Конспект уроков русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Цель урока русского языка - познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными уступки, со средствами связи в предложениях данного типа, повторить изученные виды придаточных, воспитывать патриотизмн на основе дидактического материала к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustupka.docx | 27.53 КБ |
pridatochnye_ustupki.pptx | 137.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект уроков русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки
Цели:
Обучающие:
- познакомить со сложноподчиненными предложениями с
придаточными уступки, со средствами связи в предложениях
данного типа, повторить изученные виды придаточных;
Развивающие:
- содействовать развитию пунктуационной зоркости, умений
определять вид придаточных
- содействовать подготовке к сдаче ГИА
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма
Оборудование:
- видеопрезентация «Сложноподчиненные предложения с при-
даточными уступки»
- карточки личного контроля
Оформление доски:
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки
Береги платье снову, а честь смолоду
Цели урока:
1.Познакомиться с придаточными уступки
2. Подготовка к ГИА
3. Воспитывать чувство гордости за героев
Союзы в придаточных уступки:
Хотя, невзирая на то что, даром что,
Несмотря на то что, сколько ни
Пускай, как ни
Ход урока
- Слово учителя.
- Дорогие ребята, добро пожаловать на урок.
Эпиграфом к нашему уроку будет пословица:
Береги платье снову, а честь смолоду.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Мы будем говорить о очень важных вещах. А заодно познакомимся еще с одним видом придаточных предложений – придаточным уступки. - Проговорите, как вы поняли цели нашего урока. ( Цели на доске до этого момента закрыты).
- Записываем в тетрадях число. Классная работа.
2. Орфографическая разминка
Во..радоваться,бе..грамотный,ни..падать,пр..морский,пр..старелый, пр..длинный,и..текший,пр..увеличить, ра..глядеть,бе..печный,ра..певать, пр..образить,пр..открытый, ра..сказывать,бе..козырка.
Дорога дин..а,стекля..ый сосуд,испуга..ый воробей, смотрел растеря..о,задача реше..а,безветре..ый день,багря..ый закат, кова..ый сундук, вяза..я кофта,гуси..ое перо, дикови..ая шкатулка, глиня..ый кувшин, сплетё..ая корзина.
3.Лингвистическая разминка.
-Расставьте ударение в словах.
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, алфавит, позвонит, облегчить, патриот.
Проверим
Кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк».
Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.
- Сделайте синтаксический анализ предложения.
- Продолжите предложение, чтобы получилось СПП с придаточным условия
Патриотом можно назвать человека …
- Подберите аргументы из жизни к сочинению на тему патриотизма
Рассказ Шолохова «Судьба человека»
4. Повторение пройденного материала
Сложноподчинённые предложения (СПП)состоят из …
Придаточное образа действия отвечает на вопрос…
Придаточное…. отвечает на вопрос зачем?
Придаточное…. связано с главным при помощи союза чем…. ,тем…
Придаточное места отвечает на вопрос…
Союзное слово в отличие от союза ….
5.Расставить знаки препинания, указать типы придаточных.
Великая Отечественная война была трудным испытанием и для солдат и для людей в тылу.
Там где было особенно трудно лошадям мы слезали с брички шли пешком.
Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?
Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребятам с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается.
Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
На доске
Не смотря на трудности и боль потерь, люди сохранили гуманность и сострадание. так главный герой рассказа Андрей Соколов смог подарить свою родительскую любовь сироте. ( вопреки чему?)
6.Новый материал ( учебник страница 91)
Проанализировать предложения
Придаточные уступительные. Просмотр видеопрезентации о придаточных уступки на РЭШ.
7. Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки
1) Домой мы вернулись благополучно, хотя …. .
2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что ….
3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно, …. .
4) В марте обычно снег тает, хотя … .
5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что ….
8. Анализ текста
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Два осиротевших человека(1) две песчинки(2)заброшенные в чужие края(3) военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать(4) что этот русский человек(5) человек несгибаемой воли(6) выдюжит (7) и около отцовского плеча вырастет тот(8) который(9) повзрослев(10) сможет все вытерпеть(11) все преодолеть на своем пути(12)если к этому позовет его Родина.
(1,2,4,5,6,8,9,10,11,12)
9 декабря – День героя Отечества – Это настоящие герои, которые способны взять на себя ответственность за жизнь и здоровье людей.
9. Выводы по уроку. Рефлексия.
- Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:
Я понял, что…
Несмотря на то что…
Несколько человек зачитывают, объясняют.
10. Отметки за урок.
Ученики сдают карточки личного контроля. Каждый ученик оценивается.
11. Домашнее задание
Написать сочинение - рассуждение на тему « Кого можно назвать патриотом?»
карточки личного контроля
задания | оценка |
2Орфографическая разминка | |
3 Лингвистическая разминка. | |
4 Повторение пройденного материала | |
5Расставить знаки препинания, указать типы придаточных. | |
7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки | |
8. Анализ текста |
карточки личного контроля
задания | оценка |
2Орфографическая разминка | |
3 Лингвистическая разминка. | |
4 Повторение пройденного материала | |
5 Расставить знаки препинания, указать типы придаточных. | |
7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки | |
8. Анализ текста |
карточки личного контроля
задания | оценка |
2Орфографическая разминка | |
3 Лингвистическая разминка. | |
4 Повторение пройденного материала | |
5 Расставить знаки препинания, указать типы придаточных. | |
7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки | |
8. Анализ текста |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лингвистическая разминка - Расставьте ударение в словах. Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, алфавит, позвонит, облегчить, патриот.
Проверь ДоговОр , столЯр , предположИть , красИвее , нАчал , началА , алфавИт , позвонИт , облегчИть , патриОт .
Патриот Кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes , что в переводе означает «земляк». Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу . - Сделайте синтаксический анализ предложения. - Продолжите предложение, чтобы получилось СПП с придаточным условия Патриотом можно назвать человека … - Подберите аргументы из жизни или художественной литературы к сочинению на тему патриотизма
Повторение Сложноподчинённые предложения ( СПП ) с остоят из … Придаточное образа действия отвечает на вопрос… Придаточное…. отвечает на вопрос зачем? Придаточное…. связано с главным при помощи союза чем…. ,тем… Придаточное места отвечает на вопрос… Союзное слово в отличие от союза ….
Проверь Сложноподчинённые предложения (СПП) состоят из главного и придаточного Придаточное образа действия отвечает на вопросы: как? каким образом? Придаточное причины отвечает на вопрос зачем? Придаточное сравнения связано с главным при помощи союза чем…. ,тем… Придаточное места отвечает на вопрос где? Союзное слово в отличие от союза тем, что с оюзное слово является членом предложения, а союз нет.
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Там где было особенно трудно лошадям мы слезали с брички шли пешком.
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребятам с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается.
Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
Придаточные уступки
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки «содержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части предложения» ( Н.С.Валгина ) .
Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки 1) Домой мы вернулись благополучно, хотя …. . 2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что …. 3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно, …. . 4) В марте обычно снег тает, хотя … . 5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что ….
Укажите цифры, на месте которых ставится запятая Два осиротевших человека(1) две песчинки(2)заброшенные в чужие края(3) военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать(4) что этот русский человек(5) человек несгибаемой воли(6) выдюжит (7) и около отцовского плеча вырастет тот(8) который(9) повзрослев(10) сможет все вытерпеть(11) все преодолеть на своем пути(12)если к этому позовет его Родина.
Проверьте Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Рефлексия - Каково лексическое значение придаточных уступки? - Какие союзы употребляются в этих придаточных? - К каким предложениям по смыслу близки СПП с придаточным уступки?
Домашняя работа Написать сочинение - рассуждение на тему « Кого можно назвать патриотом?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...
Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Дата проведения урока 6 декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...
Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"
Конспект урока в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"...
Урок русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки"
В файле содержится презентация и конспект урока русского языка в 9 классе, основанный на романе М.Е.Салтыкова -Щедрина "Господа Головлёвы". Автор -учительМБОУ "Школа №44" г.Рязани ...
Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"
quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...