Правописание корней (повторение тем 5 класса)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Правописание корней Учитель русского языка О. А. Шапкина
Выбор гласной в корнях с чередованием о - а зависит от: ударения Наличия закорневого суффикса –а- сочетания согласных ст / щ в корне слова От значения
Выбор гласной в корнях с чередованием о - а зависит от: -ГАР- (-ГОР- ) под ударением – а, без ударения – о Заг ’ А р - заг О р ’ еть ударения -ЗАР-(-ЗОР-) под ударением – о, без ударения – а З ’ О рька - З А р ’ я Запомните : зор евать (не спать на заре)
Выбор гласной в корнях с чередованием о - а зависит от: - ЛАГ - (- ЛОЖ -) - КАС - (- КОС -) Наличия закорневого суффикса –а- а , если после корня есть суффикс –а- предл а г а ть, к а с а ться о , если после корня нет суффикса а предл о жить, к о снуться
Написание гласной в корнях с чередованием о - а зависит от: -РАСТ- (-РАЩ-)–-РОС- сочетания согласных ст / щ в корне слова а (перед СТ, Щ) р а ст ение, вы р а щ у о (перед С) р о с ла, по р о с ль Исключения: Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, отр а сль, отр а слевой
И - Е в корнях с чередованием И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях - бир (а)- собирать - бер - соберет - дир (а)- обдирать - дер - обдерет -мир(а)- замирать -мер- замереть -тир(а)- обтирать -тер- обтереть -пир(а)- запирать -пер- запереть -жиг(а)- выжигать -жег- выжег -стил(а)- расстилать -стел- расстелить -блист(а)- блистать -блест- блестеть -чит(а)- вычитать -чет- вычет Но: сочетать, сочетание
Вставьте пропущенные буквы. Р… стов , з… рница , изл … жение , выр …щенный, к… саться , изл …гать, выр …с, прик … снуться , р…сточек, зап …рать, зап … реть , соб..рать , соб .. рет .
Лес Ос.. нью и в.. сною , з..мою и летом хорошо дышит.. ся в л..су . Высокими к.. локольнями стоят стройные ели. Под самыми обл .. ками качают.. ся з.. леные в.. ршины сосен. На их т..ж.. лых лапах в..сит первый сне(г/к). А на ветках ро (б/п)кой осины с тихим ш.. рохом развевают.. ся последние лист..я . С наступлением зимы зам.. рает жизнь в лесу. Всё реже в зар .. слях багульника слышна птич ..я разног.. лосица . В..ликую пользу приносят л.. са . Они см..(г/к)чают климат, сохраняют влагу, радуют своей красотой взор человека. (По И. Соколову-Микитову)
Вставьте пропущенные буквы. а) Утром пришли заг .. релые люди с топорами и лопатами. б) Сильно разр .. слись и глушили другие деревья тополь и черемуха. в) Когда топор касался молодых р.. сточков , мне становилось жалко их. г) Я пол.. гал , что р.. стки вытягивают сок из старого тополя. д ) Молодые р.. стки быстро разр ..стались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Контрольная работа по теме "Правописание корней" в 6 классе
Подготовка учащихся к сдаче ГИА...
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."
Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...
Правописание корней. Повторение орфографии. 7 класс
Правописание корней. Повторение орфографии. 7 класс...
Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс
Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание корней" для 7 класса
В данном вордовском документе расписаны правила, упражнения на закрепление темы : " Правописание корней"...
Презентация на тему: "Правописание корней" для 7 класса по русскому языку
В презентации предоставлено задание на закрепление темы: "Правописание корней"....