Буквы И-Ы после Ц.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Цель учителя помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы. Применять изученное правило на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.
Учитель: Рязанова Н.М.
Класс: 5
Урок № 106
Дата проведения: ____________.
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Бабайцевой В.В.
Учебный предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
обучающие:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;
- научить обосновывать выбор гласных И-Ы - после Ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;
воспитывающие:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание сознательной дисциплины;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;
метапредметные: корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи.
Задачи урока:
- обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
- формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.
УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
№ п/п | Этап урока | Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||
1. | Организационный момент. | Организация направленного внимания на начало урока; формирование эмоционального настроя на урок | Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их. | Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя. |
|
2. | Этап актуализации ранее полученных знаний | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка путём повторения по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант). | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям: - вспомнить материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант, Приложение 1). | Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)», объясняют написание слов в диктанте. |
|
3. | Этап мотивации к учебной деятельности. | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Перед вами слова: циркуль, станция, гостиницы, лисицына. - Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать. | Выясняют с помощью дискуссии в парах, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения). После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы? Работа в парах. |
|
4. | Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. | Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. | Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц. Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы. Организует самопроверку с помощью учебника. Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения). Предлагает проговорить правило в парах. | Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу. Лидер каждой группы представляет результат работы. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах. |
|
Физкультминутка | |||||
5. | Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике. | Организует работу индивидуальную и в парах (комментированное письмо, Приложение 2; работа по карточкам в парах, Приложение 3). Дополнительно прорабатывает слова-исключения. | Выполняют разные виды работ: Индивидуальная (комментированное письмо), в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления). Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда. |
|
6. | Этап проверки усвоения знаний | Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму. | Проводит мини-тест. Проверяет усвоения правила. | Решают мини-тест. Повторяют правило. |
|
7. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает выполнить самооценку. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний. |
|
8. | Домашнее задание. | Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
Приложения.
Приложение 1.
Комментированный диктант.
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.
Приложение 2.
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.
Приложение 3.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы или слова.
первая ц___фра | ц___кличность в природе |
проц___тировать стихотворение | хитрый ц___ганѐнок |
стоять на ц___почках | ц___плячья шея |
смуглолиц___е матросы | краснолиц___й сторож |
известный публиц___ст | сестриц___н стул |
куриц___но перо | лисиц___н след |
загорелые дачниц___ | русские императриц___ |
Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы или слова.
ц___рковой артист | ц___тата из Пушкина |
ц___гейковая шубка | жѐлтенький ц___плѐнок |
ц___ц! Сейчас же замолчите! | победившая революц___я |
свежие огурц___ | ц___нковая стружка |
танцевать ц___ганочку | встать на ц___почки |
тигриц___н хвост | вязальные спиц___ |
свежие устриц___ | генеральная репетиц___я |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы И-Ы после Ц
Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок открытия новых знанаий....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...