Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения ОГЭ
презентация к уроку по русскому языку (8, 9 класс)

Миндибаева Эльза Харисовна

Презентация (пошаговая инструкция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_zadanie_9.3_neuverennost_v_sebe.pptx730.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст для работы

Слайд 2

(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. (2) Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть друг. (4)А у неё нет. (5)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (6)Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки , подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7)Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет… (9)Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова, и теперь влюблённые всюду ходили вместе, трогательно взявшись за ручки. (10)Если бы она могла противопоставить Иришкиному Валере своего друга… (11)Но друга нет… (12)А раз нет, может быть, стоит его придумать? (13)А что! (14)Имя она уже для него нашла – Дмитрий. (15)Как он может выглядеть? (16)Пусть он будет высоким, стройным, широкоплечим, как положено настоящим мужчинам, даже и юным… (17)И обязательно брюнетом! (18)Его глаза пусть будут серыми, чтобы контрастировали с волосами. (19)Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза! (20)Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые, но Митя же не настоящий. (21)Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный… (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея!

Слайд 3

(26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи, купила там новую сим-карту. (27) Дома она её активировала, а потом включила компьютер. (28)Вот она, сеть «Все к нам!»… (29)Регистрация… (30)Имя, фамилия, номер мобильника, пароль… (31)Какой бы придумать пароль? (32)А вот какой… (33)Набираем латиницей «моя мечта»… (34) Предлагаете добавить какую-нибудь цифирь? (35)Пожалуйста… (36)Получилось «моя мечта в 15 лет»… (37)Ага, пропустили! (38)Отлично! (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу… (41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц! (По С.А. Лубенец*) * Лубенец Светлана Анатольевна – современная детская писательница, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

Слайд 4

Задание 9.3 Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте (1) и прокомментируйте (2) данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение (3) . Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента (4,5), подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

Поразмышляем над темой сочинения… Притча Два ведра У бедной женщины было два больших ведра, каждый из которых висел на разных концах коромысла. Одно ведро было с небольшой трещиной, а другое – целым. В конце длинного пути от реки к дому дырявое ведро было только наполовину полным. В течение долгих двух лет это продолжалось ежедневно: женщина приносила домой только полтора ведра воды. Конечно, целое ведро гордилось своими достижениями, а дырявое стыдилось своего собственного несовершенства, оно был несчастным, потому что могло сделать только половину того, что от него требовалось. После двух лет горьких неудач ведро заговорил с женщиной у ручья: - Мне стыдно за себя, потому что на обратном пути домой через мою трещину вода просачивается… Женщина улыбнулась и сказала: - Ты заметил, на дороге есть цветы с твоей стороны, а не на стороне другого ведра? Это потому, что я всегда знала о твоем изъяне и посадила цветы на этой стороне, чтобы каждый день, когда мы возвращаемся, ты поливал их. В течение двух лет я срывала эти прекрасные цветы и украшала ими свой дом. Без тебя, такого как есть, мой дом не был бы так прекрасен.

Слайд 6

Поразмышляем над темой сочинения… Два дерева Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него: не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать. Долго мудрец слушал его жалобы. А потом взял его на руку и вывел в сад: – Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное? – Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие. – Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

Слайд 7

Какие ещё признаки неуверенности в себе вы можете назвать? Постоянное сопоставление себя с другими людьми; постоянное преуменьшение своих способностей и возможностей; страх не справиться; зависимость от мнения других; ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ _____________________________________

Слайд 8

Поразмышляем над сказанным… Кем бы ты ни был, стань лучше. Авраам Линкольн, американский государственный и политический деятель, 16-й президент США, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа. Уверенность в себе – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. Фридрих Шиллер, немецкий поэт, философ и драматург Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя, тот, кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. Виктор Суворов, российский писатель

Слайд 9

Анализируем текст ( 1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. почему? (5)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (2) Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть друг. (4)А у неё нет. 6)..Пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки , подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7)Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна : школа, дом, книги, Интернет…

Слайд 10

Анализируем текст «Жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна», - считает Нинка. Почему она так думает? Можно ли согласиться с ней? Почему Нинка вдруг захотела друга? Каковы были её критерии выбора? Почему такие, как вы считаете? Как можно характеризовать действия Нинки: «выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки , подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод» ? Какова цель этого поступка? В каких ещё действиях и поступках Нинки проявилась неуверенность в себе? «(42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц!» - думает героиня текста. Что двигало девочкой в момент создания своего виртуального друга? Какие чувства и эмоции может вызывает неуверенность в себе?

Слайд 11

Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие чувствовать, испытывать, преодолевать, ощущать, скрывать, демонстрировать, вызывать, показывать, преодолевать, побороть, победить, проявить и пр … Самовнушением или внушением окружающих Неуверенность в себе черта характера Ставить цели; реализовывать их в жизни; позитивно оценивать свои результаты. состояние человека комплекс о щущений Как появляется? С чем связана? С заниженной самооценкой, отсутствием веры в собственные силы Лишает человека собственного мнения; становится причиной житейских проблем; делает человека нерешительным; убивает позитивное мышление; создаёт депрессивное настроение; рождает чувства зависти, тревоги, отчаяния; создаёт трудности в общении; человек становится зависимым от чужого мнения; человек не может правильно действовать в определённой ситуации и т.п. Как влияет? Как преодолеть? можно… бывает мучительной, постоянной, губительной, собственной, лёгкой, полной, большой, прежней, глубокой, тревожной, явной и т.п.

Слайд 12

Обратите внимание! Это ВАЖНО! Композиция сочинения: 1. Даём определение понятия - это вступление. Комментируем это определение. 2. Даем ответ на поставленный в теме вопрос , связывая его с понятием и содержанием текста. Это тезис вашего сочинения! 3. Аргументы приводим к ответу на вопрос, поставленный в теме (см.п.2), а не к определению ! (Проблема обозначена в ТЕМЕ сочинения, а не в определении понятия!)

Слайд 13

Образец вступления 1)Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? а) Сформулируйте и б) прокомментируйте данное Вами определение. 2) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?» , взяв в качестве тезиса сформулированный Вами ответ на вопрос. Определение и комментарий: Неуверенность в себе – это сомнение человека в своих силах и в своей возможности достичь желаемой цели. Неуверенные в себе люди считают, что такими, какие они есть, их вряд ли кто полюбит или станет уважать. Ответ на вопрос: Подобные сомнения приводят к тому, что человек, став зависимым от чужого мнения, не может правильно действовать в определённой ситуации.

Слайд 14

Образец аргументации. Аргумент из текста Справедливость этой точки зрения можно подтвердить примером из текста С.Лубенец . Его героиня Нина, видимо, считая себя недостаточно привлекательной и завидуя подругам, у которых появились молодые люди (предл.9,42), создаёт себе виртуального «возлюбленного». Она вообразила его внешность, придумала ему биографию, имя и фамилию, а фотографию «настоящего мужчины» взяла из альбома мамы. Заниженная самооценка героини и желание вызвать зависть у своих подруг заставили её совершать эти глупые поступки.

Слайд 15

Образец аргументации. Аргумент 2 из жизненного опыта Приведу ещё один пример, доказывающий, что неуверенность в себе иногда лишает человека собственного мнения, становится губительной. Господин Н.Н . из повести И.С.Тургенева «Ася» влюбился в главную героиню, но, когда должен был сделать выбор, заколебался: может ли он, порядочный человек, жениться на незаконнорожденной? А что станет говорить о них высший свет? Это малодушие привело к тому, что господин Н.Н. навсегда потерял своё счастье.

Слайд 16

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Значит, абсолютно точно можно сказать, что неуверенность в себе мешает людям жить полноценной жизнью и быть счастливыми.

Слайд 17

Работаем экспертами В этой работе эксперт без труда выделит два примера-аргумента. Каждый из этих примеров обладает логической точностью , то есть обосновывает тезис о том, что неуверенность в себе заставляет человека совершать необдуманные, а даже порой опрометчивые поступки. Каждый пример обладает необходимым объемом информации, который позволяет читающему убедиться в справедливости заявленного утверждения ( содержательная полнота) . Автор сознательно приводит эти примеры для того, чтобы обосновать генеральный тезис о том, что «человек, став зависимым от чужого мнения, не может правильно действовать в определённой ситуации». Коммуникативная цель аргументации четко обозначена соответствующими лексико-грамматическими средствами: « Справедливость этой точки зрения можно подтвердить примером из текста С.Лубенец . Его героиня Нина… создаёт себе виртуального «возлюбленного». Она вообразила его внешность, придумала ему биографию, имя и фамилию, а фотографию «настоящего мужчины» взяла из альбома мамы». Тематическая «привязка» второго примера обозначена посредством ключевых выражений : « Приведу ещё один пример, доказывающий, что неуверенность в себе иногда лишает человека собственного мнения, становится губительной» . Приведенный факт становится основой для обобщения, что указывает на аргументирующую функцию данной смысловой части. В финальном фрагменте содержится итоговый вывод, который отражает результат осмысления приведенных примеров-аргументов: « Значит, абсолютно точно можно сказать, что неуверенность в себе мешает людям жить полноценной жизнью и быть счастливыми»

Слайд 18

Материал для аргументации

Слайд 19

Львов С. Быть или казаться? Хорошо помню муки школьных лет. Одновременно с появлением песни: «На газоне центрального парка, в темной грядке цветет резеда, можно галстук носить очень яркий и быть в шахте героем труда», утверждавшей далее, что и «ретивый комсомолец», и «очень важный ученый» вправе весной вздыхать на луну, было снято подозрение с так называемых «западных танцев» — фокстрота, танго, чарльстона. В клубах, учреждениях и школах стали возникать кружки танцев. В нашей школе тоже. Записался почти весь класс. Руководительница учила нас, как подходить к девушке, приглашая ее на танец, как кланяться ей, как класть руку ей на талию, как провожать ее на место и благодарить. Только когда мы все это усвоили, она принялась учить нас самим танцам. Наступил долгожданный день, когда она сказала: «Завтра, на школьном вечере, можете попробовать!» Вечером в зале грянула музыка. Я знал, что неуклюж и немузыкален, но неужто я ничему не научился на уроках, которые так добросовестно посещал? И я отважился. По всем правилам подошел к девушке, которая мне нравилась. По всем правилам, слегка поклонившись, пригласил ее. По всем правилам вывел ее в круг. Обнял, отчего у меня сильно застучало сердце. Пока все шло хорошо. Но через минуту все стало плохо. Одно дело танцевать на занятиях кружка под присмотром руководительницы с безразличной тебе партнершей, другое дело вести в танце на глазах всей школы девочку, на которую давно и безнадежно заглядываешься. Я сбился раз, другой, третий. Наступил на ногу своей даме. Она охнула, потом добродушно рассмеялась. Но меня этот смех убил. Я бросил ее посреди зала и вышел из круга… Как можно было поступить дальше? Это я понял много времени спустя. Вернуться, извиниться за неуклюжесть и невежливость и рискнуть еще раз. Тихо уйти домой, пережить неудачу, снова пойти на занятия кружка и добиться, выучиться… Я не сделал ни того, ни другого. Остался на вечере. Терзаясь, смотрел, как танцуют другие, как другой приглашает мою избранницу, и, чтобы скрыть свои истинные чувства, саркастически улыбался, отпускал язвительные шуточки по поводу танцующих. Собрал вокруг себя таких же неудачников, подпиравших стенку, и мы всем своим видом показывали, что выше этих дурацких танцев. Но как тяжело было на сердце и как хотелось танцевать вместе со всеми! Больше я на кружок танцев не ходил и на вечерах танцевать не пробовал. И еще долго принимал на танцах ироническую позу — мол, презираю я это. Так хмурился и кривился, что однажды приятель громко спросил меня: — У тебя что, живот болит? Очень обидно, когда у тебя не получается то, что легко дается другим. Свое огорчение и досаду я скрывал неестественным поведением. Ничего никому этим не доказал. Помню, как однажды, уже молодым офицером, все так же стоя у стеночки, хотел я удержать рядом с собой девушку и по привычке иронически комментировал все происходящее в клубном зале. Она слушала, смеялась. А потом сказала: — Как вы обо всем интересно рассуждаете. Вот только жаль, что не танцуете… — и упорхнула от меня.

Слайд 20

Удачи на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сочинения на лингвистическую тему"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему...

Элективный курс по литературе для учащихся 10 класса.Практикум написания сочинений

Программа элективного курса по литературе для учащихся 10 класса. Практикум по написанию сочинений....

Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Урок  по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Презентация по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Подготовка обучающихся 9 классов к написанию сочинений в формате 9.1, 9.2 ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)

В данной статье описывается алгоритм подготовки обучающихся 9 классов к сочинению-рассуждению 9.1, 9.2 ОГЭ по русскому языку....

Открытый урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Задачей этого урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Выполнение задания 27 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хо...