Готовимся к экзаменам. Теория. Морфологические нормы
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

ФОРМЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО И РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА, ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
ФОРМЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ И ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ
МЕСТОИМЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 6.  Морфологические нормы

1.ФОРМЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО И РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА, ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Формы на -а(-я)

Формы на -ы(-и)

В зависимости от значения


адреса (но: в знач. "приветствие" и адресы), бока (но: руки в боки), борта, буера, буфера
веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора
желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, колокола, края, купола, кучера, обшлага
окорока, округа, ордера, острова, откупа, отпуска, отруба, паруса, паспорта, повара
погреба, потроха, профессора, снега, сорта, стога, сторожа, тетерева, тополя, черепа, шомпола

корпусы (туловища) – корпуса (здания, войсковые соединения)
мехи (кузнечные; бурдюки) – меха (выделанные шкуры)
образы (художественные) – образа (иконы)
ордены (рыцарские и монашеские) – ордена (знаки отличия)
ордеры (в архитектуре) – ордера (документы)
пропуски (в тексте) – пропуска (документы)
соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)
тормозы (препятствия) – тормоза (устройство)
учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели)
юнкеры (прусские помещики) – юнкера (в военных училищах до 1917 г.)

2. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

3.СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Употребление слов "более/менее" с простой формой сравнительной степени - неверно! 
Ошибка: более свежее

4.СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ

  • Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени, 
    которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: 
    становиться умн
    ее, читать лучше, быть смелее.
  • Форма превосходной степени образуется путём соединения сравнительной степени наречия 
    и местоимения "
    всех" ("всего"): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.

5.УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

СКЛОНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

СКЛОНЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

  1. У сложных числительных при склонении изменяются все (!) части: семьюдесятью.
  2. У составных числительных изменяется каждое слово: двум тысячам пятидесяти трём.
  3. Числительные полтора/полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, в остальных падежах – форму полутора/полутораста.
  4. Со словом сутки: двое, трое, четверо суток; НО пять, шесть, семь суток.

 

ЗАПОМНИ:
При склонении составных числительных НЕ БЫВАЕТ:
И.п. Восемь
сот шестьдесят семь 
Р.п. Восьми
сот шестидесяти семи 
Д.п. Восьми
стам шестидесяти семи 
В.п. Восемь
сот шестьдесят семь 
Т.п. Восемью
стами шестьюдесятью семью 
П.п. (о) Восьми
стах шестидесяти семи 

ЗАПОМНИ: числительные ДЕВЯНОСТО, СТО имеют окончание О в И.п, В.п. В остальных падежах- -А.

У СОСТАВНЫХ ПРЯДКОВЫХ изменяется последнее слово: к три тысячи двести  сорок пятому году

Собирательные числительные - двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, 
восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.


ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: Собирательные числительные
не сочетаются с: 
cуществительными, называющими лица
женского пола или животных. 


Собирательные числительные сочетаются с: 
1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола 
(трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 
2) с существительными "дети", "люди", а также с существительными, обозначающими 
названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими 
названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).


6.ФОРМЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ И ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ

  • Литературные формы:

    видеть (НЕ видать), слышать (НЕ слыхать), поднимать (НЕ подымать)

    сох (НЕ сохнул) глох (НЕ глохнул), гас, зяб, мёрз, пах, вверг, вторгся, постиг, смолк, стих и др.

    мерить - мерю, меришь, мерит, мерят 
    лазить - лажу, лазишь и т.д. 

    жечь, течь, печь - жжёт, течёт, печёт 
  • От глаголов: колеблет, машет, пашет, плещет, полощет, рыщет, сыплет, треплет, хнычет, щиплет, 
    образуются формы соответственно: машу, пашу; маши, паши; машущий, пашущий и т.д.
  • Нельзя образовать форму 1-го лица: 
    победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др.
  • Повелительное наклонение: ляг, беги, не тронь, погоди, выйди, выложи и др. 
  • Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: 
    хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и нек. др.

7.МЕСТОИМЕНИЯ
Притяжательные местоимения его, её, их имеют только данную форму!

 ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1.  более пятиста человек
  2. инженеры
  3. наисложнейший
  4. в день именин

Неверная форма - более пятиста человек.

ЗАДАНИЕ.

Выпишите  из каждого задания словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.

  1. Более нужнее,  обои брата,   испеки пироги.

1.Более нужнее,  обои брата,   испеки пироги.

  1. Белый тюль,  большой мазоль,  ихний брат.

2.Белый тюль,  большой мазоль,  ихний брат.

  1. Скучаю   по вас,  без комментарий, ягода эта  слаже.

3.Скучаю   по вас,  без комментарий, ягода эта  слаже.

  1. Нет  местов,  согласно приказа,  трое детей.

4.Нет  местов,  согласно приказа,  трое детей.

  1. Более  моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.

5.Более  моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.

  1. Кладите на место, обоих рук, десять грамм.

6.Кладите на место, обоих рук, десять грамм.

  1. Более красивее,  скоро выбора, договоры подписаны.

7.Более красивее,  скоро выбора, договоры подписаны.

  1. Не махай руками, около двухсот  человек,  четверо кошек.

8.Не махай руками, около двухсот  человек,  четверо кошек.

  1. Шесть пар  носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.

9.Шесть пар  носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.

  1. Ляжь  отдохни,  пять апельсин,  песни цыган.

10.Ляжь  отдохни,  пять апельсин ,  песни цыган.

  1. Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.

11.Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.

  1. Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь,

12.Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь,

  1. Их дети, более шестиста книг,  обожгётесь.

13.Их дети, более шестиста книг,  обожгётесь.

  1. В двухтысяч шестом году, грущу по вам, пара ботинок.

14.В двухтысяч шестом году ,грущу по вам,  пара ботинок.

  1. Много  поместьев, самый мудрейший человек, двое ножниц.

15.Много  поместьев, самый мудрейший человек, двое ножниц.

  1. Пара туфель, мы хочем, сколько время.

16.Пара туфель, мы хочем, сколько время.

  1. Блюда  болгаров,  двое девочек, трое волчат.

17Блюда  болгаров,  двое  девочек, трое волчат.

  1. Более лучший, более  честный,  более  красивее.

18.Более лучший, более  честный, более  красивее.

 

Ответы (подчеркнуты сочетания без ошибок)

 Тест

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Полки для кухонь
  2. Красивее всех
  3. В девятисотом году
  4. Много яблоков.

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. Килограмм помидоров
  2. В двух тысяч втором году
  3.  В двухстах шагах
  4. Будущие выборы

3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Опытные доктора
  2. Пара туфель
  3. Несколько полотенец
  4. Около пятиста километров

5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Более  нужнее
  2. Пара рельсов
  3. В трехстах шагах
  4. Нет апельсинов

(4,2,4,1)

Использованы материалы http://www.seznaika.ru/russkiy/ege/2969--3-q-q-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические (морфологические) нормы

Материал предназначен для 11 класса при подготовке к ЕГЭ (часть А3)...

Учебный тренажёр и проверочный тест: "Морфологические нормы"

Данный образовательный ресурс представляет собой учебный тренажёр и проверочный тест: "Морфологические нормы"....

«Морфологические нормы (образование форм слова)».

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой...

А3: Морфологические нормы (образование форм слова).

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по рус...

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...