Презентация к уроку русского языка. Тема "Синонимы".
презентация к уроку по русскому языку
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку русского языка по теме "Синонимы" | 145.17 КБ |
Техкарта к уроку "Синонимы" | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Таня, каким тебе запомнился Герасим? - Хорошим. - Что ты можешь сказать о его собачке? - Она тоже хорошая. - А повесть в целом тебе понравилась? - Да, хорошая.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской.
Подберите к словам синонимы: бегемот , глаза , петух , красивый , бежать , метель .
Группа 1 – «большой», группа 2 – «упасть », группа 3 – «Родина».
Спишите. Подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к предмету, действию или признаку. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Составьте предложение с однородными членами, соединенными союзом а , используя любые 2 синонима . Разговор , болтовня; высокий , д.. лговязый ; глаза , очи.
Подберите по смыслу подходящие сказуемые-синонимы и достройте предложения. Человек на лошади – это … Предмет для измерения температуры – это … Почему в предложениях есть тире?
Найдите синонимы к слову «смотреть ». На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду и, казалось, созерцала что-то. Всё лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников, которые лениво глазели у ворот.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 6 классе
Тема: «Синонимы»
Тип урока: повторение изученного.
Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, полученных в 5 классе.
Задачи
обучающие:
- научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
развивающие:
- развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Задачи:
- вспомнить понятие «синоним»;
- подбирать синонимы к предложенным словам;
- находить синонимы в тексте.
Краткое учебное содержание: урок проводится по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, подготовлена презентация и раздаточный материал. Занятие состоит из семи этапов: организационный; проверка домашнего задания; этап проблематизации, актуализации, мотивации; применение знаний и умений в новой ситуации; обобщение и систематизация знаний; домашнее задание; рефлексия. Каждый этап имеет свои УУД. Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные
Расширить понятийную базу о лексике русского языка; вспомнить определение синонимов; уметь распознавать синонимы в текстах; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения; знать об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи.
Метапредметные
Познавательные
Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения.
Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах; использовать смысловое чтение для извлечения информации из одного источника с учётом поставленной цели.
Регулятивные
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей.
Самоконтроль: владение речевым самоконтролем; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации.
Коммуникативные
Общение: выражать свою точку зрения в устной монологической речи; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; публично представлять результаты проведённого языкового анализа.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Личностные
Стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; проявление интереса к познанию русского языка; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Организационная структура урока
Этапы урока | Учебное содержание и задания | Виды организации учебной деятельности | УУД |
I. Организационный этап | Вступительное слово. Учащиеся слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | ||
II. Проверка домашнего задания | На прошлом уроке мы изучали тему «Лексика». Что такое лексика? (Словарный состав языка, лексический состав). Каждый из вас должен был, пользуясь толковым словарем, выписать по 5 однозначных и многозначных слов. (Учащиеся читают из тетради, какие слова она выписали) | Фронтальная. | Познавательные Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение Регулятивные Самоконтроль: владение речевым самоконтролем; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Коммуникативные Общение: выражать свою точку зрения в устной монологической речи. |
III. «Проблематизация, актуализация, мотивация» | Посмотрите на экран. (Слайд 2) Представьте, что это вы разговариваете с девочкой из вашей школы: - Таня, каким тебе запомнился Герасим? - Хорошим. - Что ты можешь сказать о его собачке? - Она тоже хорошая. - А повесть в целом тебе понравилась? - Да, хорошая. Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразные, речь бедна, похоже, что у девочки не развита речь.) Что же нужно, чтобы избежать однообразных ответов, не повторять одно и то же слово? (Надо использовать синонимы). Правильно. Синонимы мы уже изучали в 5 классе. Сегодня мы вспомним и повторим изученное вами ранее по этой теме. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, одно и то же явление, действие. (Слайд 3) Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской. | Фронтальная. | Познавательные Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение. Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах. Регулятивные Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой) Коммуникативные Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации | (Слайд 4) Подберите к словам синонимы: бегемот, глаза, петух, красивый, бежать, метель. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе учитель называет слово, к которому нужно подобрать синонимы. (Слайд 5) Группа 1 – «большой», группа 2 – «упасть», группа 3 – «уходите», 4 группа – «Родина». Составить по одному предложению, включив в него синоним. Один ученик из каждой группы озвучивает результат работы. (Слайд 6). Спишите. Подчеркните синонимы, которые выражают наше отношение к предмету, действию или признаку. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Составьте предложение с однородными членами, соединенными союзом а, используя любые 2 синонима. Разговор, болтовня; высокий, д..лговязый; глаза, очи; перегнать, обскакать; медленный, ч..репаший. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Познавательные Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения. Работа с информацией: анализировать информацию, представленную в текстах. Регулятивные Самоорганизация: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Самоконтроль: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам Коммуникативные Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. |
Физкультминутка | Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. | Фронтальная. | |
V. Обобщение и систематизация знаний | (Слайд 7) Подберите по смыслу подходящие сказуемые-синонимы и достройте предложения. Человек на лошади – это … (всадник, наездник). Предмет для измерения температуры – это … (градусник, термометр). Почему в предложениях есть тире? (Слайд 8) Найдите синонимы к слову «смотреть». На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду и, казалось, созерцала что-то. Всё лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные Работа с информацией: использовать смысловое чтение для извлечения информации из одного источника с учётом поставленной цели. Регулятивные Самоконтроль: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Коммуникативные Общение: в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения. |
VI. Домашнее задание | Дифференцированное. 1. Спишите, выбирая один из данных в скобках синонимов. Поставьте недостающие знаки препинания в третьем предложении. Скворёнушка – (небольшая, миниатюрная) лесная река. Она (протекает, пробирае..ся) по дну глубокого оврага. (Зной, жара) стоит на земле высыхают зеленые травы (прячет..ся, хоронит..ся) от (жары, зноя) всё живое, а у Скворёнушки в овраге прохлада. Зелени разной, и цветам, и малиннику – всему (беспрепятственно, привольно) расти возле Скворёнушки. 2. Подобрать синонимы к словам: проходят, храбрый, страшиться, красный, сторожит. | Познавательные Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. Регулятивные Самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Коммуникативные Общение: публично представлять результаты проведённого языкового анализа. | |
VII. Рефлексия | Чем урок был для вас полезен? Какие трудности у вас возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали? Раньше я думал, что… Теперь я думаю, что… | Фронтальная. | Познавательные Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения. Регулятивные Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации. Коммуникативные Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи. |
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
Проверочная работа «Синонимы» 1 вариант 1. Замените данные словосочетания одним словом 1.Внутренняя сторона кисти руки - ... 2.Изображение человека на картине - ... 3.Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... 4.Тот, кто работает в шахте - ... 5.Место на реке, где её можно перейти - ... 6.Асфальтированная дорога - ... 2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки. Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит. 3. Выпиши третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов. а) огонь, осень, пламя; б) алфавит, чистописание, азбука; в) шалун, конница, кавалерия; г) бросать, кидать, прыгать; д) буран, дождь, пурга. 4. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка». Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель. 5. Расположите синонимы по убывающей степени признака. Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный. 6. Подберите синонимы к данному слову. Смешной- Метель- Буря- Несчастье- Дождь- 7. Замените имена прилагательные синонимами. 1.правильный ответ - 2.бесстрашный летчик - 3.занимательный рассказ - 8* Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-. 1.Смелый человек - … 2.Тихая погода - … 3.Жестокий враг - … 4.Добродушный смех – 5.Ясное небо - … 6.Напрасный труд - … 7.Непонятливый человек – 8.Тихие шаги - … | Проверочная работа «Синонимы» 2 вариант 1. Замените данные словосочетания одним словом 1.Внутренняя сторона кисти руки - ... 2.Изображение человека на картине - ... 3.Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... 4.Тот, кто работает в шахте - ... 5.Место на реке, где её можно перейти - ... 6.Асфальтированная дорога - ... 2. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки. Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит. 3. Выпиши третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов. а) огонь, осень, пламя; б) алфавит, чистописание, азбука; в) шалун, конница, кавалерия; г) бросать, кидать, прыгать; д) буран, дождь, пурга. 4. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка». Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель. 5. Расположите синонимы по убывающей степени признака. Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный. 6. Подберите синонимы к данному слову. Смешной- Метель- Буря- Несчастье- Дождь- 7. Замените имена прилагательные синонимами. 1.правильный ответ - 2.бесстрашный летчик - 3.занимательный рассказ - 8* Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-. 1.Смелый человек - … 2.Тихая погода - … 3.Жестокий враг - … 4.Добродушный смех – 5.Ясное небо - … 6.Напрасный труд - … 7.Непонятливый человек – 8.Тихие шаги - … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....