Урок русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м
классе "Если бы да кабы…" по теме: "Условное наклонение глагола"
Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.
Задачи:
1. Обучающая: формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.
2. Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.
Тип урока: урок-путешествие: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры в буриме.
Ход урока
I. Организационный момент. 1
Приветствие. Оформление записей в тетради. Число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.
II. Сообщение темы и целей урока. 1
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.
III. Повторение изученного.
-Итак в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
- Лингвистическая сказка 4
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Скажите, как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)
– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).
– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем на остров Изъявительное наклонение и вспомним законы этого острова.
2. Проверка домашнего задания: усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола» 4
- Дома вы нашли в четверостишии З. Александровой «Апрель» глаголы и определили их морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, наклонение, время, лицо, число.
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
-Назовите глаголы?
Согрелась: 1 спр., сов.в., возвр., неперех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., ж.р.
Подтаяла: 1спр., сов.в., невозвр., нерепех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед. ч., ж.р.
Идет: 1спр., несов. в., невозвр., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.
Звенит: 2 спр., несов. в., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.
- Глаголов какого времени нет в этом четверостишии? (будущего)
- У всех ли глаголов есть форма настоящего времени? (нет, её нет у глаголов сов. в.)
3. Изучение нового материала.
Давайте отправимся дальше.
-Жителей острова Повелительного наклонения мы навестим завтра. А сегодня….
Смотрите, на горизонте появился ещё какой-то небольшой остров. Интересно, как он называется? Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.
- Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина. 3
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит одна девица, -
1 ученица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит ее сестрица, -
2 ученица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна. »
3 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Третья молвила сестрица, -
3 ученица: Я б для батюшки - царя
Родила богатыря.»
Учитель:
- Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)
- Скажите, что желали героини?
- А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)
-Как называется этот остров? (Условное наклонение)
2. Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. (слайд 8)
- Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать разгадать небольшой ребус… (слайд 9)
Образование глаголов условного наклонения
СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ (работа в группах)
Архитектор ответил (1 группа):
Я бы построил дворец, если бы …
Садовник (2 группа) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (3 группа):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Доктор (4 группа) воскликнул:
Я бы всех вылечил, если бы…
Художники (5 группа) вздохнули:
Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…
Учительница (6 группа) задумчиво сказала:
Я бы обучила детей, если бы….
Проверяем:
Назовите глаголы в условном наклонении.
3. Работа с учебником теории. 3
А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли? И выполним упр.543.,
544
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа у доски и в тетрадях
Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение, изменяя глагол по родам. (Выполняется письменно).
Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ
Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы
Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы
Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
2. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски) 5
Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический и орфографический разбор предложения.
Я хотел бы любоваться красивой природой.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)
Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас.
V. Обобщение. Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы возвращаемся в наш класс. И вот, мы в нашем классе.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове побывали и что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения? При помощи чего? (от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса Л и частицы БЫ)
-Что обозначают глаголы в условном наклонении? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)
- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (изменяются по
числам и в единственном числе – по родам)
У вас на столах лежат смайлики разных цветов. Я попрошу вас, уходя с урока, оценить свое эмоциональное состояние и степень усвоения новой темы. Поднимите, пожалуйста, смайлик соответствующего цвета.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был директором...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами сотрудничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".
Данный материал поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"
конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"
Урок изучения нового материала...
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...
План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"
План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...