Рабочая программа индивидуально - групповых занятий
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)
«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_is_9_kl.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ханты-Мансийский автономный округ, Советский район
Управление образования Советского района
МБОУ "СОШ п. Малиновский"
РАССМОТРЕНО методист ________________________ Холманских Т.Д. Протокол МС № 1 от «30» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Казанцева Н.В. «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Куклина И.В. Приказ № 342 от «01» сентября 2023 г. |
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий
«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
9 класс
пгт.. Малиновский 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский», призвана повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить обучающихся к итоговому собеседованию. Программа курса (34 часа) рассчитана на обучающихся 9 класса и представляет систему поэтапной работы над устным собеседованием, которое будет допуском к основному государственному экзамену. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области устной речи.
Подготовка к итоговому собеседованию, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Это задание открытого типа с развернутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенной темы. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать тему, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Обучающимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей, овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Цель курса: помочь успешно справиться обучающихся 9 классов с итоговым собеседованием в целях допуска к ОГЭ выпускников; активизировать внимание обучающихся к собственной устной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Задачи курса: формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.
В процессе обучения, обучающиеся отрабатывают следующие умения:
1) опознавать языковые единицы;
2) группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
3) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур;
4) находить в слове орфограммы, а в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
5) сформировать умение воспринимать и понимать художественный текст, развить умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
6) создавать тексты разных жанров.
Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Ученику предлагаются тексты для анализа, тренировочные упражнения, с помощью которых он может подготовиться к итоговому собеседованию и объективно замерить уровень своей подготовки. Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки в разделе «Говорение».
Виды деятельности: чтение, пересказ, говорение: монологическое высказывание и участие в диалоге.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи обучающихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:
- литературоведческую компетенцию, то есть умение проводить элементарный анализ языковых явлений художественного произведения, его своеобразия, особенностей;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать художественные особенности произведений и создавать собственные высказывания на предложенные темы.
Выполнение обучающимися совокупности представленных в программе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение. В основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий.
1. Чтение текста вслух
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста ссоблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
Мультимедийные уроки.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей русского языка и литературы диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации иллюстраций к произведениям, решение тестов, воспроизведение текстов и т.д. Мультимедийные занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.
Практика использования ИКТ при подготовке к итоговому собеседованию позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
- Современность и актуальность учебного материала.
- Эстетичность и наглядность.
- Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
- Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
- Обучение через игровую или практическую деятельность.
- Повышение интереса учащихся к учёбе.
- Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
В целом, использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует повышению качества знаний и умений учащихся по предмету.
Интернет-ресурсы.
Сегодня актуальность темы использования Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений. Благодаря Интернету резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов. Именно поэтому все чаще используются в повседневной практике онлайн-консультации и Интернет-ресурсы, которые способствуют эффективной подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.
Интернет-ресурсы – отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету.
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Форма занятий | Дата проведения |
Итоговое собеседование. Знакомство с критериями. | 1 | Коллективная | лекция | ||
Структура, особенности ИС. Выразительное чтение. Алгоритм подготовки к выразительному чтению. | 1 | Коллективная | беседа | ||
Признаки выразительного чтения. Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Интонационная функция знаков препинания. Ошибки в прочтении текста: орфоэпические, грамматические. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл.предл., обособленные чл.пред.). | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (обращение, вводные слова, уточнение и проч.). | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Работа с орфоэпическими словарями. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Пересказ текста. Повторение таких понятий, как: микротема, абзац, основная мысль текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Передача чужой речи. Способы цитирования. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Схемы построения монолога. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Монологическое высказывание. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи через анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения и теорией языка. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи через написание рецензии на прочитанные произведения. | 1 | Индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи путем сравнительного анализа; выделение авторской и собственной позиции. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи через аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному произведению или лингвистическому тексту. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Развитие монологической речи через сочинения разных жанров на литературные темы. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами) | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Создание монологического текста-описания по фотографии. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Подготовка монологического текста-описания по фотографии. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Выступление с монологическим текстом-описанием по фотографии. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Повествование как функционально-смысловой тип речи. Последовательность изложения при составлении текста. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Создание повествования на основе жизненного опыта | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Подготовка текста-повествования на основе своего жизненного опыта. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта. | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Создание рассуждения по одной из сформулированных проблем | 1 | Коллективная, индивидуальная | практикум | ||
Выступление - рассуждение на одну из тем. | 1 | Индивидуально-групповая | практикум | ||
Диалог. Построение полных предложений. | Индивидуально-групповая | практикум | |||
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. | 1 | Индивидуально-групповая | практикум | ||
Изложение и аргументация своего мнения, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. | 1 | Индивидуально-групповая | практикум | ||
Разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач. | 1 | Индивидуально-групповая | практикум | ||
Подготовка и проведение ДЕМО-версии устного собеседования. | 1 | Индивидуально-групповая | практикум |
План подготовки
№ | Направление работы | Мероприятия, занятия |
Анализ результатов экзамена за предыдущий год | Сентябрь | |
Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. | Сентябрь (далее в течение года) | |
Тренировка в устном изложении содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями. Развитие монологической речи. | 1-2 раза в неделю в течение года | |
Работа с орфоэпическими словарями. Орфоэпические пятиминутки. | В течение года: -еженедельно, ежедневно (дома) | |
Создание монологического текста-описания, повествования, рассуждения. | В течение года | |
Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися | В течение года | |
Решение демонстрационного варианта КИМ 2018 | Март-апрель | |
Пробный экзамен | Март | |
Анализ пробного экзамена | Апрель |
Используемая литература
Для учителя | Для обучающихся |
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2020 | ОГЭ 2023 Русский язык. Типовые тестовые задания. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. |
Полезные сервисы и онлайн- тесты .
| |
Смирнова, Л. Г. Культура русской речи. – М., 2020 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс
Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....
Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
Рабочая программа групповых занятий по математике
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов, включает в себя пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание програ...
Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса
Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...