опорой и утешением.
-А теперь все ваше внимание к зрительному ряду. Все внимательно смотрим, ребята!
Зрительный ряд: 1. Рубенс «Воздвижение креста». 2. «Персей и Андромеда». 3. «Похищение дочерей Левкиппа». 4. «Низвержение грешников». 5. «Союз Земли и Воды». 6. «Вакх».
(Зрительный ряд составляется из произведений Рубенса .Демонстрируется под музыку Пасскалии соль минор Генделя).
Дается задание классу (на развитие ассоциативного мышления): в момент просмотра записать эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, близкие по ассоциации образам Рубенса, демонстрируемым под музыку Генделя.
После выполнения задания мы все вместе обсуждаем их результаты (коллективная работа).
2этап.
Учитель: Ребята, продолжаем говорить о Рубенсе и Генделе. Их роднит стиль мышления и способ художественного общения с публикой: в своих произведениях они обращаются не к душе отдельного человека, взывают не к свободному и доверительному общению с ней, как Бах и Рембрандт, а как будто стремятся ко многим людям сразу. В их произведениях отсутствует раздумье, сомнение, неуверенность, все просто, ясно, они не отвлекаются на мелкие детали и прежде всего схватывают суть вещей и явлений. Они мыслят широко, масштабно, с подъёмом, эффектно захватывающе, и, возможно, поэтому удача и всегда сопутствовали им.
-А теперь прослушаем Пассакалию соль минор Генделя. Во время прослушивания выполняем задание.
Задание для прослушивания: музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенной к массе народа, потому она обладает ясностью, в ней отсутствует неопределенность смысла, возможность двойного истолкования. Слушая музыку Генделя, попытайтесь понять, о чем говорит, в чем хочет убедить слушателя, то есть вас, композитор.
После прослушивания мы обсуждаем с учащимися, как они понимают замысел автора.
3этап.
Учитель: Рубенс-«духовная пара» Генделя. Его кисть сочна и красочна, он любит нагромождение фигур на полотне, гигантские масштабы и яркие эффекты. Его живописи свойственны особое богатство колорита, пристрастие к золоту. Мысль Рубенса, как и мысль Генделя, устремлена к внешнему миру, контрасты и великолепие которого увлекают художника, радуют глаз, и эту радость разделяет зритель.
-А сейчас посмотрим слайды картин Рубенса «Персей и Андромеда»(просмотр слайдов).
Учитель:Зерно замысла картины-пробуждение любовного чувства у Персея и Андромеды, дочери царя Кефея, освобожденной юным героем от дракона. Все ясно и определенно: с одной стороны, Андромеда, испытывающая чувство смущения, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей красоты и притягательности, с другой- утонченная деликатность Персея, приблизившегося к прекрасной Андромеде. Можно сделать вывод: если Рембрандт склонен искать истину, отсюда- внутренний монолог и неопределенность, то Рубенс сразу проявляет внутреннюю суть события, не допуская иных толкований.
После рассказа учителя задается вопрос классу: Какой писатель в русской литературе близок по стилю мышления и способу художественного общения с публикой Рубенсу, Генделю?
Ответ: Л.Н.Толстой.
Рассказ учителя: Ребята, Толстой еще при жизни приобрел репутацию проповедника и учителя жизни. Если роман Достоевского можно определить как «полифонический» роман, то есть каждый из его героев - носитель своей правды, и писатель сталкивает их в свободном диалоге, например, Раскольникова и добровольную жертву Дуню, прагматика Лужина и святую великомученицу Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», то роман Толстого – «авторский» роман, где писателю заранее известна Истина, которую он с мастерством проповедника внушает читателю, и читатель для него уже не равноправный собеседник, но скорее человек, который должен поддаться проповеди писателя, должен принять его веру как свою.
Прослушивание аудиозаписи (отрывок из рассказа «Отец Сергий» Л.Н.Толстого).
-Ребята, в этом рассказе автор хвалит своего главного героя, недавно принявшего монашеский сан: «Кроме того чувства сознания своего превосходства, которое испытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах, которые он делал, и в монастыре нахолдил радость в достижении наибольшего как внешнего, так и внутреннего совершенства. Как в полку он был не только безукоризненным офицером, но и таким, который делал более того, что требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть совершенным: трудящимся всегда, воздержанным, кротким, чистым не только в деле, но и в мыслях, и послушным. В особенности последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь».
Далее обсуждаем с учащимися их понимание манеры художественного общения Толстого с читателем.
Учащимся дается домашнее задание:
- написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в формировании моей личности может сыграть общение с произведениями Генделя, Рубенса, Толстого?».
- Учащимся дается следующая таблица (всем учащимся по одному экземпляру). Опираясь на данную таблицу, учащиеся ответят на вопросы.
Представители | Бах, Рембрандт, Достоевский | Гендель, Рубенс, Толстой |
Характерные черты i | Обращенность во внутренний мир человека, к душе каждого | Обращенность во внешний мир, к людям вообще, к народной массе. |
ii | Внутренний монолог | Речь оратора, вождя ясная, убеждающая, не терпящая возражений. |
iii | Истина заранее не известна, важен сам процесс поиска ёё, отсюда неопределенность, сомнения, колебания | Истина известна заранее, ёё только необходимо внушить читателю, зрителю, слушателю. |
iv | В литературе форма «полифонического» романа | В литературе форма «авторского» романа. |
Вопросы к теме:
- Какие характерные черты художественного типа личности, представленного Генделем, Рубенсом, Толстым, вы можете назвать?
- Чем «полифонический» роман Достоевского отличается от «авторского» романа Толстого?
- Почему в художественном общении с Генделем, Рубенсом, Толстым слушатель (зритель, читатель) не может считать себя равноправным собеседником?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Учёба", 11класс
Урок - эстафета знаний по теме "Учёба" разработан для учащихся 11 класса по материалам учебника Г.И.Ворониной "Немецкий язык, контакты" и доп...
Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова
а.1) Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...
Разработка урока по математике "Объёмы тел" 11класс
Урок обобщения и систематизаций знаний.Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Работа с интерактивной доской....
Урок в 11классе "Решение логарифмических уравнений"
Урок обобщения и закреления пройденного материала с использованием информационных технологий. ...
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
Методическая разработка урока английского языка по развитию навыка аудирования в формате ЕГЭ (для учащихся 10-11классов)
Комплект заданий с аудиофайлами для подготовки к ЕГЭ по английскому языку...
Разработка урока на тему "Киноискусство", 11класс
Тема: «Киноискусство» Задачи урока:1.Привитие интереса к изучаемому предмету.2. Формирование культуры слушателя и рассказчика.3.Воспитание у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости ...