А3: Морфологические нормы (образование форм слова).
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.
Данные рекомендации могут быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakova_tarko-sale_soshno1.docx | 43.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Морфологические нормы (образование форм слова)».
Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале
Аннотация
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.
Данные рекомендации могут быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену.
Рекомендуется каждое занятие по подготовке к ЕГЭ начинать с устной работы со словом. Учащиеся должны произносить слова с правильным ударением, вслушиваться в их конкретное звучание.
Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
Трудные случаи образования форм имён существительных
- Именительный падеж множественного числа
- а, - я | - ы, -и |
борт - борта вексель - векселя вензель – вензеля ворох – вороха директор – директора инспектор – инспектора катер – катера китель – кителя кузов – кузова купол – купола окорок – окорока округ – округа ордер – ордера паспорт – паспорта погреб – погреба профессор – профессора сторож –сторожа тенор – тенора фельдшер – фельдшера флюгер – флюгера хутор - хутора штабель – штабеля штемпель – штемпеля шулер - шулера | бухгалтер –бухгАлтеры возраст - вОзрасты грифель – грИфели грунт – грУнты диспетчер – диспЕтчеры договор – договОры драйвер – дрАйверы инженер – инженЕры конструктор – констрУкторы лектор – лЕкторы лифт – лИфты плейер – плЕйеры порт – пОрты приговор – приговОры принтер – прИнтеры прожектор – прожЕкторы редактор – редАкторы ректор – ректоры свитер – свИтеры сектор – секторы склад – склАды слесарь – слЕсари торт – тОрты тренер – тренеры штаб – штабЫ штурман - штурманы |
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:
- Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.
- Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:
- а, - я | - ы, -и |
адресА (новосёлов) векА (средние) годА (мои) колЕна (трубы) корпусА (заводские) кренделЯ (выводить ногами) мехА (соболиные) мужьЯ ( и жёны) образА (святых) орденА ( и медали) пропускА (временные) | Адресы (поздравительные) вЕки (вечные) гОды (войны) колЕни (больные) кОрпусы (часов) крЕндели (вкусные) мехИ (кузнечные) мужИ (учёные) Образы (литературные) Ордены (монашеские) прОпуски (занятий) |
2. Родительный падеж множественного числа
-ов, -ев | нулевое |
Названия национальностей: | |
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов | армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов | Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан |
Растительный мир: | |
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов | яблок |
Единицы измерения: | |
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров | ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: | |
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов | ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: | |
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов | погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: | |
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев | блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
-ей | нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : | Сущ. ж.р. и общ. р. : |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей | вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: | |
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей | |
Сущ. ср.р. на -ье: | |
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий | |
Сущ. ср.р. на -ьё : | |
ружей, питЕй, НО копий | |
Сущ. ж.р. на –ня: | |
богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь |
Следует запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе
-ов | -ей | нулевое |
вЫборов, дебАтов,джИнсов, зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов | бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей | зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот |
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд прилагательных | сравнительная степень | превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная | |
качественные | -ее (-ей): сильнее -ше : раньше -е : реже | более…: более сильный менее…: менее сильный | -айш (ий): строжайший -ейш (ий): сильнейший | простая сравнит. степень + всего (всех): глубже всех наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый глубокий |
относительные | Не образуется | |||
притяжательные | Не образуется |
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи образования форм числительных
- Склонение имён числительных
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |||||||||||
неод. | одуш. | |||||||||||||||
один | ед.ч. | м. р. | один | одного | одному | один | одного | одним | об одном | |||||||
ср. р. | одно | одно | ||||||||||||||
ж.р. | одна | одной | одной | одну | одной | одной | ||||||||||
мн.ч. | одни | одних | одним | одни | одних | одними | одних | |||||||||
два | м.р. ср.р | два | двух | двум | два | двух | двумя | двух | ||||||||
ж.р. | две | две | ||||||||||||||
оба | м.р. ср.р | оба | обоих | обоим | оба | обоих | обоими | обоих | ||||||||
ж.р. | обе | обеих | обеим | обе | обеих | обеими | обеих | |||||||||
полтора (-ы) | м.р. ср.р | полтора | полутора | полутора | полтора | полутора | полутора | |||||||||
ж.р. | полторы | полторы | ||||||||||||||
3, 4 | три | трех | трем | три | трех | тремя | трех | |||||||||
5 – 20, 30 | пять | пяти | пяти | пять | пятью | пяти | ||||||||||
40, 90, 100 | сорок | сорока | сорока | сорок | сорока | сорока | ||||||||||
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении) | ||||||||||||||||
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |||||||||||
полтораста | полтораста | полутораста | полутораста | полтораста | полутораста | полутораста | ||||||||||
50, 60, 70, 80 | пятьдесят | пятидесяти | пятидесяти | пятьдесят | пятью-десятью | пятидесяти | ||||||||||
200 | двести | двухсот | двумстам | двести | двумястами | о двухстах | ||||||||||
300, 400 | триста | трехсот | тремстам | триста | тремястами | о трехстах | ||||||||||
500, 600, 700, 800, 900 | пятьсот | пятисот | пятистам | пятьсот | пятьюстами | о пятистах | ||||||||||
Составные (состоят из нескольких слов) | ||||||||||||||||
Например: 375 | Триста семьдесят пять | Трёхсот семидесяти пяти | Трёмстам семидесяти пяти | Триста семьдесят пять | тремястами семьюдесятью пятью | о трёхстах семидесяти пяти | ||||||||||
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) | ||||||||||||||||
2 - 3 | И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | ||||||||||
неод. | одуш. | |||||||||||||||
двое | двоих | двоим | двое | двоих | двоими | двоих | ||||||||||
4 - 10 | пятеро | пятерых | пятерым | пятеро | пятерых | пятерыми | пятерых |
- Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
- с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
- с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив | Ед.ч. | Мн.ч. |
глядеть | гляди | глядите |
ехать | поезжай | поезжайте |
лазать | лазай | лазайте |
лезть | полезай, лезь | полезайте, лезьте |
лечь | ляг | лягте |
трогать | трогай | трогайте |
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
- Глагол класть (всегда без приставки)
- Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
- У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.
Тренировочные упражнения
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
З) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
2. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лягте на пол
2) самый красивейший
3) пара носков
4) пятисот лет
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
4. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
5. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
6. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов
2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) строгие инспектора
7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм
2) выправь текст
3) двадцать три юноши
4) старые профессора
8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яьлонь
2) свечей
3) платьев
4) блюдцев
10. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2) лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
11. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
12. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2) их тетради
3) из полутора метров материи
4) самый молодой
13. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2) пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
14. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2) вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
15. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2) съездите
3) младше
4) более моложе
Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.
Список литературы
- Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Морфологические нормы (образование форм слова)».
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой...
Ошибка в образовании формы слова. А3. ЕГЭ.
Ошибка в образовании формы слова. А3.ЕГЭ. Учебный тренажёр и проверочный тест для подготовки к экзамену....
Образование формы слова. ЕГЭ, А3.
Тест 2. Образование формы слова. ЕГЭ, А 3. ...
Грамматические ошибки в образовании форм слов.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ....
Грамматические ошибки в образовании форм слов. Тест.
Тест по теме: "Грамматические ошибки в образовании форм слов" для закрепления материала по данной теме при подготовке К ЕГЭ....
Интерактивный тест «Морфологические нормы (образование форм слова)»
Тест с вводом ответа и автоматическим выставлением оценки предназначен для промежуточного контроля за уровнем подготовки учащихся к выполнению задания 6 ЕГЭ по русскому языку «Морфологические но...
Морфологические нормы Образование форм слова - задание 7 русский язык ЕГЭ
Морфолоческие нормы . Теория...