Задания для 5 класса по русскому языку по теме "Разделительные ь и ъ"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Представленные упражнения нацелены не только на формирование грамотного написания разделительных ь и ъ знаков, но и на развитие интереса к истории страны, этимологии слов и любви к русскому языку. Задания выполняются индивидуально, парно и группами. Развивают творческие, коммуникативные навыки детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_zadaniya_dlya_5_klassa_po_russkomu_yazyku_po_teme_razdelitelnye_i_zniki.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме
«Разделительный Ъ и Ь»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
№ | Учебное задание | Результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
1. | 55. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами, данными в рамке. Обозначьте изучаемую орфограмму. Съезд, подъём, въезжать, объявление, вьюга, ружьё, барьер, серьёзный, ладьи.
Попробуем определить значение слова путем подбора однокоренных слов, ассоциаций. (ладья – ладонь – лодка – ладить – приладить). 5. Заглянем в этимологический словарь (1 ученик ищет происхождение слова в этимологическом словаре) Ладья́ (судно, лодка). Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от *olda «челн, лодка», см. лодка. В ст.-сл. яз. ol перед согласным –ла Подберите определения к данному слову, составьте словосочетания со словом «ладья». Почему слово «ладья» не встречается сейчас в нашей речи? (его вытеснило слово «лодка», оно устаревшее) А где все же оно сохранилось и как может быть употреблено? (в исторических текстах, в стилизованных текстах об исторических событиях, для создания исторического и культурологического колорита)
15 июля 1240 года. Князь Александр Ярославич получил известие о нападении шведов на Русь. Он объявил дружине своё серьезное решение: атаковать врага. Александр с воинами подъехал к устью реки Ижора, впадающей в Неву. На рассвете слуга увидел знамение: плывшую по морю ладью, на которой стояли святые мученики, Борис и Глеб, решившие помочь своему сроднику Александру. Князь объяснил видение помощью Бога и воодушевил дружину речью: «Не в силе Бог, но в правде!» Воспользовавшись туманом, войска Александра подошли к неприятелю и застали его врасплох. Много шведов полегло. Князь Александр сразился с предводителем шведского войска - королем Биргером - и ранил его копьём. Одержав победу, русские войска не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. После битвы князя Александра стали звать Невским.
Что вам известно об Александре Невском? Какими поступками прославился князь Александр Невский? Что сделал князь для страны?
| Формировать понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, интереса к истории нашей родины и уважительное отношение к историческим личностям; осознанное отношение к истории родного языка; понимать значимость исторических изменений в языке; осознавать взаимосвязь истории и современности; проявлять интерес к изучению этимологии слов и русского языка в целом; | Базовые логические действия: Уметь классифицировать языковые единицы (явления), обобщать и сравнивать учебную информацию, проводить анализ материала урока; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант. Базовые исследовательские действия: подтверждать примерами свою точку зрения, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения. Работа с информацией: понимать, находить, выбирать, анализировать, объяснять, интерпретировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, предоставленную учителем. Свободно пользоваться словарями и справочной литературой различных типов. Общение: уметь слушать и формулировать свою точку зрения в беседе, в устной монологической речи, в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство мнений по заданным критериям. Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), рефлексии. | Знать правила употребления разделительных ъ и ь знаков; уметь находить в словах разделительные ъ и ь знаки; уметь разграничивать разделительный ь знак и мягкий знак, как показатель мягкости предшествующего согласного, уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь знаки; уметь графически обозначать условия их выбора. Отрабатывать умение определять разделительные ъ и ь знаки . . |
2. | 57. Запишите слова с указанными в скобках приставками. Ехать (от-, под-, об-, у-, в-), ёжиться (с-, по-), ездить (из-, с-), явиться (об-, по-) Работаем по группам. Группа А (слабомотивированные). Составьте и запишите слова с указанными в скобках приставками. Группа В (среднемотивированные). Составьте и запишите словосочетания с получившимися приставочными глаголами. Группа С (сильномотивированные). Составьте текст об Александре Невском и Невской битве, используя некоторые получившиеся приставочные глаголы. 1. Оцените работы своих товарищей в группе (работа в парах). Выберите самую удачную работу. Представитель от группы отчитывается о проделанной работе. 2. Обратите внимание, во всех ли случаях вы поставили разделительный ъ. Объясните, в каких случаях ъ не ставится. Подведём итоги упражнений.
| Проявлять интерес к познанию русского языка; ценностное отношение к русскому языку, к нематериальному наследию народа. Чувствовать богатство русского языка. Проявлять интерес к природе родного края, учиться наблюдать и видеть красоту осеннего леса – от неба до земли. | Базовые логические действия: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; формулировать гипотезы о взаимосвязях; Базовые исследовательские действия: проводить небольшое исследование по установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других Работа с информацией: выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию в предложенных высказываниях Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной задачи Самоорганизация: ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой) Самоконтроль: ориентироваться в различных подходах к принятию решений Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; | Создавать высказывания с опорой на жизненный опыт, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Уметь определять связь предложений в тексте. Уметь работать с Толковым словарём, определяя лексическое значение незнакомых слов. Уметь составлять текст на заданную тему, используя предложенную лексику. Уметь грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
3 | Творческая работа. Парная. На столе у каждой пары учащихся карточки со словами. Составьте из данных слов кроссворд, используя заготовку-форму. Найдите каждому слову своё место и напишите определение, по которому слова можно разгадать.
| Формировать умение творчески подходить к выполнению мыслительных, логических заданий, проявлять смекалку, самостоятельно находить пути решения поставленной задачи, Развивать самостоятельность, сообразительность, желание обновлять свой лексический запас, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку
Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...
Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"
Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Олимпиадные задания 10 класс по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.
В 3 задании необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля....
Комментарии
Разделительные ь и ъ знаки
Хороший материал