Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_chitatelskoy_gramotnosti_5_klass.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Администрация города Владивостока
МБОУ «СОШ № 37»
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета, протокол №1 [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Киселёва М.С. [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "СОШ №37" ________________________ Мухина Г.А. [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2023/2024УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Рындина Е.Н.
учитель русского языка и литературы
Владивосток, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность » для 5 классов составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования).
- Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
- Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
- Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
- Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Место курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную
книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Источники информации |
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
• Аукцион «Кто больше?»
• Игра «Правда ли, что .?.»
• Реши задачу
• В поисках слова
• Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
• «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
• «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
• «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
• «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
• «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
• «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
• «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
• «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую
- деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
- Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
- ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений
- (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- 2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов:
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
- авторскую позицию, учитывая художественные особенности
- произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
- целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | ЭОР |
1 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | Вводное занятие. Беседа | |
2 | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | 1 | Литературная гостиная | |
3 | Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 1 | Беседа | |
4 | Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | Практическое занятие. Игра | |
5 | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | Практическое занятие. Игра | |
6 | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 1 | Занятие поискового характера | |
7 | Внимание к слову | 1 | Квест-игра | |
8 | Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) | 1 | Чтение стихотворений | |
9 | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 1 | Творческая работа | |
10 | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | Практическое занятие | |
11 | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 | Практические задания | |
12 | Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | Индивидуальная работа | |
13 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | Практикум | |
14 | Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) | 1 | Парная работа | |
15 | Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) | 1 | Групповая работа, игра | |
16 | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | Ролевая игра | |
17 | Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». | 1 | Работа с текстом | |
18 | «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | Работа с текстом | |
19 | Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) | 1 | Практикум | |
20 | Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи) | 1 | Групповая работа | |
21 | Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) | 1 | Беседа | |
22 | Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) | 1 | Занятие в игровой форме | |
23 | Диалог с текстом (Вопросы к тексту) | 1 | Творческая работа | |
24 | Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) | 1 | Индивидуальное практическое занятие | |
25 | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | Беседа, круглый стол | |
26 | Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | Индивидуальная работа | |
27 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | Практическая работа | |
28 | Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | Беседа | |
29 | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | Открытый микрофон | |
30 | Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) | 1 | Групповая работа | |
31 | Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | Индивидуальная и групповая работа | |
32 | Когда текст прочитан (Оценка информации) | 1 | Беседа | |
33 | Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | Работа с текстом | |
34 | Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) | 1 | Самостоятельная работа | |
Всего | 34 |
Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне:
- определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
- определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
- определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
- извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
- находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
- устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
- синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
- понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);
- анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
- строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа | Баллы |
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст | 3 |
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст | 2 |
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами | 1 |
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста или ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
1 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
2 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
3 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
4 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
5 уровень
Нахождение информации | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. | Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. | Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. |
Материально-техническое обеспечение
Материалы для учащихся
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3. Библиотека http://lib.ru
4. Википедия https://ru.wikipedia.org
5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
1 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио | ||
2 | Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | 1 | Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах | ||
3 | Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать– узнал») | 1 | Освоение стратегий Смыслового чтения с применением технологий РКМЧП | ||
4 | Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | Подготовка к конкурсу Чтецов по выбранной теме: | ||
5 | С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста | ||
6 | Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 1 | Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. | ||
7 | Внимание к слову | 1 | Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения | ||
8 | Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) | 1 | Участие в конкурсе чтецов | ||
9 | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 1 | Знакомство с словарями | ||
10 | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | Решение задач, Выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: | ||
11 | Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 | Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения | ||
12 | Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | Поиск информации и понимание прочитанного | ||
13 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. | ||
14 | Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) | 1 | Поиск и обработка информации в несплошных текстах | ||
15 | Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) | 1 | Поиск и нахождение информации в несплошных текстах | ||
16 | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи | ||
17 | Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». | 1 | Ролевая игра | ||
18 | «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно- следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения | ||
19 | Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) | 1 | Логико-смысловой Анализ текста художественного или публицистического стиля речи | ||
20 | Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи) | 1 | Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи | ||
21 | Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) | 1 | Изучение приёмов прогнозирования | ||
22 | Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) | 1 | Прогнозирование Содержания | ||
23 | Диалог с текстом (Вопросы к тексту) | 1 | Составление вопросов к тексту | ||
24 | Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) | 1 | Составление вопросов к тексту | ||
25 | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой | ||
26 | Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | Участие в командной игре | ||
27 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации | ||
28 | Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | ||
29 | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | ||
30 | Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) | 1 | Обработка и перекодирование информации | ||
31 | Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | ||
32 | Когда текст прочитан (Оценка информации) | 1 | Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений | ||
33 | Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | 1 | Работа с текстом | ||
34 | Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) | 1 | Создание памятки | ||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9
Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе "Основы математической грамотности"
Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 9 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...