Организация работы с текстом в 6 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Бурдина Елена Владимировна

Данный материал содержит программно-методический материал для 6 класс. Текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmno-metodicheskiy_material._tekst_6_klass.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Текстоведение

Текст

     Птицы вьют гнезда, звери устраивают норы, как бобры, или берлоги, как медведь. А человек? Человек возводит дом.

     Правда, так было не всегда. В самые древние времена люди не умели строить дома. Лес для первобытных людей был миром и жилищем. Отдыхая на ложе, сплетенном из трав и привязанном между двух деревьев, наш далекий предок чувствовал себя как дома. Только когда шел проливной дождь, человек прятался под плотный непромокаемый навес, опирающийся на два высоких пня. Этот дом не имел стен, дверей и окон.

      Но когда возникли родовые племена, а затем семейства, появилась нужда в доме. Жилище для огромной семьи нужно было большое и крепкое. Материал для него брали в ближайшем лесу. Это были гибкие ветви кустов и деревьев, стволы поваленных деревьев, листья, кора. Хижина имела 20 метров в длину, 3,5 метра в высоту и столько же в ширину. Стены такой хижины напоминали плотный плетень. Вход закрывали досками или сплетенными из травы рогожками. Покатую крышу делали из соломы, пальмовых листьев и ветвей кустарников.    (Н.Орлова)

Задания.

1.Прочитайе текст, сформулируйте тему и основную мысль. Озаглавьте.

2.Солько микротем в тексте?

3.Докажите, что в нем соблюдается единство темы.

4.Какие синонимы к слову дом употреблены в тексте?

5.Подберите однокоренные к выделенным словам.

6класс

Имя прилагательное

Текст

            Широко известно библейское предание о жителях Древнего Вавилона. Они вознамерлись добраться до небес, обессмертить свои имена и приступили к столпотворению. Буквально это означает постройку столпа (башни).Легенда гласит о том, что в те времена люди говорили на одном языке. Но Бог возмутился такой дерзостью.  Результате люди начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Наступила страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Так появился фразеологизм. Вавилонское столпотворение – это бестолковая сутолока, беспорядок, путаница, суматоха, неорганизованность.

Задания

1.Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

2.Подготовьте пересказ текста.

3.Какие слова, употребленные в последнем предложении, свойственны разговорной речи?

6 класс

Имя прилагательное

Текст

       …Над самой кручью широкого оврага находился небольшой березовый «заказ». Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов; негустая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики…

           От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом, чистый, легкий воздух переливался прохладными струями. Утром, славным летним утром веяло от всего, все глядело и улыбалось утром, точно румяное, только что вымытое  личико проснувшегося ребенка.     ( И.Тургенев)

Задание

1.Прочитайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении?

2.Какое настроение передает текст?

3.К какому типу речи его можно отнести?

4.В каких фрагментах текста автор дает оценку происходящему и выражает свое отношение к этому?

5.Объясните, какова роль прилагательных в этих фрагментах.

6 класс

Глагол

Текст

         Один старик переехал жить к своему сыну, невестке и внуку. Дед очень ослаб. Когда он кушал, еда с ложки падала на пол, проливалась на скатерть, посуда разбивалась. Взрослые все чаще раздражались из-за этого. А вскоре они поселили старика в самую маленькую комнатку, почти не общались с ним, а еду давали в деревянной миске.

          Четырехлетний внук наблюдал за всем молча и вечерами упорно чем-то тер по деревяшке. «Я делаю деревянную миску. Когда я вырасту, из нее будут кушать папа и мама», - простодушно объяснил малыш.

           Эти слова ошеломили родителей. С тех пор они сажали дедушку к семейному столу. И почему-то взрослые уже не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко, пачкалась скатерть.

Задание

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Докажите, что это притча – маленький поучительный рассказ.

3.В чем смысл этой притчи? Чему она учит?

4.Объясните, почему в этом тексте много глаголов прошедшего времени, а глаголов настоящего и будущего времени всего три?

5.Подберите синонимы к выделенным словам.

6.Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к данному тексту?

6класс

Лексика

Текст

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. Я глотнул  еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.   ( Ю.Коваль)

Задание

1.Прочитайте текст.

2.Можете ли вы сразу сказать, есть ли в тексте слова в переносном значении?

3.Какие метафоры использует автор?

4.Найдите слова однозначные и многозначные.

5.Определите, в каком значении употреблены в тексте  многозначные слова – в прямом или переносном.

6 класс

Лексика

Текст

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

                                             ( А.Фет)

Задание

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Найдите слова, позволяющие отнести этот текст к высокой, книжной речи.

3.В какой ситуации вы вспомнили бы это стихотворение? Какое настроение оно создает?

4.О каком времени года написаны эти стихи? Найдите слова в переносном значении, позволяющие это понять. Какие слова в прямом значении связаны с зимой?

6 класс

Лексика

Текст

Данило  по своему мастерству все-таки зарабатывал ладно. Ну, и Катя без дела не сиживала. Вот, значит, и поднимали семью, за куском в люди не ходили. И об одежонке ребячьей Катя заботилась. Чтоб всем справа была: пимешки там, шубейки и протча. Летом-то, понятно, и босиком ладно: своя кожа, не куплена. А Митюньке, как он всех жальчее, и саожнешки были.                    ( П.Бажов)

Задание

1.Прочитайте отрывок из сказки П.П.Бажова «Хрупкая веточка».

2.Какие диалектные особенности уральского говора переданы в тексте?

3.Сколько в тексте лексических диалектизмов?

4.Запишите  текст, заменяя слова с диалектными особенностями общеупотребительными литературными словами. Начать можно так:

Благодаря своему мастерству Данила все-таки зарабатывал хорошо.

5.Сравните записанный вами текст с первоисточником. Какой вариант вам нравится больше? Сделайте вывод о роли диалектизмов в сказах Бажова.

6 класс

Лексика

Текст

Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, - его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел – животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил или вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу. Делай со мной что хочешь». И можно бить его сколько угодно – он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек?

                                                                                                                            (А.Куприн)

Задание

1.Наименования многих животных используются в переносном значении для характеристики человека. Прочитайте текст и назовите ключевое слово текста.

2.Согласен ли автор со сложившимся в языке употреблением этого слова? Как он объясняет свою позицию?

3.Какие характеристики людей обозначают данные слова? Многие ли из них передают положительную, лестную оценку характера или поведения  человека?

Осел, лиса, слон, медведь, змея, орел, ворона, собака, крыса, попугай, дятел.

4.Выскажите свое мнение о том, соответствует ли в действительности поведение этих животных представлениям об их поведении, сложившимся в языке. Используйте как образец прочитанный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"...

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе.

Данный материал содержит тексты по разделам с разными заданиями....