ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 9 КЛАСС
учебно-методический материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
2. Всё дальше уходит Великая Отечественная война...
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
(По В. Быкову)
Микротемы
1. Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
2. Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.
3. Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Сжатое изложение
1 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом
2 Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру
3 Память о войне должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время.
Критерии оценивания заданий сжатое изложение
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК 1. | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 | |
ИК 2. | Сжатие исходного текста. | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 | |
ИК 3. | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3. | 7 |
Критерии | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы | |||
ГК1 | Соблюдение орфографических норм. Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |||
Допущено две-три ошибки | 1 | ||||
Допущено четыре и более ошибки | 0 | ||||
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм. Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |||
Допущено три-четыре ошибки | 1 | ||||
Допущено пять и более ошибок | 0 | ||||
ГК3 | Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |||
Допущено две ошибки | 1 | ||||
Допущено три и более ошибки | 0 | ||||
ГК4 | Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |||
Допущено три-четыре ошибки | 1 | ||||
Допущено пять и более ошибок | 0 | ||||
ФК1 | Фактическая точность письменной речи. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |||
1 | |||||
0 | |||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по Истории России (итоговая) 7 класс.
Данный урок является итоговым уроком по курсу Россия в 17 - 18 веках . Его цель- повторение и обобщение знаний по данному периоду....
План подготовки коллективного творческого дела (КТД) по теме: оформление итоговой выставки класса. 3 класс
Для подведения итогов года очень полезно делать выставки, причем чтобы дети оформляли ее вместе с учителем. Учащиеся должны учиться понимать, что выставка, как и рисунок, должна быть приду...
Итоговое изложение 8 класс
Итоговое изложение 8 класс. Текст. Критерии оценивания...
Итоговая (5 класс) и входная (6 класс) контрольная работа
Итоговая (5 класс) и входная (6 класс) контрольная работа по географии...
Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.
Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения....