Урок русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м

классе "Если бы да кабы…"  по теме: "Условное наклонение глагола"

Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.

Задачи:

1. Обучающая: формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.

2. Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.

3. Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать   коммуникативные качества.

Тип урока: урок-путешествие: объяснение нового материала.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры в буриме.

Ход урока

I. Организационный момент. 1

Приветствие. Оформление записей в тетради. Число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

II. Сообщение темы и целей урока. 1

Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.

III. Повторение изученного.

-Итак в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.

  1. Лингвистическая сказка 4

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”

Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”

Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

- Скажите,  как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).

– Почему вы так думаете? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)

– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).

– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем на остров Изъявительное наклонение и вспомним законы этого острова.

2. Проверка домашнего задания: усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола» 4

- Дома вы нашли в четверостишии З. Александровой «Апрель» глаголы и определили их морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, наклонение, время, лицо, число.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

-Назовите глаголы?

Согрелась: 1 спр., сов.в., возвр., неперех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., ж.р.

Подтаяла: 1спр., сов.в., невозвр., нерепех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед. ч., ж.р.

Идет: 1спр., несов. в., невозвр., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.

Звенит: 2 спр., несов. в., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.

- Глаголов какого времени нет в этом четверостишии? (будущего)

- У всех ли глаголов есть форма настоящего времени? (нет, её нет у глаголов сов. в.)

3.  Изучение нового материала.

Давайте отправимся дальше.

-Жителей острова Повелительного наклонения мы  навестим завтра. А сегодня….

Смотрите, на горизонте появился ещё  какой-то небольшой остров. Интересно, как он называется? Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.

  1. Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина. 3 

Автор: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 ученица: «Если б я была царица, -

Автор: Говорит одна девица, -

1 ученица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 ученица: «Если б я была царица, -

Автор: Говорит ее сестрица, -

2 ученица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна. »

3 ученица: «Если б я была царица, -

Автор: Третья молвила сестрица, -

3 ученица: Я б для батюшки - царя

Родила богатыря.»

Учитель:

- Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)

- Скажите, что желали героини?

- А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)

-Как называется этот остров? (Условное наклонение)

2.  Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. (слайд 8)

- Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать разгадать небольшой ребус… (слайд 9)

Образование глаголов условного наклонения

СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Значение глаголов в условном наклонении

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ (работа в группах)

Архитектор ответил (1 группа):

Я бы построил дворец, если бы …

Садовник (2 группа) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

Швея прошептала (3 группа):

Я бы сшила новое платье, если бы…

Доктор (4 группа) воскликнул:

Я бы всех вылечил, если бы…

Художники  (5 группа) вздохнули:

Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…

Учительница (6 группа) задумчиво сказала:

Я бы обучила детей, если бы….

Проверяем:

Назовите глаголы в условном наклонении.

3. Работа с учебником теории. 3

А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли? И выполним упр.543.,

544

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа у доски и в тетрадях

Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение, изменяя глагол по родам. (Выполняется письменно).

Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ

Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ

Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы

Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы

Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы

Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.

2. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски) 5

Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический и орфографический разбор предложения.

Я хотел бы любоваться красивой природой.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)

Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас.

V. Обобщение. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

А теперь мы возвращаемся в наш класс. И вот, мы в нашем классе.

- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове побывали и что узнали нового?

- Как образуются глаголы условного наклонения? При помощи чего? (от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса Л и частицы БЫ)

-Что обозначают глаголы в условном наклонении? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (изменяются по

 числам и в единственном числе – по родам)

У вас на столах лежат смайлики разных цветов. Я попрошу вас, уходя с урока, оценить свое эмоциональное состояние и степень усвоения новой темы.  Поднимите, пожалуйста, смайлик соответствующего цвета.

   VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был директором...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"

конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...