Рабочая программа по русскому языку для 9 классов ФГОС 2023
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_russkiy_9_klass.docx | 80.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
с. Привольное, Красногвардейский муниципальный округ
Ставропольский край
РАССМОТРЕНО на заседании МС/ методическим объединением _________________________ протокол №1 от _______________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №5 ____________ Гарбалева А.Н. | УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МКОУ СОШ № 5, протокол № ____ от ________________ приказ № _______ от ________________ директор МКОУ СОШ № 5 _________________Малыхина Т.М. |
Рабочая программа
Наименование предмета Русский язык
Класс 9 класс
Уровень общего образования основное общее
Уровень освоения предмета базовый
Учитель Мирзабекова А.К.
Срок реализации программы 1 год
Учебный год 2023-2024 учебный год
Количество часов по учебному плану 102 часа/ 3 часов в неделю
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально- экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Роль русского языка в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.
Язык и речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение). Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм русского литературного языка; орфографических, пунктуационных правил в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.
Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности современного русского языка: разговорная речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально- деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Сложное предложение
Понятие о сложном предложении (повторение).
Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Сложносочинённое предложение
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными смысловыми отношениями между частями.
Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочинённого предложения; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённое предложение
Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения.
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.
Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словами какой, который. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
- патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
- эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
- экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение- доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении. Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка
Cинтаксис.
Культура речи.
Пунктуация
Сложносочинённое предложение.
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения. Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке | |||||
1.1 | Роль русского языка в Российской Федерации | 2 | Библиотека ЦОК | ||
1.2 | Русский язык в современном мире | 2 | Библиотека ЦОК | ||
Итого по разделу | 4 | ||||
Раздел 2. Язык и речь | |||||
2.1 | Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо | 4 | Библиотека ЦОК | ||
Итого по разделу | 4 | ||||
Раздел 3. Текст | |||||
3.1 | Текст и его признаки (обобщение). Функционально-смысловые типы речи (обобщение). Смысловой анализ текста (обобщение). Информационная переработка текста | 3 | Библиотека ЦОК | ||
Итого по разделу | 3 | ||||
Раздел 4. Функциональные разновидности языка | |||||
4.1 | Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей современного русского языка | 2 | Библиотека ЦОК | ||
4.2 | Научный стиль | 3 | 1 | Библиотека ЦОК | |
Итого по разделу | 5 | ||||
Раздел 5. Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация | |||||
5.1 | Сложное предложение | 1 | Библиотека ЦОК | ||
5.2 | Сложносочинённое предложение | 12 | 4 | Библиотека ЦОК | |
5.3 | Сложноподчинённое предложение | 27 | 5 | Библиотека ЦОК | |
5.4 | Бессоюзное сложное предложение | 16 | 8 | Библиотека ЦОК | |
5.5 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи | 9 | 2 | Библиотека ЦОК | |
5.6 | Прямая и косвенная речь. Цитирование | 4 | 1 | Библиотека ЦОК | |
Итого по разделу | 69 | ||||
Повторение пройденного материала | 8 | Библиотека ЦОК | |||
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) | 9 | 9 | Библиотека ЦОК | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 9 | 21 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата Изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | План | Факт | ||||
1 | Русский язык — национальный язык русского народа, форма выражения национальной культуры | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
2 | Русский язык — государственный язык Российской Федерации | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
3 | Русский язык в современном мире | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
4 | Русский язык — один из наиболее распространенных славянских языков | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
5 | Повторение. Правописание корней и приставок | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
6 | Повторение. [[Правописание суффиксов слов разных частей речи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
7 | Повторение. Средства связи в предложении и тексте | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
8 | Повторение. Пунктуация в простом осложненном предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
9 | Контрольная работа «Основные орфографические и пунктуационные нормы» | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
10 | Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
11 | Виды речевой деятельности. Виды чтения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
12 | Виды речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
13 | Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению | 1 | ||||||
14 | Изложение подробное/сжатое) | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
15 | Текст как речевое произведение | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
16 | Функционально-смысловые типы речи (обобщение) | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
17 | Информационная переработка текста | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
18 | Язык художественной литературы | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
19 | Язык художественной литературы. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
20 | Научный стиль | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
21 | Основные жанры научного стиля. Структура реферата и речевые клише | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
22 | Информационная переработка научного текста. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
23 | Сочинение-рассуждение на тему | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
24 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
25 | Понятие о сложносочинённом предложении, его строении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
26 | Сочинение-рассуждение с объяснением значения слова | 1 | 1 | |||||
27 | Виды сложносочинённых предложений | 1 | ||||||
28 | Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
29 | Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Практикум | 1 | 1 | |||||
30 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
31 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Пунктуационный анализ | 1 | ||||||
32 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
33 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
34 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
35 | Особенности употребления сложносочинённых предложений в речи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
36 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение» | 1 | ||||||
37 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум | 1 | 1 | |||||
38 | Контрольная работа по теме "Сложносочинённое предложение" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
39 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
40 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
41 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
42 | Сочинение-рассуждение (определение понятия и комментарий) | 1 | 1 | |||||
43 | Классификация сложноподчинённых предложений | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
44 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
45 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Практикум | 1 | 1 | |||||
46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
48 | Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
49 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
50 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
52 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
53 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
54 | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
55 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
56 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
57 | Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени | 1 | ||||||
58 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
59 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
60 | Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей в сложноподчинённом предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
61 | Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
62 | Пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
63 | Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
64 | Особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи. Практикум | 1 | 1 | |||||
65 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» | 1 | ||||||
66 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение». Практикум | 1 | 1 | |||||
67 | Контрольная работа по теме Сложноподчинённое предложение" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
68 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
69 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
70 | Виды бессоюзных сложных предложений | 1 | ||||||
71 | Виды бессоюзных сложных предложений. Практикум | 1 | 1 | |||||
72 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
73 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
74 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
75 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
76 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
77 | Тире в бессоюзном сложном предложении. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
78 | Синтаксический и пунктуационный анализ | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
бессоюзного сложного предложения | ||||||||
79 | Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзного сложного предложения. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
80 | Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
81 | Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
82 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
83 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение». Практикум | 1 | 1 | |||||
84 | Сжатое изложение с грамматическим заданием (в тестовой форме) | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
85 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
86 | Типы сложных предложений с разными видами связи | 1 | ||||||
87 | Нормы построения сложных предложений с разными видами связи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
88 | Правила постановки знаков препинания в сложных | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
предложениях с разными видами связи | ||||||||
89 | Правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Практикум | 1 | 1 | |||||
90 | Синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
91 | Пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи | 1 | ||||||
92 | Повторение темы "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" | 1 | ||||||
93 | Повторение темы "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи". Практикум | 1 | 1 | |||||
94 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
95 | Косвенная речь | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
96 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
97 | Повторение темы «Прямая и косвенная речь». Практикум | 1 | 1 | Библиотека ЦОК | ||||
98 | Итоговая контрольная тестовая работа (в формате ГИА) | 1 | 1 | |||||
99 | Повторение. Правописание НЕ со словами разных частей речи | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
100 | Повторение. Запятая в простом и сложном предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
101 | Повторение. Двоеточие в простом и сложном предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
102 | Повторение. Тире в простом и сложном предложении | 1 | Библиотека ЦОК | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 9 | 21 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник по орфографии и пунктуации: http://www.naexamen.ru/gram;
Коллекции электронных образовательных ресурсов:
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru
- «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
- Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
- Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Портал «Российское образование http://www.edu.ru
5.Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка http://fonetica.philol.msu.ru;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
- Сайт «Культура письменной речи» http:// www.gramma.ru
- Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru 4.МЭО https://mob-edu.com/
- РЭШ https://resh.edu.ru/
- ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. 2022-2023 уч.год
В рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов отражены нормативные документы, основное содержание предмета, УМК учащегося и учителя....
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс 2022-2023 уч.год
В рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов отражены нормативные документы, основное содержание предмета, УМК учащегося и учителя....
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросв...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс 2022-2023
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 8 класса составлена на основе следующей нормативно-правовой базы: Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образова...