Факультатив «Дружим с грамматикой» 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Прохорик Ольга Васильевна

Курс «Дружим с грамматикой» расширяет, углубляет и систематизирует знания обучающихся, полученные в 5-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_druzhim_s_grammatikoy_8_klass.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боевая средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Сушко Т. Б.

Приказ № 53 от « 28 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

 «Дружим с грамматикой»

(8 класс)

Автор программы: учитель русского языка и литературы

Прохорик О. В.

                         

п.Боевой,2023

\

Пояснительная записка

Курс «Дружим с грамматикой» расширяет, углубляет и систематизирует знания обучающихся, полученные в 5-8 классах. Курс рассчитан на учеников 8 класса. Объем часов – 34 ч..

На сегодняшний день одной из актуальнейших задач учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Анализируя результаты мониторингов 5-7 классов, отмечаем, что уровень морфологической и синтаксической подготовки обучающихся невысокий.

Данный факультативный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведётся на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской грамматики на фоне общей системы русского правописания.

Программа курса построена по принципу практических занятий и состоит из 3 частей (орфография, морфология и синтаксис), на изучение первой части отводится 2 часа, второй части - 18 часов, третьей части - 15. Такое построение даёт большую свободу учителю и предполагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем подготовки группы обучающихся.

Курс имеет практическую направленность, основан на опыте работы с обучающимися 5-8 классов школы. Для изучения предлагаются самые трудные или наименее изученные разделы программы. Занятия проводятся в основном на материалах рабочей программы основного курса русского языка, на литературоведческих текстах. Это даёт возможность установить самые тесные межпредметные связи между русским языком и литературой, усилить практическую направленность преподавания, активизировать на занятиях знания обучающихся по литературе, и наоборот: на уроках литературы уделять внимание языку изучаемого произведения, особенностям авторского стиля. Программа курса предполагает широкое знакомство обучающихся со словарями и справочной литературой, а также выработку умения самостоятельно использовать их в работе.

Формы работы: беседа, комбинированные занятия, групповые занятия, самостоятельная работа, практические занятия, коллективная работа. Предполагается проводить 2 занятия по каждой из представленных тем, в которых на первом занятии будет рассмотрен теоретический материал, представлены наиболее сложные случаи по данной теме; второе занятие по заданной теме будет посвящено систематизации навыков и умений.

Контроль усвоения материала: тестирование, контрольные диктанты, контрольные работы, выполнение индивидуальных заданий, контроль составления словарей, исследовательская работа.

Цели факультатива «Дружим с грамматикой»:

  1. усилить работу по совершенствованию устной и письменной речи обучающихся;
  2. помочь обучающимся успешно выдержать итоговую аттестацию

Задачи:

  1. расширить, углубить и систематизировать лингвистические знания обучающихся;
  2. совершенствовать грамматические навыки обучающихся;
  3. проводить работу на текстах литературных произведений и на литературоведческих текстах;
  4. продолжить знакомство со словарями и справочной литературой;
  5. развивать исследовательские навыки;
  6. формировать интерес к истории родного края.

Методические рекомендации:

  1. Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.
  2. Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как обучающие диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, свободные диктанты, подбор текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
  3. Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как графическое комментирование и диктанты «Проверяю себя».
  4. Для расширения словарного запаса обучающихся целесообразно составление тематических словарей, которое может проходить в виде конкурса на лучшего лингвиста.
  5. Для активного использования словарей и справочников возможны самостоятельные групповые и индивидуальные задания.
  6. Так как многочисленные грамматические ошибки связаны с тем, что обучающиеся не умеют определять части речи и их роль в предложении, целесообразно включать в каждое занятие синтаксический разбор предложений и частичный морфологический анализ слова.

Учебно - тематический план.

Вводное занятие. Разъяснение обучающимся целей и задач курса. Планирование творческих работ. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Работа с орфографическим и этимологическими словарями. (2 часа).

Морфология (20 часов). Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные и их грамматические признаки; глагол, причастия, деепричастия и их грамматические свойства; употребление наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы и их грамматические свойства. Правописание созвучных частей речи. Практические задания, свободные диктанты на аналогичные темы. Сопутствующее повторение: орфограммы корня, правописание приставок, особенности употребления суффиксов в разных частях речи.

Синтаксис. (13 часов). Словосочетание: виды связи. Простое предложение: способы выражения главных членов предложения, причастный и деепричастный обороты, второстепенные члены предложения. Сложное предложение: употребление сложноподчиненных союзов, особенности постановки знаков препинания, главные и придаточные части предложения.

Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  1. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  2. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
  4. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  5. приобрести опыт проведения первых научных исследований;
  6. выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
  7. создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
  8. создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Общее количество часов - 34. Количество часов в неделю - 1.


Календарно - тематическое планирование курса по выбору по русскому языку в 8 классе

«Дружим с грамматикой»

№ п/п

Название тем курса

Кол- во

ча

Содержание темы

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата прове-

дения

Предметные

Метапредметные

Личностные

сов

все-

го

1-2

Вводное заня-

Работа с орфографическим

Тренинг-

Знать основные

Уметь свободно

Уметь исполь-

тие. Трудные

словарем. Группировка мате-

практи-

нормы русского ли-

пользоваться

зовать приоб-

случаи орфогра-

риала для орфографического

кум. Вы-

тературного языка;

лингвистически-

ретенные зна-

фии.

2

анализа. Чередования в корнях

полнение

соблюдать в практи-

ми словарями,

ния и умения в

слов. Особенности употребле-

упражне-

ке письма основные

справочной лите-

практической

ния приставок. Составление

ний.

правила орфографии

ратурой.

речевой дея-

таблицы-памятки.

и пунктуации.

тельности.

3-4

Имя существи-

2

Сбор и актуализация знаний

Практи-

Знать общее грамма-

Уметь обобщать

Представление

тельное и его

по данной теме. Практические

ческое

тическое значение

информацию и

о родном языке

грамматические

задания, направленные на вы-

занятие.

имен существитель-

делать выводы;

как о важней-

признаки.

явление уровня знаний об

Самосто-

ных, их морфологи-

умение выстроить

шем средстве

имени существительном.

ятельная

ческие и синтаксиче-

доказательство.

общения.

Морфологический разбор.

работа.

ские признаки.

Трудные случаи употребления

имени существительного

5-6

Имя прилага-

2

Сбор и актуализация знаний

Практи-

Знать общее грамма-

Уметь выделять

Стремление

тельное и его

по данной теме. Практические

ческое

тическое значение

общие и индиви-

совершенство-

грамматические

задания, направленные на вы-

занятие.

имен прилагатель-

дуальные призна-

вать и разви-

признаки.

явление уровня знаний об

Самосто-

ных, их морфологи-

ки объекта и со-

вать собствен-

имени прилагательном. Мор-

ятельная

ческие и синтаксиче-

здавать на этой

ную речь.

фологический разбор. Отгла-

работа.

ские признаки.

основе классифи-

гольные прилагательные.

Уметь находить

кацию.

прилагательные в

тексте.

7-8

Глагол и его

2

Сбор и актуализация знаний

Тренинг-

Знать общее грамма-

Умение система-

Уметь приме-

морфологиче- ские свойства.

по данной теме. Практические задания, направленные на вы- явление уровня знаний о гла- голе. Морфологический раз-

бор. Вид, наклонение глагола.

практи- кум. Те- стовая работа

тическое значение глагола, его морфо- логические и син- таксические призна- ки. Уметь находить глагол в тексте.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным окон- чанием.

тизировать ин-

формацию, делать выводы.

нять получен- ные знания в практической деятельности.

9-10

Причастие и де-

2

Сбор и актуализация знаний

Тренинг-

Знать морфологиче-

Уметь работать с

Стремление

епричастие как

по данной теме. Правописание

практи-

ские признаки при-

информацией,

совершенство-

формы глагола.

причастий и деепричастий.

кум. Са-

частий и дееприча-

представленной в

вать и разви-

Употребление причастий и

мостоя-

стий. Уметь опозна-

разных источни-

вать собствен-

деепричастий в речи.

тельная

вать причастия и

ках. Уметь систе-

ную речь.

работа.

деепричастия. Знать

матизировать ин-

понятия причастный

формацию, делать

и деепричастный

выводы.

оборот, а также по-

рядок их оформле-

ния на письме.

Уметь употреблять

причастия и деепри-

частия в речи.

11

Н и НН суффик-

1

Сбор и актуализация знаний

Состав-

Знать правила упо-

Уметь обосновы-

Стремление

сах причастий и

по данной теме. Практическое

ление

требления Н и НН в

вать свой выбор;

совершенство-

прилагательных.

занятие, направленное на от-

таблицы.

разных частях речи.

Уметь применять

вать и разви-

работку правописания слож-

Уметь опознавать

изученные прави-

вать письмен-

ных случаев употребления

языковые единицы,

ла в практической

ную речь.

причастий и прилагательных.

проводить различ-

деятельности.

Анализ ошибок, связанных с

ные виды их анали-

Уметь соблюдать

употреблением –Н- -НН- в

за.

основные правила

суффиксах данных частей ре-

орфографии и

чи.

пунктуации в

практической дея-

тельности.

12-13

Правописание

2

Актуализация знаний по дан-

Практи-

Знать правила упо-

Уметь обосновы-

Стремление

НЕ с разными частями речи.

ной теме.

ческое занятие. Тестовые задания.

требления НЕ с раз- ными частями речи.

Уметь опознавать

языковые единицы, проводить различ- ные виды их анали- за.

вать свой выбор; Уметь применять изученные прави- ла в практической деятельности.

совершенство- вать и разви- вать письмен- ную речь.

14

Работа со слова- рями «Слитно или раздельно?»

1

Коллективное составление сло- варя наиболее часто употребля- емых в литературоведении сложных морфологических случаев. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями

речи.

Группо- вая рабо- та

Знать правила упо- требления НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь разли- чать созвучные ча- сти речи, проводить

морфемные анализ.

Уметь обосновы- вать свой выбор; Уметь применять изученные прави- ла в практической деятельности.

Опыт проведе- ния первых научных ис- следований

15

Различение ча-

1

Орфографический анализ тек-

Тестовые

Знать правила упо-

Уметь обосновы-

Стремление

стиц НЕ и НИ по

ста. Выявление и исправление

задания

требления НЕ и НИ с

вать свой выбор;

совершенство-

смысловому

орфографических ошибок.

разными частями

Уметь применять

вать и разви-

значению и по

речи. Уметь разли-

изученные прави-

вать свою уст-

синтаксической

чать созвучные ча-

ла в практической

ную письмен-

функции.

сти речи, проводить

деятельности.

ную речь.

морфемные анализ.

Уметь выявить и

проанализировать

свои ошибки по-

сле проверки учи-

телем.

16-17

Наречие и его

2

Сбор и актуализация знаний

Тренинг-

Знать морфологиче-

Уметь работать с

Уметь приме-

морфологиче-

по данной теме. Морфологи-

практи-

ские признаки наре-

информацией,

нять получен-

ские свойства.

ческие признаки наречий.

кум. Са-

чий. Уметь опозна-

представленной в

ные знания в

Отличие наре-

Правописание и употребление

мостоя-

вать наречия, отли-

разных источни-

практической

чий от омони-

наречий в речи.

тельная

чать от созвучных

ках. Уметь систе-

деятельности.

мичных частей

работа

частей речи. Знать

матизировать ин-

речи.

правила слитного,

формацию, делать

дефисного и раз-

выводы.

дельного написания

наречий. Уметь упо-

треблять наречия в

речи.

18-19

Служебные ча- сти речи. Пред- логи, союзы.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Сложные слу- чаи употребления служебных частей речи. Значение предло- гов и союзов.

Группо- вая рабо- та

Уметь различать служебные части речи. Знать признаки союза и предлога.

Знать классифика- цию предлогов и союзов. Уметь опре- делять способ обра- зования союзов и предлогов.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источни- ках. Уметь систе- матизировать ин- формацию, делать выводы.

Уметь приме- нять получен- ные знания в практической деятельности.

20-21

Различение пра- вописания про- изводных пред- логов и само- стоятельных частей речи.

2

Анализ текста с определением частей речи. Анализ сложных случаев употребления предло- гов.

Практи- ческое занятие

Уметь отличать предлоги от других частей речи. Усвое- ние норм употребле- ния производных предлогов. Знать алгоритм морфоло- гического анализа предлога.

Уметь выделять общие и индиви- дуальные призна- ки объекта и со- здавать на этой основе классифи- кацию. Уметь об- наружить проти- воречие, а также выстроить доказа-

тельство.

Стремление совершенство- вать и разви- вать свою письменную речь.

22-23

Правописание союзов, отличие их от омони- мичных сочета- ний слов.

2

Актуализация знаний по дан- ной теме. Правописание и употребление союзов в речи. Союзные слова.

Практи- ческое занятие

Уметь отличать сою- зы от других частей речи. Усвоение норм употребления слож- ных союзов и союз- ных слов. Знать ал- горитм морфологи- ческого анализа со- юза.

Уметь выделять общие и индиви- дуальные призна- ки объекта и со- здавать на этой основе классифи- кацию. Уметь об- наружить проти- воречие, а также выстроить доказа-

тельство.

Стремление совершенство- вать и разви- вать свою у письменную речь.

24-25

Словосочетание.

2

Понятие об элементарной син- таксической единице. Класси- фикация словосочетаний. Ви- ды словосочетаний.

Тренинг- практи- кум. Те- стовые

задания

Уметь вычленять словосочетание, от- личать от слова и предложения. Знать

строение словосоче-

Уметь адекватно воспринимать информацию уст- ного и письмен-

ного сообщения.

Установка на понимание со- беседника, на неагрессивное

речевое пове-

тания. Знать класси- фикацию словосоче- таний, а также виды

подчинительной свя- зи.

дение.

26-27

Предложение и его типы.

2

Актуализация знаний по дан- ной теме. Классификация предложений. Задания, направленные на отработку умений.

Тренинг- практи- кум. Са- мостоя- тельная работа.

Знать основные еди- ницы языка, их при- знаки. Уметь строить предложения с уче- том цели высказыва- ния, эмоциональной

окраски. Знать виды предложений.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источни- ках. Уметь систе- матизировать ин-

формацию, делать выводы.

Установка на понимание со- беседника, на неагрессивное речевое пове- дение.

28-29

Главные члены предложения.

2

Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Одно- составные и двусоставные предложения. Понятие о лич- ном, безличном, неопределен- но-личном предложении. Од- нородные члены предложение.

Тренинг- практи- кум. Са- мостоя- тельная работа

Знать основные еди- ницы языка, их при- знаки. Знать основ- ные способы выра- жения главных чле- нов предложения.

Уметь определять подлежащее и сказу- емое, способ их вы- ражения.

Уметь владеть смысловым чте- нием, анализиро- вать полученную информацию.

Умение сво- бодно выра-

жать свои мыс- ли.

29-30

Второстепенные члены предло- жения.

2

Актуализация знаний по данной теме. Виды второстепенных чле- нов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство.

Тренинг- практи- кум. Са- мостоя- тельная работа

Знать второстепен- ные члены предло- жения – дополнение, обстоятельство, при- ложение, определе- ние. Уметь находить в предложении вто- ростепенные члены

предложения.

Осуществлять выбор и органи- зацию языковых средств в соответ- ствии с темой, целями, сферой и ситуацией обще- ния.

Умение сво- бодно выра-

жать свои мыс- ли. Стремление совершенство- вать свою речь.

31-32

Прямая речь и косвенная речь.

2

Особенности постановки зна- ков препинания в предложе- ниях с прямой речью. Оформ- ление прямой речи на письме.

Понятие косвенной речи.

Состав- ление таблицы. Группо-

вая рабо-

Знать правила по- становки знаков препинания при прямой речи. Уметь

отличать прямую

Уметь обосновы- вать свой выбор; Уметь применять изученные прави-

ла в практической

Стремление совершенство- вать свою письменную

речь.

та

речь от косвенной.

деятельности.

33-34

Сложное пред- ложение.

2

Виды сложного предложения. Причастный и деепричастный обороты. Особенности поста- новки знаков препинания в предложениях, осложненных причастным и деепричастным оборотами, обращениями, од- нородными членами предло- жения. Употребление сложно-

подчиненных союзов.

Тренинг- практи- кум. Са- мостоя- тельная работа

Знать классифика- цию сложного пред- ложения. Уметь вы- полнять синтаксиче- ский разбор.

Уметь применять полученные пра- вила в практиче- ской деятельно- сти.

Стремление совершенство- вать свою речь. Установка на адекватное восприятие собеседника.

ИТОГО

34

Литература:

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. – М.: Русское слово, 2008.
  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: просвещение, 2001.
  4. Д.Э.Розенталь. 750 упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век. Мир и Образование, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по химии. 8 класс

Факультатив «За страницами школьного учебника химии»  является дополнением к основному курсу химии и направлен на совершенствование знаний учащихся о веществе на первом этапе изучения предм...

Факультатив для 9-11 классов "России гражданин"

Факультатив расчитан на 1 час в неделю.Является дополнением к курсу  "Обществознание"Цель: формирование четкой гражданской позиции обучающихся....

Факультатив по биологии 9 класс

Факультатив позволит расширить кругозор учеников в мире биологических наук...

факультатив по биологии 8 класс

Факультатив побуждает интерес к предмету биологии, расширяет кругозор....

факультатив по физике 8 класс

Рабочая программа  факультатива по физике 8 класс...

Факультатив "Речевой этикет" 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование факультатива "Речевой этикет" 7 класс...

Факультатив "Некоторые вопросы грамматики и развития речи"

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку...