Языкознание для всех
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Языкознание для всех»
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки (знать/уметь) |
Введение. Значение курса, его задачи (2 часа). | ||||
1 | Особенности ОГЭ-9 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. | Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | |
2 | Организация и технология проведения ОГЭ-9 по русскому языку. | Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Уметь: заполнять бланки экзаменационной работы. | |
Текст. Сжатое изложение (5 часов). | ||||
3 | Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста. | Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста | Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. | |
4 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: «Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ». | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Что такое сжатие (компрессия) текста. | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. | |
5 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: «Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ». | Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. | |
6 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: «Отработка приема УПРОЩЕНИЕ». | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | |
7 | Самостоятельная работа 1. Написание сжатого изложения. | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Уметь редактировать собственный текст. | |
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов). | ||||
8 | Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. | Понимание текста: тема, идея. | Уметь: анализировать текст. | |
9 | Лексическое значение слова. | Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. | |
10 | Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. | Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. | Знать: изобразительно-выразительные средства языка. Уметь: определять в тексте тропы. | |
11 | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. | Уметь: выполнять фонетический анализ слов. | |
12 | Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). | Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся. | Знать: орфографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися). | |
13 | Правописание приставок. | Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. | Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой | |
14 | Правописание суффиксов. | Правописание суффиксов в различных частях речи. | Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. | |
15 | Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. | Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. | |
16 | Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | |
17 | Грамматическая основа предложения. | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ | Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | |
18 | Предложения с однородными членами. | Обобщающие слова при однородных членов предложения. | Знать: знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. | |
19 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. | Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. | |
20 | Предложения с вводными словами и обращениями. | Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. | Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. | |
21 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. | |
22 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. | |
23 | Сложные предложения с различными видами связи. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | |
24 | Контрольная работа 3. Тест. | Тест в формате ОГЭ-9. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ-9. | |
Повторение. Итоговый контроль (3 часа). | ||||
25 | Диагностическая работа в форме ОГЭ-9. | Тест в формате ОГЭ-9. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ-9. | |
26 | Диагностическая работа в форме ОГЭ-9. | Тест в формате ОГЭ-9. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ-9. | |
27 | Анализ ошибок. | Коррекция ошибок, допущенных в диагностической работе. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенных в диагностической работе. | |
Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов). | ||||
28 | Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
29 | Учимся формулировать тезис. | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
30 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
31 | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
32 | Практическая работа 4. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |
33 | Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. | Структура написания сочинения по предложенной модели. | Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (15.1, 15.2, 15.3) | |
34 | Редактирование и рецензирование сочинений. | Сочинение-рассуждение по предложенной модели | Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".
В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....
2018 й. "Языкознание - для всех" район фәнни-ғәмәли конференцияһы йомғаҡтары
Тел ғилеме буйынса конференция йомғаҡтары...
Приказ 15.02.2019 №104 О проведении лингвистической игры "Русский межвежонок-языкознание для всех"
Приказ 15.02.2019 №104 О проведении лингвистической игры "Русский межвежонок-языкознание для всех". Являюсь составителем заданий к игре....
Сертификат участия в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок-языкознание для всех"
Сертификат участия в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок-языкознание для всех"...