Русский язык как развивающееся явление
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Язык живет вместе с жизнью народа». Оформите высказывание как предложение с прямой речью
Любой язык развивается в процессе развития общества. - обогащается словарный запас, - изменяются морфологические нормы языка, - появляются новые синтаксические конструкции, - закрепляются новые нормы произношения и написания слов.
Социально-политические изменения в жизни общества; Заимствования из иностранных языков; Развитие культуры, науки и техники; Расширение экономических и политических связей с другими народами.
Какая наука занимается изучением словарного состава языка?
Слова, вышедшие из употребления: бричка, камзол и др . Слова, недавно вошедшие в словарный состав русского языка: рейтинг, программист и др. - Как они называются?
в ХІХ веке слово утренник имело только одно значение. В словаре Даля читаем: « утренник – это весенний или осенний ночной мороз». А какое лексическое значение имеет это слово сегодня?
В русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Все слова, начинающееся на букву Ф , заимствованные. Звук [ф] появился в нашем языке только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка] , ров[роф] и др.; В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», можно прочитать: «в постелю с бала едет он». Неужели писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля.
Кириллица (863 год) Первая реформа произошла при Петре Первом . Такую азбуку называли «гражданицей» или «гражданкой». Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах.
Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада? Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? 1 . Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок) 2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов) 3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой )
Синтаксический разбор Да и мне не вернуть этих снов этой веры глубокой.
№ СЛОВО ОРФОГРАММА ПРИМЕР 1. Извес..ный 2. Час..ных 3. Пр..надлежат 4. «Шиповник» 5. Соед..нены 6. Стари..ое 7. М..льбер.. 8. Справ.. 9. (В)далеке 10. Вид..м 11. Зан..вески 12. Пр..уныл 13. Настеж..
1. Соч..тать – И, есть суфф. А 2. Комари..ый - Н. нет суфф. 3. Реч..вка – О, в суфф. под ударением 4. Мяч..м – О, в окончании под ударением 5. Кваше..ый – НН, суф. ЕНН 6. (Не)весел – слитно, есть синоним 7. Ничуть (не)лучший – слитно, есть синон. 8. (Н..)кто не знал –Е, безуд. полож. 9. Как(будто) – дефис, суффикс 4.
Не разгорае тся – не разгора ться Не разливае тся – не разлива ться Не ра сс тилае тся – не ра сс тила ться Мне не здорови тся
В каком случае НЕ со словом пишется слитно? (не) выйдет (не)годуют (не)просил (не)изменится
Какой глагол совершенного вида? Перетягивали Принимает Раздается Выберу
В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква? Выгон…т, расстел…м Раста…л, они терп…т Он спрашива…т, накле…ли Поддерж…м, он бре…тся
В каком ряду в обоих словах пишется Ь? Испугаеш…ся, поднимает…ся Сбереч…, угадывает…ся Надо трудит…ся, заслушаеш…ся Подстереч…, слышит…ся
В каком примере пропущена буква Е ? 1) Заунывный ветер гон..т стаю туч на край небес. 2) Немедленно выйд..те из комнаты! 3) В решете воды не удерж..шь. 4) Серебристый стел..тся ковыль вокруг пещеры. 5 5.
а) Земля будет менят..ся с каждым веком. б) По утрам мне хорошо работает..ся. в) Я стал спускат..ся по склону горы. г) Кто смерти не боит..ся, того и пуля сторонит..ся. а, г 3) в, г а, в 4) а, в, г
1) МОЩ Ь – сущ. жен. рода, 3-е скл. 2) СТРИЧ Ь – неопр. форма глагола. 3) УЗНАЕШ Ь – глагол 2-го лица един.ч. 4) ОТРЕЖ Ь – неопред. форма гл.
1.- 2 2. – 4 3. – 2 4. – 3 5. – 4 6. – 2 7 – 4 Проверим и объясним.
О Е Зач..т, плеч..м, ч..порный, ж..луди, тренаж..р, зайч..нок, стереж..т, суш..ный, корч..вка, поч..т, трещ..тка, ож..г руку, сильный ож..г, ш..рох, холщ..вый, мальч..нка, врач..м, ш..ковый, туш..нка, калач..м, грузович..к.
1.Ь после шип – не пишется- 2. Исключение (любое)- 3. О-Ё после шип. (Ё)- 4. Ы-И после Ц (И)- 5. Ы-И после прист. (И)- 6. Черед.гл – ударение – 7. Черед.гл. – лексич. знач.- 8. Ь после шип. –пишется -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык как развивающееся явление
Урок 1- 7 класс...
Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"
Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"...
Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"
Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"...
7 класс. Русский язык как развивающиеся явление
План урока...
"Русский язык как развивающееся явление"
Урок русского языка в 7 классе...
Русский язык как развивающееся явление (11 класс)
Презентация "Русский язык как развивающееся явление" позволяет на уроке выдать объёмный материал из истории языка, обратить внимание на слова, которые мы используем каждый день, не задумывая...
Урок русского языка в 7 классе"Русский язык как развивающееся явление"
Урок русского языка в 7 классе....