Из опыта работы
проект по литературе
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новополтавская средняя общеобразовательная школа
имени А.Г. Кораблева»
Старополтавского муниципального района Волгоградской области
404215, с. Новая Полтавка, ул. 40 лет Победы, 4 «а». Тел. 8(844)934-76-43. E-Mail: novpol.mou@mail.ru
_______________________________________________________________________________________________________
Тема: «Учитель глазами современных школьников. Из опыта проектной работы Новополтавской школы».
(по произведениям А.Г. Алексина «Безумная Евдокия», В. Г. Распутина «Уроки французского», Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)
Руководитель: Истимирова Айгуля Сарлываевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, тел. 89044238132.
Цели работы:
- Прочитав произведения писателей 20 века, выявить общие черты, характеризующие образ учителя.
- Собрать материал о первом директоре и учителе Новополтавской школы Г.П.Твердове для экспозиции школьного музея.
- Провести опрос среди учеников 5-11 классов и узнать, что они ценят в учителе.
1 этап. На основе сочинений прийти к основным характеристикам образа учителя.
Фрагмент сочинения Рассоха Карины: «Действие рассказа «Безумная Евдокия» происходит в типовой городской школе. Главная героиня, девочка Оля, во время похода исчезает без вести. Классный руководитель Евдокия Савельевна подняла всех на ноги…. Город спит, только горит свет в комнате Олиных родителей. Её мама Надя не может найти себе места.
Безумная Евдокия, так прозвали учительницу, была «предпенсионеркой». Таких учителей можно встретить в любой школе: неуёмных, энергичных, любящих своё дело. Главное дело Евдокии Савельевны – воспитание таланта человечности, но с врождённым эгоизмом Оленьки, так тщательно взращённого её родителями, становится бессмысленно бороться. Евдокия Савельевна переживает за Олю, потому что все её прежние ученики стали личностями, прекрасными людьми. Такие учителя, как Евдокия Савельевна, нужны школе. Она преданна своей профессии, не считаясь с личным временем, посвящает себя работе в школе».
Фрагмент сочинения Кайрушевой Марины: «Действие рассказа происходит в одном из районных посёлков Сибири, куда отправляют учиться главного героя, способного, жаждущего знаний. Но в памяти героя останутся не только знания по предметам, а уроки доброты Лидии Михайловны.
Когда рассказ вышел в печать, то главная героиня его (А.П. Копылова) и не вспомнила об этом случае, а писателю всю жизнь казалось, что такое нельзя забыть. Да, Лидия Михайловна нарушила кодекс чести учителя, играя с учеником на деньги, которые ему были нужны на молоко; лишилась
работы, но, уезжая, убеждает мальчика в том, что он ни в чём не виноват и его никто не тронет. Возможно, благодаря именно таким учителям, люди становятся добрыми, отзывчивыми, настоящими личностями, такими, как Валентин Распутин. Вот так уроки французского языка превратились в уроки доброты».
Фрагмент сочинения Рамазановой Ольги: «Два тополя и школа, похожая на сарай. Именно такой осталась в памяти Алтынай и других детей из киргизского аила «школа Дюйшена». Он совершил гражданский подвиг, обучая неграмотных детей, противостоя ханжеству богатых баев.
Но на открытие новой школы, куда пришли работать квалифицированные учителя, его даже не пригласили. Он разносит почту. Академик Алтынай, приглашённая в качестве почётного гостя, вспоминает свои молодые годы, свою невысказанную любовь к учителю, обещает приехать, поцеловать его в седую бороду».
Этап 2. Сбор материала о первом учителе и директоре Новополтавской школы Твердове Григории Петровиче.
Учащиеся работали с материалами периодической печати прошлых лет, документами и фотографиями из архива школы и сельской библиотеки, беседовали с односельчанами.
Большую помощь в работе оказала библиотекарь Шульженко Татьяна Николаевна.
Учащиеся собрали следующие материалы.
1.Фрагмент статьи некролога из газеты «Ударник»:
«22 марта 1957 года после тяжёлой и продолжительной болезни скончался старейший учитель нашего района, пенсионер Григорий Петрович Твердов.
Г.П.Твердов прошёл большой и славный путь. Всю свою сознательную жизнь, неиссякаемую энергию Григорий Петрович посвятил почётнейшей задаче – воспитанию и обучению нашей молодёжи.
Родился Г.П.Твердов в 1890 году в Новой Полтавке в бедной крестьянской семье. С трудом получив образование, двадцатилетним юношей он начал свою трудовую деятельность в школе. Сорок семь лет он отдал благородному делу – воспитанию и обучению детей, из них 43 года в Новой Полтавке.
Работая учителем, директором семилетней школы, Григорий Петрович все свои силы, опыт, знания и способности отдавал тому, чтобы воспитать честных, правдивых, преданных делу Коммунистической партии молодых людей. Г.П.Твердов вёл большую общественную работу, являясь депутатом сельского Совета.
Своей производственной и общественной деятельностью он завоевал большой авторитет и уважение среди учителей и всех трудящихся района.
Григорий Петрович был особенно близок учительству и всем трудящимся района как опытный педагог,чуткий и отзывчивый товарищ.
Велики заслуги Григория Петровича на поприще народного образования, и правительство СССР высоко оценило их, наградив его орденом Ленина.
Учителя, все трудящиеся района навсегда сохранят в своих сердцах светлую память о Г.П.Твердове.»
Группа товарищей.
2.Статья об учителе Богатырёва А., ученика Твердова Г.П.: (прим: орфография и пунктуация автора)
«Не помню уже за какую проделку, меня и ещё троихмоих товарищей вызвали в сельский Совет. Поругали, конечно, и на прощанье пообещали…сообщить директору школы. До этого я чувствовал себя сносно (не вечно же нотацию читать будут!), а тут чуть ноги не подкосились: любое наказание смог бы перенести, но только не это. Идти к Григорию Петровичу было выше моих сил…
Зимой, когда встал на пруду лёд, и в конце лета, когда прудок пересыхал, этот человек ходил в школу мимо окон нашей хаты, спокойный, неторопливый.
Утром по его появлению в центре села можно было точно установить время.
Григорий Петрович Твердов. Кто в Новой Полтавке не помнитэтого удивительного, душевного, скромного и умного человека!
В мою память он вошёл за год до того, как мне идти в школу. Ещё до войны отец купил портфель, и я сгорал от нетерпения «по-настоящему» носить его.
И вот я с утра на окне слежу за стрелками настенных часов – они сонно ползут по облезшему циферблату и будто назло не хотят приблизиться к Его часу. И вот я уже кричу ему, когда мне идти в школу. Он отвечает, и каждый раз что-то новое, весёлое, ободряющее. Со временем это стало почти какой-то игрой. Зимой при встрече с нимна улице пытаешься снять шапку – остановит, мол, холодно, уши обморозишь, и спросит так, будто я уж забыл о своём давнем желании: «Ну как, готовишься в школу?»
Нужно было иметь терпение выдумать мальцу какие-то шутки, обещания и ни в коем случае не отказ.
Приближается новый учебный год. И вдруг я узнаю – меня в школу не принимают (шёл приём только детей, родившихся до 1 сентября).
…Уже вторую неделю мои сверстники ходят мимо окон с книжками, со школьного двора заливается звонок, а я от горя и смотреть в ту сторону не могу. Григория Петровича я уже не ждал у окна, ни о чём его не спрашивал.
И вот однажды открывается дверь – на пороге ОН. На какой-то момент во мне всё сжалось, а потом всё понял, когда он хитро подмигнул.
Мой портфель давно лежал у порога на сундуке – сломя голову я вывалился на улицу, и, словно боясь, что кто-то вернёт, рванулся к школе…
За свою школьную жизнь я единственный раз был в пионерском лагере, и этим обязан снова Ему.
За 40 с лишним лет учительствования сколько прошло таких, как я, через его умные руки!
Передо мной дорогие реликвии, способные украсить музей истории народного просвещения России. Вот отпечатанное золотом свидетельство об окончании дьяковской второклассной учительской школы в 1908 году.
А вот грамота о присвоении почётного звания «Ударник социалистического труда» в 1934 году, аттестат на звание учителя средней школы, справки, благодарности, поздравления и, наконец, небольшая красная книжечка с золотыми буквами – свидетельство о награждении Григория Петровича Твердова в 1949 году высшей наградой страны Советов – Орденом Ленина (№87307).
Свой священный долг учителя он выполнил до конца. Это был подвижник народного просвещения, это был Учитель с большой буквы.
3.Автобиография директора - преподавателя Ново-Полтавской семилетней школы Старополтавского района Сталинградской области Твердова Григория Петровича.
(примечание: орфография и пунктуация автора)
Родился в 1890 году, 6 января, в селе Новой Полтавке, Старополтавского района, Сталинградской области в семье крестьянина - бедняка.
Образование получил за второклассную учительскую школу и экстерном выдержал на звание начальной школы. В 1938 году аттестирован, присвоено звание учителя средней школы с правом преподавания в семи классах средней школы. Работаю директором и преподавателем химии и биологии.
Всего работаю преподавателем с 1909 года по настоящее время.
В 1917 году служил в армии в городе Ленинграде. 17 лет работал в Ново-Полтавском сельском потребительском обществе с 1921 года по 1937 год и сейчас состою членом правления Старополтавского Сельпо. Два выбора был членом местного сельсовета с 1919 по 1920 год включительно, и сейчас состою депутатом местного Сельсовета и председателем комиссии по народному образованию совета. Три раза выбирался депутатом районного совета с 1934 года по 1937 год и с 1939 года по 1947 год. Несколько раз был премирован и в феврале 1949 года награждён орденом Ленина за долголетнюю безупречную работу в школе.
Занимаюсь вопросами самообразования. Читаю художественную литературу, журналы, газеты и изучаю труды преобразования И. В. Мичурина.
Директор – преподаватель
15.07.1949 год Г. Твердов.
4.Из воспоминаний ученицы, коллеги Твердова Г.П. Костюченко Марьи Степановны: «Это был человек с непререкаемым авторитетом. Его уважали и дети, и родители, и коллеги. Очень грамотный учитель, чуткий человек, добрый и бескорыстный. Когда его не стало, жители села понесли серьёзную утрату, поэтому решено было похоронить его в центре села рядом со зданиями школы. Хоронили его всем селом, многие учителя района приезжали проститься с ним. Для многих он был наставником и примером. Он всегда был рядом с детьми, учил их и словом, и делом. Это был идеал учителя, о таких людях пишут книги. Я рада, что ТОСы поставили достойный памятник первому директору школы, а ученики школы ухаживают за этим памятником».
5.Фотографии из архива сельской библиотеки.
Г.П.Твердов с пионерами.
6.Документы из архива (копии).
Свидетельство об окончании дьяковской второклассной учительской школы в 1908 году.
7.Из отзывов учащихся, работавших над проектом.
Кайрушева Марина: «…Твердов Г.П. не вымышленный литературный герой, а настоящий учитель 20 века. Мы многое узнали о нём, а я поняла, что такие люди, похожие на героев произведений 20 века, на самом деле жили и отдавали себя благородному делу воспитания и обучения детей».
Рассоха Карина: «Я горжусь, что он мой земляк. Мой прадедушка тоже был учителем в селе Калинино, мама – педагог-воспитатель, надеюсь, что и я продолжу династию учителей…»
Рамазанова Ольга: «После того, как я прочитала эти произведения и узнала о жизни и деятельности первого директора, у меня изменилось отношение к нашим учителям. Я поняла, насколько сложная у них работа, как много они нам дают…»
Этап 3.Социологический опрос школьников.
Было опрошено 86 учащихся школы.
Учащиеся 7 класса провели небольшое исследование, опросив учеников 5-11 классов. Они отвечали на вопрос: «Что вы цените в учителе?» Посмотрите на диаграмму.
Доброта – 60%.
Знание предмета – 24%.
Честность - 10%.
Чувство юмора – 6%.
Из словаря С. И. Ожегова: доброт’а, -ы, ж.
1. см. добрый.
2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
Вывод:
И в 21 веке самым главным качеством учителя остаётся доброта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...