Презентация к уроку русского языка. Тема "Синонимы".
презентация к уроку по русскому языку

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Слайд 2

- Таня, каким тебе запомнился Герасим? - Хорошим. - Что ты можешь сказать о его собачке? - Она тоже хорошая. - А повесть в целом тебе понравилась? - Да, хорошая.

Слайд 3

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.

Слайд 4

Подберите к словам синонимы: бегемот , глаза , петух , красивый , бежать , метель .

Слайд 5

Группа 1 – «большой», группа 2 – «упасть », группа 3 – «Родина».

Слайд 6

Спишите. Подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к предмету, действию или признаку. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Составьте предложение с однородными членами, соединенными союзом а , используя любые 2 синонима . Разговор , болтовня; высокий , д.. лговязый ; глаза , очи.

Слайд 7

Подберите по смыслу подходящие сказуемые-синонимы и достройте предложения. Человек на лошади – это … Предмет для измерения температуры – это … Почему в предложениях есть тире?

Слайд 8

Найдите синонимы к слову «смотреть ». На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду и, казалось, созерцала что-то. Всё лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников, которые лениво глазели у ворот.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 6 классе
Тема: «Синонимы»

Тип урока: повторение изученного.

Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, полученных в 5 классе.

Задачи

обучающие:

- научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие:

- развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:

- воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Задачи:

- вспомнить понятие «синоним»;

- подбирать синонимы к предложенным словам;

- находить синонимы в тексте.

Краткое учебное содержание: урок проводится по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, подготовлена презентация и раздаточный материал. Занятие состоит из семи этапов: организационный; проверка домашнего задания; этап проблематизации, актуализации, мотивации; применение знаний и умений в новой ситуации; обобщение и систематизация знаний; домашнее задание; рефлексия. Каждый этап имеет свои УУД. Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные 

Расширить понятийную базу о лексике русского языка; вспомнить определение синонимов; уметь распознавать синонимы в текстах; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения; знать об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи.

Метапредметные

Познавательные

Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения.

Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах; использовать смысловое чтение для извлечения информации из одного источника с учётом поставленной цели.

Регулятивные

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей.

Самоконтроль: владение речевым самоконтролем; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации.

Коммуникативные

Общение: выражать свою точку зрения в устной монологической речи; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; публично представлять результаты проведённого языкового анализа.

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Личностные

Стремление к  взаимопониманию и взаимопомощи; проявление интереса к познанию русского языка; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в  условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Организационная структура урока

Этапы урока

Учебное содержание и задания

Виды организации учебной деятельности

УУД

I. Организационный этап

Вступительное слово. Учащиеся слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы изучали тему «Лексика». Что такое лексика? (Словарный состав языка, лексический состав). Каждый из вас должен был, пользуясь толковым словарем, выписать по 5 однозначных и многозначных слов. (Учащиеся читают из тетради, какие слова она выписали)

Фронтальная.

Познавательные

Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение

Регулятивные

Самоконтроль: владение речевым самоконтролем; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

Коммуникативные

Общение: выражать свою точку зрения в устной монологической речи.

III. «Проблематизация, актуализация, мотивация»

Посмотрите на экран. (Слайд 2) Представьте, что это вы разговариваете с девочкой из вашей школы:

- Таня, каким тебе запомнился Герасим?

- Хорошим.

- Что ты можешь сказать о его собачке?

- Она тоже хорошая.

- А повесть в целом тебе понравилась?

- Да, хорошая.

Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразные, речь бедна, похоже, что у девочки не развита речь.)

Что же нужно, чтобы избежать однообразных ответов, не повторять одно и то же слово? (Надо использовать синонимы).

Правильно. Синонимы мы уже изучали в 5 классе. Сегодня мы вспомним и повторим изученное вами ранее по этой теме.

В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, одно и то же явление, действие.

(Слайд 3) Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.

Фронтальная.

Познавательные

Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение.

Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах.

Регулятивные

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой)

Коммуникативные

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

(Слайд 4) Подберите к словам синонимы: бегемот, глаза, петух, красивый, бежать, метель.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе учитель называет слово, к которому нужно подобрать синонимы. (Слайд 5) Группа 1 – «большой», группа 2 – «упасть», группа 3 – «уходите», 4 группа – «Родина». Составить по одному предложению, включив в него синоним. Один ученик из каждой группы озвучивает результат работы.

(Слайд 6). Спишите. Подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к предмету, действию или признаку. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Составьте предложение с однородными членами, соединенными союзом а, используя любые 2 синонима. Разговор, болтовня; высокий, д..лговязый; глаза, очи; перегнать, обскакать; медленный, ч..репаший.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Познавательные

Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения.

Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах.

Регулятивные

Самоорганизация: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Самоконтроль: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам

Коммуникативные

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Физкультминутка

Всем размяться нам пора,

Приготовьтесь, детвора!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два…

Выше, выше голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Фронтальная.

V. Обобщение и систематизация знаний

(Слайд 7) Подберите по смыслу подходящие сказуемые-синонимы и достройте предложения. Человек на лошади – это … (всадник, наездник). Предмет для измерения температуры – это … (градусник, термометр). Почему в предложениях есть тире?

(Слайд 8) Найдите синонимы к слову «смотреть». На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду и, казалось, созерцала что-то. Всё лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников, которые лениво глазели у ворот.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные

Работа с информацией: использовать смысловое чтение для извлечения информации из одного источника с учётом поставленной цели.

Регулятивные

Самоконтроль: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.

Коммуникативные

Общение: в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.

VI. Домашнее задание

Дифференцированное.

1. Спишите, выбирая один из данных в скобках синонимов. Поставьте недостающие знаки препинания в третьем предложении.

Скворёнушка – (небольшая, миниатюрная) лесная река. Она (протекает, пробирае..ся) по дну глубокого оврага. (Зной, жара) стоит на земле высыхают зеленые травы (прячет..ся, хоронит..ся) от (жары, зноя) всё живое, а у Скворёнушки в овраге прохлада. Зелени разной, и цветам, и малиннику – всему (беспрепятственно, привольно) расти возле Скворёнушки.

2. Подобрать синонимы к словам: проходят, храбрый, страшиться, красный, сторожит.

Познавательные

Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Регулятивные

Самоорганизация:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей.

Коммуникативные

Общение: публично представлять результаты проведённого языкового анализа.

VII. Рефлексия

Чем урок был для вас полезен? Какие трудности у вас возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Раньше я думал, что… Теперь я думаю, что…

Фронтальная.

Познавательные

Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения.

Регулятивные

Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации.

Коммуникативные

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

Проверочная работа «Синонимы»

1 вариант

1. Замените данные словосочетания одним словом

1.Внутренняя сторона кисти руки - ...

2.Изображение человека на картине  - ...

3.Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...

4.Тот, кто работает в шахте - ...  

5.Место на реке, где её можно перейти - ...  

6.Асфальтированная дорога - ...

2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки. 

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. Выпиши третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов.

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

4. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

5. Расположите синонимы по убывающей степени  признака.

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

6.  Подберите синонимы к данному слову. 

Смешной-                     Метель-

Буря-                             Несчастье-

Дождь-

7. Замените имена прилагательные синонимами.

1.правильный ответ -  

2.бесстрашный летчик -

3.занимательный рассказ -

8* Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

1.Смелый человек - …

2.Тихая погода - …

3.Жестокий враг - …

4.Добродушный смех –

5.Ясное небо - …

6.Напрасный труд - …

7.Непонятливый человек –

8.Тихие шаги - …

Проверочная работа «Синонимы»

2 вариант

1. Замените данные словосочетания одним словом

1.Внутренняя сторона кисти руки - ...

2.Изображение человека на картине  - ...

3.Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...

4.Тот, кто работает в шахте - ...  

5.Место на реке, где её можно перейти - ...  

6.Асфальтированная дорога - ...

2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки. 

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. Выпиши третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов.

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

4. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

5. Расположите синонимы по убывающей степени  признака.

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

6.  Подберите синонимы к данному слову. 

Смешной-                     Метель-

Буря-                             Несчастье-

Дождь-

7. Замените имена прилагательные синонимами.

1.правильный ответ -  

2.бесстрашный летчик -

3.занимательный рассказ -

8* Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

1.Смелый человек - …

2.Тихая погода - …

3.Жестокий враг - …

4.Добродушный смех –

5.Ясное небо - …

6.Напрасный труд - …

7.Непонятливый человек –

8.Тихие шаги - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"

Материалы презентации будут полезны при  закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....