Экологический аспект на уроках гуманитарного цикла
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Возможно ли изучение проблем экологии на литературе? Безусловно. Используя отдельные приемы на уроках, мы убедимся в связи русского языка и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vebinara_po_ekologii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Знания о Русском языке выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.
Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.
На уроках русского языка и литературы мы используем задания с экологическими элементами.
Каждый урок закрепления или повторения материала можно начинать с «Синтаксической пятиминутки», где на основе данного учителем предложения выполняется ряд заданий: правильно расставить знаки препинания и объяснить их постановку, выделить изученные или изучаемые орфограммы в словах.
Ребенок выходит к доске, ему диктуется данное учителем предложение, ведется синтаксическая, пунктуационная и орфографическая работа. Но предложения я беру не простые, а с экологическим подтекстом, что позволяет порассуждать на данную тему, высказать детям свою точку зрения на поставленную проблему. Ведь всегда можно задать главный вопрос: ПОЧЕМУ?
Как вариант подготовки к ВПР (а в работе по русскому языку, начиная с пятого и заканчивая 8 классом ключевыми являются разборы), а также закрепления материала, можно выполнять все виды (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический) на основе одного предложения
Данная форма работы возможна на каждом уроке, главное – подобрать предложения.
Конечно же, на уроках русского языка мы постоянно работаем с текстами. Есть отдельные блоки, связанные с анализом. Поэтому, подготовив текст с экологической направленностью, мы даем возможность детям самим попробовать разобраться в проблеме.
Перед вами небольшой текст известного писателя М.Пришвина «Почки»
Почки
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная, светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми, ел их горстями прямо с косточками, почему-то от этого никогда ничего , кроме хорошего, не бывало.
Ребятам можно предложить следующие задания:
- Прочитайте выразительно текст
- О чем он (тема)- о природе
- Основная мысль текста (что автор хотел показать нам, читателям)? – красоту природы.
А вот следующим вопросом может быть: А почему важно видеть красоту природы? Что природа дает человеку? А что дает человек?
Формируем функциональную грамотность детей: мы не даем ответа на вопросы, а только направляем их к собственным выводам. Очень хорошо, если возникнет спор, если дети будут высказывать разные точки зрения. Главное - помочь детям сформулировать мысль: от человека зависит дальнейшая судьба окружающего мира: процветать или гибнуть.
При анализе текста мы обращаем внимание на средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения. Опять же не просто так, а с вопросом: Зачем? С какой целью? –
Я еще предлагаю вопрос на внимательность: какое слово, по вашему, придумал сам автор? –воспоминательным. А что оно означает?
Воспоминательный – напоминающий о чем-л. Памятный (от воспоминания)
На данном этапе ребята предполагают, выдвигают разные гипотезы, почему М.Пришвин использует это слово?. Когда хочется запечатлить что-нибудь в памяти? Конечно же, что-то особенное, запоминающееся. Обращаем внимание, что речь идет о запахе. Предлагаю детям подумать, часто ли они запоминаю запахи. Ответы , на самом деле разнообразные, но все до единого помнят запах осени – опавшая трава, запах дождя - мокрого асфальта, запах лета – ягоды земляники в руках. И это все рядом с нами.
Таким образом можно работать с детьми разных возрастных групп, усложняя или упрощая вопрос.
В русском языке есть отдельные темы, при изучении которых вопросы экологии – самые благодатные.
- Обращение
При изучении в 5 –классе обращения, мы не только разбираем правило, но и приводим примеры применения обращений в нашей речи. Чаще всего мы обращаемся к людям: маме, папе, друзьям. И вот на этом этапе я показываю детям предложения, взятые из строчек известных русских поэтов. К кому обращаются в данных предложениях? – к природе. Ведь это сделано не просто так. В ходе рассуждений, ребята делают удивительный вывод: природа, как и человек, живая.
- Повелительное наклонение глагола.
При изучении темы Повелительное наклонение глагола в 6 классе, на этапе закрепления материала, я предлагаю составить памятку: Что нужно делать людям, чтоб защитить природу от воздействия пагубных действий человека? Обязательное условие – использование глаголов в повелительного наклонения
Перед вами памятка одного из учеников.
- Частица 7 класс
Тема «Частицы» в 7 классе не простая, всегда тяжело понимается учащимися. Для того, чтоб ы дети поняли значение частиц. Я даю им текст Николая Сладкого «Имена птиц», в котором пропущены слова. Ребятам необходимо, используя частицы, восстановить его. Варианты получаются разные, но главная цель достигнута: частицы служат для усиления, для вопроса, уточнения, выделения. После анализа, я дочитываю текст до конца, предлагая подумать, согласны ли они с мыслью автора
Да не могут птицы быть «обыкновенными»! Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает обыкновенным.
Живых называть надо метко и весело, чтоб и в определителях не копаться: пришёл, увидел — узнал!
– и ребята полностью согласны с автором.
- Сочинение- рассуждение
Ни для кого не секрет, что одним из видом работ на Общем государственном экзамене по русскому языку является сочинение-рассуждение. Начинаем подготовку к данной работы с 5 класса: учим детей высказывать свою точку зрения. Такая форма хорошо понимается учащимися, когда предлагаешь подумать о насущем, волнующем, о том, что находится рядом. Так для учеников 8-9 классов интересна тема патриотизма. Что такое Родина? – хороших мыслей много, и это не может не радовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла
презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...
Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла
выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...
Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла
Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикаци...
Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. О...
Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...
Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"
Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....