Рабочая тетрадь по теме "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Мельник Наталья Владимировна

Подборка материала к изучению "Имя числительное". Содержит не только упражнения, но интересный материал по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe._zadaniya_po_teme.docx75.98 КБ

Предварительный просмотр:


Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. В каком году родился твой папа?

2. В каком году родилась мама?

3. В каком году папа окончил школу?

4. В каком году родился ты?

5. В каком году ты пошел в первый класс?

6. В котором часу ты сегодня проснулся?

7. Сколько у тебя завтра уроков?

8. В каком году пройдут  Олимпийские игры в России?

9. Сколько букв в алфавите?

10. Сколько цветов у радуги?

Задание 2. Распределите в два столбика: 1) числительные, 2) сложные прилагательные.

Двухэтажный, семицветный, триста сорок пятый, пятисотый, двухъярусный, девяностолетний

трехмиллионный, первый, одна девятая, две седьмых.

Задание 3.  Выполни синтаксический разбор имени числительного.

  1. Пятерка по истории меня обрадовала.
  2. Контрольная работа состояла из пяти заданий.
  3. Мы вернулись из похода на пятый день.

Какое предложение вы разбирали? Почему?

Задание 4. Прочитайте текст. Перескажите.

В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех — по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет - десятками.

Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.

        (По В.Добромыслову)

* Докажите, что слово пять — числительное, а слово пятерка — существительное. (Можно  взять для доказательства и другие слова: два — двойка, три ~ тройка и т.п.)

Задание 5. Заполните пустые ячейки. Сколько слагаемых в каждом числе?

Задание 6. Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос: почему числительные от 11 до 19 считались сложными?

Долгое время числительные от одиннадцати до девятнадцати считались сложными, поскольку в древнерусском языке состояли из двух корней: тринадцать – «три на десять». Затем корень десять превратился в дцать, и сейчас надцать считается уже суффиксом. Поэтому числительные от одиннадцати до девятнадцати, а также двадцать и тридцать просят считать себя простыми.

– Почему в современном русском языке эти числительные считаются простыми?

Задание 7. Напишите данные числа словами. Напишите, какие из них простые, какие составные, выделите корни.

11, 13, 35, 1254, 981, 10567, 777, 445.

Задание 8.  Разберите числительные по составу. Подумайте и объясните, почему у одних числительных в середине слова пишется ь, а у других – нет?

1. Шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.

2. Семь, семнадцать, семьдесят, семьсот.

Задание 9.

– На сколько частей разделена каждая фигура?

– Сколько частей в каждой фигуре закрашено?

– Запишите, чему равна закрашенная часть каждой фигуры, используя дробные числительные.

Задание 10. Распределите данные слова по группам. Сколько будет групп?

Семь, трое, три пятых, двое, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая.

Задание 11. Образуйте сложные существительные (1) и сложные прилагательные и существительные (2).

  1. 8 (класс), 3 (угол), 1000 (год), 4 (угол), 10 (класс).
  2. 18 (год), 7 (струна), 5 (день), 9 (этаж), 700 (километр).

Задание 12. Поставьте числительные в родительный, дательный, творительный и предложный падежи.

30, 15, 26, 456, 789, 95, 101, 267, 555.

 Задание 13. Прочитайте смешные задачки Григория Остера, поставив слова в скобках в нужный падеж.

1) В специальный ящик можно уложить шестьдесят восемь (куриное яйцо). Если уминать их ногами, то поместится в 100 (раз) больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно уложить в три (такой же одинаковый ящик)?

2) С одного дерева сняли 164 (груша), а со 2 –5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 (груша). После этого со 2 дерева сняли еще 94 (груша). Сколько груш было на (оба) (дерево)?

3) Марина Боровицкая сделала в диктанте 12 (ошибка), а Гриша Кружков, который у нее все списал, – 32 (ошибка). Сколько собственных ошибок в диктанте у Гриши?

Задание 14. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе — сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает, высоты шесть-семь метров, а бамбук -* сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти - четыреста лет и достигают тридцать - сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы — до три тысячи шестьсот раз.

Задание 15. Прочитайте, соблюдая нормы произношения и склонения числительных. Выпишите числительные вместе с существительными, выделите их окончания.

1) Грамоту Ермака мы прочли и уже приказали князю Болховскому да Ивану Глухову с 500 стрельцов идти помогать вам. (А.Толстой) 2) Ежегодно последует расход более 9 миллионов 500 тысяч. (Д.Фонвизин) 3) Посадник вышел с 500 воинами в тыл врагов, а остальные тоже сделали вылазку. (А.Ладинский) 4) У меня оказалось 64 очка и 2 место, а толстая неряха Полин закончила игру на 3 с 82. (Б.Левин) 5) Позади Семанжа, возле самого города, пред московскими воротами находился полковник Бошняк с 30 офицерами и 180 рядовыми саратовского батальона. (В. Шишков) 6) Действительно, какая бы была разница между одним русским, воюющим против одного представителя союзников, и между 80 тысячами воюющих против 80 тысяч? (Л. Толстой) 7) И в конце – лаконично-торжествующее: «Голосование проведено 74 процентами акций». (С.Данилюк) 8) Лизавете с ее метром семьюдесятью и сорок четвертым размером подыскать что-либо было нелегко. (М.Баконина) 9) По нашим сведениям, неприятель располагает сейчас 60–70 тысячами активных штыков. (Б.Васильев) 10) А разница между 20 и 30 кажется куда больше, чем между 60 и 70 годами. (М.Рейнов, Б.Володин)

Задание 16. Прочитайте задачку Григория Остера, соблюдая нормы произношения и склонения числительных. Выпишите числительные вместе с существительными, выделите их окончания.

Два червяка пообедали яблоком и решили на закуску съесть грушу. Эту же самую грушу уже едят Коля и Толя. Какую часть груши будут делить между собой два червяка, если Коля съест 2/7 груши, а Толя – 6/14?

Задание 17. Прочитайте биографию В.Крапивина, соблюдая нормы склонения числительных.

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени 14 октября 1938 года в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.

В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда – журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до сих пор. Первая книга Владислава Крапивина «Рейс “Ориона”» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя 2 года автор был принят в члены Союза писателей СССР. В настоящее время у В.Крапивина около 200 изданий на различных языках. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина. За литературную и общественную деятельность отмечен многими премиями и награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А.Гайдара. Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более 40 лет.

Задание 18. Напишите автобиографию, используя порядковые и количественные числительные.

Задание 19. Подчеркните нужную форму числительного.

1)Ей на помощь пришли (двое, два) мужчин, случайно оказавшиеся поблизости. 2) Соперников оказалось поровну – (двое, два) юношей и (двое, две) девушки. 3) И одеться ему было не во что: один вицмундир и (двое, два) брюк. 4) За куртку Сергея уцепились сразу (пятеро, пять) женщин. 5) Перед грузовиком выступали (пятеро, пять) юношей с медными трубами. 6) У отца его Никиты Зыбина было (семеро, семь) детей. 7) Все (восьмеро, восемь) дочерей учились на медные гроши. 8) (Четверо, четыре) птенчиков пищали в гнезде.

Задание 20. Отредактируйте предложения.

1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире — вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре. 7) Мы ехали пятеро дней.

Задание 21. Составьте словосочетания «собирательные числит. + существ.».

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.

Задание 22. 1) (Оба, обе) медалисты, поступили на бюджетные места в хорошем вузе. 2) (Оба, обе) объяснения вполне актуальны в нашем случае. 3) Он должен обеспечивать прозрачность операций присваивания в (оба, обе) стороны. 4) (Оба, обе) бабушки готовили великолепно.

Задание 23. Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их  в р.п., п.п.

15,58,581,29,765,995.

Задание 24. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в сложные слова.

Двадцат_летний, сем_мильный, двух_ярусный, тре_язычный, сорок_метровый, дву_язычный, ст_летнйй, дву_сотлетний, пятидесят_метровый.

Задание 25. Проверьте себя: умеете ли вы правильно употреблять имена числительные в косвенных падежах? Сначала прочитайте, а затем запишите словами следующие примеры. Используйте ОК.

687+13=700;         345+228=573

911- 21=890        958 – 456=502

1763+846=2609

96:4=24

ПОВТОРЕНИЕ

Задание 1. Оформите свой ответ в виде цифровой записи: 1+, 2– и т. д. Знак «+», если вы согласны с утверждением, «–» – если нет.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок действий при счете.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.

5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

7. В предложении числительное может быть сказуемым.

8. Порядковое числительное изменяется по падежам, числам и родам.

9. Собирательное числительное оба не изменяется по родам.

10. В середине числительного мягкий знак никогда не пишется.

Задание 2. Найдите ошибки и исправьте их.

При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. У обоих часов сломалась пружина. Длинной вереницей вытянулись 22 саней. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института.4*Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 274 суток провели папа-нинцы на дрейфующей льдине. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Задание 3. Вместо точек вставьте числительные оба, обе.

По ... сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся по ... берегам реки. Ребенок держал игрушку ... руками.... братьев приняли в секцию. У ... сестер разряды по гимнастике. Склоны ... оврагов размыты ливнями. Русла ... рек песчаные.

Задание 4. Прочитайте предложения, правильно употребляя числительные.

Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой. Первая телефонная станций открылась в 1882 году в Москве. В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году

Задание 5. Образуйте сложные слова.

1 лет, 30 градусов, 4 этажа, 7/миль, 37 метров, 5 тысяч.

Задание 6. Определите состав числительных:

Тринадцать, четыреста, шестьдесят, семьсот, три, двести, пятьдесят пять, сорок восемь, два, триста девяносто четыре, двадцать семь, одиннадцать, десять.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Старинные меры длины и веса

«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» — так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

Мы знаем, что Герасим — богатырь, но все-таки какого он был роста?

Вершок — старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника. •

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

Сажень — мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

Локоть — мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

Пядь — расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще); в разных местностях верста считалась по-разному — от 500 до 700 саженей. У Пушкина в стихотворении «Бесы» есть строки:  Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой.

От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и др. Поэтому возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Саженей тоже было несколько. Маховая сажень ~ это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1/76 м). Косая сажень — расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).

При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

  • верста = 500 саженям (1,06 км);
  • сажень = 3 аршинам (2,13 м);
  • аршин = 16 вершкам (0,71 м); : вершок = 4,45 см;
  • пуд — 40 фунтам (16,4 кг);
  • фут = 96 золотникам (410 г); 1 золотник = 4,3 г.

В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость — узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 т — масса пшеничного зерна). Объем нефти — в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фуга).

        

Неделя- часть месяца, состоящая из семи дней. Начинается с понедельника.

 Первоначально неделя «день отдыха» от не делати. Неделя- день свободный от дел. То, что мы сейчас называем неделей, называется седмицей (семь дней). Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Понедельник – день после недели (т.е. дня отдыха).

По = после.

Декада – 1) промежуток времени в 10 дней, третья часть месяца; 2) 10 дней, посвященных чему-либо (Декада французского искусства в Санкт-Петербурге).

 Декабрь – от лат. decem – десять. По римскому календарю декабрь – десятый месяц в году. Старое русское название месяца – студень. Почему?

Килограмм – греч. кило- тысяча. 1кг = 1000г.

Километр –кило< греч. « тысяча». 1км = 1000м.

Километровый, километраж.

Центнер – мера веса, равная 100кг.   Лат. centum – сто; .

Секунда – 1) единица измерения времени; 2) единица измерение углов.

Секундомер.

Секундочку! – просьба подождать.

Это интересно. Надпись на памятнике Петру I:

PETRO PRIMO CATHARINA SEKUNDA (Петру I – Екатерине II)

Какая связь между секундой и второй?

Лат. pars minuta prima –«первая малая часть»;

pars minuta sekunda – «вторая малая часть»;

pars – часть;

minuta – маленькая, мелкая; от лат. глагола minuo «разбивать на мелкие части». Буквально: час разбили на мелкие части, каждую часть стали называть минута. Минуту также разбили на мелкие части – секунды. Буквально секунда – « вторая мелкая часть часа».

Минута – 1) мера времени, равная 1/60 части часа; 2) короткий промежуток времени; Зайти на минутку. Нет ни минуты покоя; 3) единица измерения углов, равная 1/60 части градуса.

Минута в минуту – точно в срок.

Без пяти минут инженер (шутл.) – скоро будет инженером.

С минуты на минуту. Сию минуту. Минута молчания.

Минуточку! – призыв к молчанию.

Квартал – 1) четвертая часть года; квартальный отчет; 2) часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.

Это интересно. От лат.quartus – четвертый.

Квартет – инструментальный или вокальный ансамбль, состоящий из четырех исполнителей, а также музыкальное сочинение для такого ансамбля.

Квартал – первоначально – место для воинского постоя, затем – жилище вообще, помещение для жилья 🡪 КВАТИРА.

Процент – 1) сотая доля числа, принимаемого за целое; 2) доход, получаемый на деньги, вложенные в банк.

В Петровскую эпоху заимствовано из немецкого языка.

Первоначально лат. pro – за, centum – сто. На все сто процентов – т.е. полностью (разг.)

Одиннадцать (один сверх десяти – один-на-дцать). Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать НН, одно от корня, другое – от бывшего предлога.

О числительном 40.

В системе русских числительных 40 занимает особое место. Если иные наименования чисел имеют древние славянские и иные индоевропейские корни, то это – относительно позднего происхождения. Древнерусское сорок пришло на смену старому общеславянскому четыре на десяте (ср. болг. четиридесет), которое соответствует системе счета у многих народов. Первоначально сорок значило, связку 40 собольих шкурок. Это слово – свидетельство развитого охотничьего промысла и пушной торговли на Руси. Еще в XIX в. соболей продавали сороками, или сорочками. Такое количество было единицей измерения не случайно: 40 шкурок хватало, чтобы сшить один сорок – старинная меховая одежда, (ср. совр. сорочка – рубашка). Постепенно слово распространилось и на другие предметы, стало обобщающим.

Число 40 в старину было «круглым» числом и широко использовалось для счета мелких предметов. Именно потому оно является в народной речи символом большого количества, множества. В русских сказках богатыри добираются к цели своего путешествия в течение долгих сорока дней и сорока ночей, приезжают в города, в которые ведут сорок ворот, попадают в царские дворцы с сорока дверями, сражаются мечом в сорок аршин длины. Понятно, что удвоение этого числа (сорок сороков) во многом усиливало и без того интенсивное значение множественности. Оборот сорок сороков стал обозначать несметное множество, бесконечное количество.

Миллион, миллиард

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово МИЛЛИОН, которое состоит из итальянского МИЛЛИ, означающего «тысяча», и ОНЕ, соответствующее  русскому увеличительному суффиксу  -ищ- (например домище, ручище). Таким образом, слово МИЛЛИОН дословно соответствует русскому несуществующему слову «тысячища», т.е. «тысяча тысяч».

Некоторые существительные (капелька, тьма, масса и др.), наречия (много, мало, немного) и местоимения (несколько, сколько, столько) составляют особую группу слов, выполняющих функции числительного. Ё отличие от числительных, они выражают количество неопределенно и потому называются, неопределенно-количественными словами. Эти Слова сохраняют грамматические признаки того разряда слов, к которому они относятся. Например, слова масса (масса вопросов), тьма (тьма народу), капелька (капелька соли) и др. существительное: имеют род, число и изменяются по падежам. Слова много, мало, немного являются наречиями: это неизменяемые образования, в предложении могут относиться к глаголу (много читал). Слова несколько, сколько, столько  - местоимения,  они не обозначают количество, а указывают на него или спрашивают о нем.

От числительных надо отличать счетные существительные. Например: пара, пяток, пятерка, десяток, дюжина, сотня (нельзя считать: один, пара, три, четыре, пяток..,).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по информатике

Рабочая (авторская) тетрадь по информатике может  использоваться на уроках информатики в начальных классах. Также может изменяться и корректироваться самим учителем. Рабочая тетрадь имеет большое...

Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя числительное.

Данная рабочая тетрадь рассчитана на семь уроков изучения темы «Имя числительное» в 9 классе, разработанных по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакц...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая тетрадь по технологии и работа школьника в тетради

Зарисовки моих наблюдений за работой школьников в тетради...

Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....