Урок Сжатое изложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
На уроке дан комплексный анализ текста. Составлен план сжатого изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_szhatoe_izlozhenie.ppt | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суровая случилась зима. Замело все тропинки и переходы, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма розыгралась с оленями. В мало снежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко проберались к кормушкам. Теперь им даже ходить стало трудно. Семикласник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченый прогулкой мальчишка незаметил, как очутился в глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался увидив следы. «Что за соседство,— подумал Коля,— Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисьий?»
Суровая случилась зима. Замело все тропинки и переходы, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма р а зыгралась с оленями. В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко проб и рались к кормушкам. Теперь им даже ходить стало трудно. Семиклас с ник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлечен н ый прогулкой мальчишка не заметил , как очутился в глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался увид е в следы. «Что за соседство,— подумал Коля , — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий ?»
Любопытство заставила Колю пройти по следам километра четыре. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу с трудом пробираясь сквось подлесок и бурелом, понурив голову, брела олениха. Бока ввалились. Еле передвигаит ноги. Лисица почуила близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглинулась и огненым шаром метнулась в чащу. Олениха тоже рванулась бежать, но грузно осела в сугроб.
Любопытство заставил о Колю пройти по следам километра четыре. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу с трудом пробираясь скво з ь подлесок и бурелом, понурив голову, брела олениха. Бока ввалились. Еле передвига е т ноги. Лисица почу я ла близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Коля стукнул палкой по дереву, лисица огл я нулась и огнен н ым шаром метнулась в чащу. Олениха тоже рванулась бежать, но грузно осела в сугроб.
Медленно, очень медлено, чтобы не испугать олениху, Коля стал подходить ближе. Через пол-часа олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром, притарочив сзади вязанку сена наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Олениха лижала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, сьела овес. Сено Коля оставил у лежки. Так продолжалось несколько дней. Олениха превыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв - «Ленка, Ленка!» (По В. Пескову)
Медленно, очень медлен н о , чтобы не испугать олениху, Коля стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром, прит о рочив сзади вязанку сена наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Олениха л е жала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, с ъ ела овес. Сено Коля оставил у лежки. Так продолжалось несколько дней. Олениха пр и выкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв - «Ленка, Ленка!» (По В. Пескову)
передвига е т - 1 спряжение заставил о - ср.р, ед.ч. Окончание
Корень огл я нулась - взгл я д л е жала - л ё жа доб и р а лась - доб е русь прит о рочив – запомнить Скво з ь - скво з и т
Приставка Р а зыгралась Пр и выкла
Суффиксы Увид е в - увид е ть Почу я ла - почу я ть
Слитное и раздельное написание не заметил Мал о снежные пол часа
Удвоенные согласные Семикла сс ник Огне нн ый Увлечё нн ый Медле нн о
Разделительные Ь и Ъ Ли си й С ъ ела
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу .
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая она была прекрасна.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля обласканная солнцем разомлела от его тепла.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля , обласканная солнцем , разомлела от его тепла.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля , обласканная солнцем , разомлела от его тепла. Обласканная солнцем земля разомлела от его тепла.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля , обласканная солнцем , разомлела от его тепла. Обласканная солнцем земля разомлела от его тепла.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля , обласканная солнцем , разомлела от его тепла. Обласканная солнцем земля разомлела от его тепла. Разгорячённые спором ребята громко шумели
Выделение причастных и деепричастных оборотов Восходящее солнце пробуждает спящую природу . Спящая , она была прекрасна. Земля , обласканная солнцем , разомлела от его тепла. Обласканная солнцем земля разомлела от его тепла. Разгорячённые спором , ребята громко шумели
Выделение причастных и деепричастных оборотов Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север кружа над заливом стала постепенно опускаться на зеркальную водную гладь.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Многочисленная стая лебедей , возвращающихся с далёкого юга на север , кружа над заливом , стала постепенно опускаться на зеркальную водную гладь. Остановившись на опушке мы слушали затаив дыхание весеннюю песню пробуждающегося леса.
Выделение причастных и деепричастных оборотов Многочисленная стая лебедей , возвращающихся с далёкого юга на север , кружа над заливом , стала постепенно садиться на зеркальную водную гладь. Остановившись на опушке , мы слушали затаив дыхание весеннюю песню пробуждающегося леса .
Суровая случилась зима. Замело все тропинки и переходы, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем , кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма разыгралась с оленями. В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко пробирались к кормушкам. Теперь им даже ходить стало трудно. Семиклассник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой , мальчишка не заметил, как очутился в глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался , увидев следы . «Что за соседство,— подумал Коля . — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?»
Любопытство заставило Колю пройти по следам километра четыре. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу , с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом , понурив голову , брела олениха. Бока ввалились. Еле передвигает ноги. Лисица почуяла близкую смерть оленихи и шла , поджидая , когда олениха ляжет. Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Олениха тоже рванулась бежать, но грузно осела в сугроб.
Медленно, очень медленно, чтобы не испугать олениху, Коля стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром, приторочив сзади вязанку сена , наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью , он снова пустился в путь. Олениха лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лежки. Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв : «Ленка, Ленка!» (По В. Пескову)
Суровая случилась зима. Замело все тропинки и переходы, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем , кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма разыгралась с оленями. В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко пробирались к кормушкам. Теперь им даже ходить стало трудно. Семиклассник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой , мальчишка не заметил, как очутился в глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался , увидев следы. «Что за соседство,— подумал Коля . — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?»
Любопытство заставило Колю пройти по следам километра четыре. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу , с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом, понурив голову, брела олениха. Бока ввалились. Еле передвигает ноги. Лисица почуяла близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Олениха тоже рванулась бежать, но грузно осела в сугроб.
Медленно, очень медленно, чтобы не испугать олениху, Коля стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром, приторочив сзади вязанку сена , наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Олениха лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лежки. Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв : «Ленка, Ленка!» (По В. Пескову)
Суровая случилась зима . Замело все тропинки и переходы, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем , кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма разыгралась с оленями . В малоснежные зимы олени легко находили прошлогоднюю траву, поедали молодые побеги кустов, легко пробирались к кормушкам. Теперь им даже ходить стало трудно . Семиклассник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Увлеченный прогулкой , мальчишка не заметил, как очутился в глухом квартале. Он повернул было назад, но задержался , увидев следы. «Что за соседство,— подумал Коля . — Почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий?»
Любопытство заставило Колю пройти по следам километра четыре. Так вот в чем тайна! Утопая в снегу , с трудом пробираясь сквозь подлесок и бурелом, понурив голову , брела олениха . Бока ввалились . Еле передвигает ноги . Лисица почуяла близкую смерть оленихи и шла, поджидая, когда олениха ляжет. Коля стукнул палкой по дереву, лисица оглянулась и огненным шаром метнулась в чащу. Олениха тоже рванулась бежать, но грузно осела в сугроб.
Медленно, очень медленно, чтобы не испугать олениху , Коля стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром, приторочив сзади вязанку сена , наполнив карманы овсом и взяв пакет с солью, он снова пустился в путь. Олениха лежала на том же месте и сразу подняла голову. С жадностью стала лизать соль, съела овес. Сено Коля оставил у лежки. Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и робкими шагами выходила из чащи на призыв : «Ленка, Ленка!» (По В. Пескову)
Тема Идея Стиль текста Тип текста
Тема Дружба человека и животного. Идея Стиль текста Тип текста
Тема Дружба человека и животного. Идея Подчеркнуть необходимость бережного и заботливого отношения человека к природе, к братьям нашим меньшим; рассказать о тех, кто обладает добрым и чутким сердцем. Стиль текста Тип текста
Тема Дружба человека и животного. Идея Подчеркнуть необходимость бережного и заботливого отношения человека к природе, к братьям нашим меньшим; рассказать о тех, кто обладает добрым и чутким сердцем. Стиль текста Художественный. Тип текста
Тема Дружба человека и животного. Идея Подчеркнуть необходимость бережного и заботливого отношения человека к природе, к братьям нашим меньшим; рассказать о тех, кто обладает добрым и чутким сердцем. Стиль текста Художественный. Тип текста Повествование с элементами описания.
Происшествие в зимнем лесу. Дружба семиклассника Коли и оленихи Ленки. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Фигуры речи Эпитеты Ряды однородных членов Сравнения Инверсия - ! Восклицательные предложения Олицетворение Бессоюзие Неполные предложения Аллитерация Односоставные предложения - ! Просторечная лексика Лексический повтор Разговорные синтаксические конструкции
снегом Изумительны эти не обыкновенные покрытой девять месяцев тундре , , какой? В своеобразная р а стительность. , под снегом оживающие , растения какие?
Алгоритм выделения причастного оборота 1 . Находим в тексте слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ ? и обозначает ВРЕМЕННЫЙ признак предмета по действию. Подчеркиваем волнистой линией. 2. Пробуем заменить его сочетанием « КОТОРЫЙ + ГЛАГОЛ » , ищем суффиксы, соответствующие причастию. Если все требования выполнены, причастие найдено. 3. Ищем ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (слово, от которого зависит причастие – существительное или местоимение). 4.Обозначаем его:
Алгоритм выделения причастного оборота 4. Находим (если есть) ЗАВИСИМЫЕ от причастия слова (слова, к которым от причастия можно задать вопрос). Подчёркиваем их волнистой линией, обозначаем границы ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА : 5. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом (существительным), то мы не выделяем его запятыми. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом ( местоимением ), то мы выделяем его запятыми. 6. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, выделяем оборот запятыми.
Алгоритм выделения причастного оборота 7. Если причастие ОДИНОЧНОЕ , запятыми не выделяем. 8. Если определяемым словом является личное местоимение , то причастие (даже одиночное) всегда обособляется, независимо от его местоположения (и после определяемого слова, и перед ним).
Сопоставительная таблица Вид Компоненты работы Текст, данный учителем Самостоятельные творческие работы (по аналогии с данным текстом) Тема Гроза Причастие Своя тема Идея Стремительность и мощь грозы Стиль текста Художественный Тип текста Описание Грамматическое задание Использовать в тексте причастия и причастные обороты
Вид Компоненты работы Текст, данный учителем Самостоятельные творческие работы (по аналогии с данным текстом) Тема Гроза Причастие Гроза Идея Стремительность и мощь грозы Значимость причастия, его роль в речи Своеобразие природного явления Стиль текста Художественный Научный Научно-популярный Тип текста Описание Описание / рассуждение Описание Грамматическое задание Использовать в тексте причастия и причастные обороты Сопоставительная таблица
Дружба семиклассника Коли и оленихи Ленки. Суровая случилась зима. Замело все тропинки, все кормовые места. Трудно стало в лесу всем, кто каждый день добывает себе пропитание. Но подлинная лесная драма разыгралась с оленями. Семиклассник Коля пошел на лыжах в лес подсыпать зерен в кормушки для птиц. Когда он решил вернуться назад, вдруг заметил странные следы: рядом с оленьим следом вьется лисий. Пройдя километра четыре, Коля увидел, как, утопая в снегу, брела олениха. Её сопровождала лисица, которая почуяла близкую смерть оленихи. Коля стукнул палкой по дереву - лисица метнулась в чащу, а олениха грузно осела в сугроб. Медленно, чтобы не испугать олениху, Коля стал подходить ближе. Через полчаса олениха уже подбирала шершавыми губами с ладоней овес. Утром мальчик, прихватив с собой гостинцы для новой знакомой, отправился в лес. Олениха с радостью встретила Колю. Так продолжалось несколько дней. Олениха привыкла к гостю и выходила из чащи на призыв: «Ленка, Ленка!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....
Сжатое изложение
Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
Данная технологическая карта к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...
Тексты изложений и варианты сжатых изложений.
Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....