Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (7, 8 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку 7-8 класс (школьный тур). Разработка содержит подробное объяснение решения, что значительно упрощает проверку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya._resheniya_7-8_klass._russkiy_yazyk_2016.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный тур по русскому языку

2016-2017 учебный год

7-8 класс

Задания

  1. В сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» действуют четыре волшебницы: Стелла, Бастинда, Виллина и Гингема. Две из них добрые, две — злые. Определите, как зовут тех и других. Почему автор дал своим персонажам такие имена? Какие лингвистические основания обусловили этот выбор?

  1. Следующие слова образуют тематическую группу, но одно слово выпадает из общего ряда. Какое и почему?

Груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва.

  1. Какое из следующих слов по своей словообразовательной истории выпадает из общего ряда?

Книжка, коврижка, бумажка, бражка, фляжка, дужка, лачужка, шпажка. Дайте объяснение.

  1. (Задача не только на знание русского языка, но и на общую эрудицию) Найдите в каждом случае третье слово, которое послужило бы смысловым соединительным звеном между двумя другими словами:

колено — — чай

паровоз — — футбол

циркуль — — туфелька

гусеница — — башня

карьер — — грива

  1. Определите грамматические значения выделенных словоформ (их род, число, падеж). Что вам позволяет сделать это?

Такси подождало 10 минут и уехало.

Водители такси любят обедать в этой столовой.

Таня забыла в такси перчатки.

Было уже поздно, и гости разъезжались на такси.

  1. Местоимения все и никто — антонимы. А можете ли вы представить себе речевую       ситуацию, в которой они оказались бы синонимичными? Придумайте такие высказывания.

  1. Дана искусственная фраза: Ртом ребенка говорит правда. Переведите её на старославянский язык.

  1. Вставьте недостающие слова в пословицы.

Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только ________. ________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ - знак согласия. Привычка – вторая ________.

      9. Найдите спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?

б) Витя, не надо краба ртом трогать.

Школьный тур по русскому языку

2016-2017 учебный год

7-8 класс

Решения:

  1. Добрых волшебниц в сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» зовут Стелла и Виллина, а злых — Бастинда и Гингема. Выбор таких имен, конечно, не случаен, он обусловлен прежде всего законами звукосимволизма. Одни звуки для человека кажутся приятными и безопасными (например, [л] или [л’]), другие, наоборот, — неприятными и страшными (например, сочетания [нд] и [нг]). Кроме того, каждое из этих имен ассоциируется с какими-то реальными русскими словами — именами собственными или нарицательными. Скажем, Стелла соответствует действительно существующему женскому имени (по-латински stella значит ‘звезда’), Виллина напоминает имена Вилен, Милена, Полина и т.п. Зато Бастинда напоминает слова Бастилия, бестия, а Гингема — гангрена, гиена, геена (огненная).

Баллы: по 1 баллу за каждое имя; 4 балла – объяснение. Итого – 8 баллов.

  1. Все перечисленные в задаче слова — груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва — обозначают плод некоторого дерева. Но все они, кроме слова яблоко, обозначают также и само дерево: (ср.: груши растут на груше, а яблоки — на яблоне.) Следовательно, слово яблоко и выпадает из общего ряда.

Баллы: 1 балл за правильный ответ; 2 балла – объяснение. Итого – 3 балла.

  1. Из общего ряда выпадает слово фляжка. Все остальные слова с уменьшительным значением образованы присоединением суффикса -к- к основе, оканчивающейся на согласный [г]; при этом последний чередуется с [ж]: книга — книжка, коврига — коврижка, бумага — бумажка, брага — бражка, дуга — дужка, лачуга — лачужка, шпага — шпажка. А фляжка было заимствовано в русский язык из польского (flaszka), и уже потом от этого слова способом обратного словообразования было образовано существительное фляга.

Баллы: 1 балл за правильный ответ; 2 балла – объяснение. Итого – 3 балла.

  1. Среднее звено соединяет по смыслу крайние слова, казалось бы, друг с другом не связанные:

колено — ЧАШЕЧКА — чай

паровоз — ЛОКОМОТИВ — футбол

циркуль — НОЖКА — туфелька

гусеница — ТАНК — башня

карьер — ЛОШАДЬ — грива

Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 5 баллов.

  1. Слово такси в русском языке — неизменяемое, поэтому о грамматических значениях выделенных словоформ мы можем судить только по их «соседям» (окружению). Так, в примере Такси подождало 10 минут и уехало выделенная словоформа имеет значения среднего рода и единственного числа — об этом мы судим по согласованию со словоформой уехало. На том же основании мы отводим здесь словоформе такси роль подлежащего и, соответственно, значение именительного падежа. В примере: Водители такси любят обедать в этой столовой словоформа такси имеет значение родительного падежа и множественного числа (об этом говорит ее «хозяин» — словоформа водители).

В примере Таня забыла в такси перчатки значение выделенной словоформы единственное число и предложный падеж, указывающий на место события. В примере Было уже поздно, и гости разъезжались на такси выделенная словоформа стоит в предложном падеже (ездить на чем?) и множественном числе

(о чем свидетельствует множественное число словоформ гости и разъезжались).

Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Объяснение – по 1 баллу. Итого – 8 баллов.

  1. Единственно возможная ситуация, в которой местоимения все и никто оказываются контекстуальными синонимами, — это при сказуемом с отрицанием, ср.: Никто не пришел на вечер и Все (дружно) не пришли на вечер.

Баллы: по 2 балла за правильный ответ. Итого – 4 балла.

  1. Устами младенца глаголет истина: все слова в ней являются старославянизмами.

Баллы: 4 балла за правильный ответ. Итого – 4 балла.

  1. Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Баснями. Молчанье. Натура.

Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 8 баллов.

  1. Маршак, Барто.

Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 2 балла.

Всего баллов: 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...