Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (7, 8 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку 7-8 класс (школьный тур). Разработка содержит подробное объяснение решения, что значительно упрощает проверку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya._resheniya_7-8_klass._russkiy_yazyk_2016.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный тур по русскому языку
2016-2017 учебный год
7-8 класс
Задания
- В сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» действуют четыре волшебницы: Стелла, Бастинда, Виллина и Гингема. Две из них добрые, две — злые. Определите, как зовут тех и других. Почему автор дал своим персонажам такие имена? Какие лингвистические основания обусловили этот выбор?
- Следующие слова образуют тематическую группу, но одно слово выпадает из общего ряда. Какое и почему?
Груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва.
- Какое из следующих слов по своей словообразовательной истории выпадает из общего ряда?
Книжка, коврижка, бумажка, бражка, фляжка, дужка, лачужка, шпажка. Дайте объяснение.
- (Задача не только на знание русского языка, но и на общую эрудицию) Найдите в каждом случае третье слово, которое послужило бы смысловым соединительным звеном между двумя другими словами:
колено — — чай
паровоз — — футбол
циркуль — — туфелька
гусеница — — башня
карьер — — грива
- Определите грамматические значения выделенных словоформ (их род, число, падеж). Что вам позволяет сделать это?
Такси подождало 10 минут и уехало.
Водители такси любят обедать в этой столовой.
Таня забыла в такси перчатки.
Было уже поздно, и гости разъезжались на такси.
- Местоимения все и никто — антонимы. А можете ли вы представить себе речевую ситуацию, в которой они оказались бы синонимичными? Придумайте такие высказывания.
- Дана искусственная фраза: Ртом ребенка говорит правда. Переведите её на старославянский язык.
- Вставьте недостающие слова в пословицы.
Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только ________. ________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ - знак согласия. Привычка – вторая ________.
9. Найдите спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
Школьный тур по русскому языку
2016-2017 учебный год
7-8 класс
Решения:
- Добрых волшебниц в сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» зовут Стелла и Виллина, а злых — Бастинда и Гингема. Выбор таких имен, конечно, не случаен, он обусловлен прежде всего законами звукосимволизма. Одни звуки для человека кажутся приятными и безопасными (например, [л] или [л’]), другие, наоборот, — неприятными и страшными (например, сочетания [нд] и [нг]). Кроме того, каждое из этих имен ассоциируется с какими-то реальными русскими словами — именами собственными или нарицательными. Скажем, Стелла соответствует действительно существующему женскому имени (по-латински stella значит ‘звезда’), Виллина напоминает имена Вилен, Милена, Полина и т.п. Зато Бастинда напоминает слова Бастилия, бестия, а Гингема — гангрена, гиена, геена (огненная).
Баллы: по 1 баллу за каждое имя; 4 балла – объяснение. Итого – 8 баллов.
- Все перечисленные в задаче слова — груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва — обозначают плод некоторого дерева. Но все они, кроме слова яблоко, обозначают также и само дерево: (ср.: груши растут на груше, а яблоки — на яблоне.) Следовательно, слово яблоко и выпадает из общего ряда.
Баллы: 1 балл за правильный ответ; 2 балла – объяснение. Итого – 3 балла.
- Из общего ряда выпадает слово фляжка. Все остальные слова с уменьшительным значением образованы присоединением суффикса -к- к основе, оканчивающейся на согласный [г]; при этом последний чередуется с [ж]: книга — книжка, коврига — коврижка, бумага — бумажка, брага — бражка, дуга — дужка, лачуга — лачужка, шпага — шпажка. А фляжка было заимствовано в русский язык из польского (flaszka), и уже потом от этого слова способом обратного словообразования было образовано существительное фляга.
Баллы: 1 балл за правильный ответ; 2 балла – объяснение. Итого – 3 балла.
- Среднее звено соединяет по смыслу крайние слова, казалось бы, друг с другом не связанные:
колено — ЧАШЕЧКА — чай
паровоз — ЛОКОМОТИВ — футбол
циркуль — НОЖКА — туфелька
гусеница — ТАНК — башня
карьер — ЛОШАДЬ — грива
Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 5 баллов.
- Слово такси в русском языке — неизменяемое, поэтому о грамматических значениях выделенных словоформ мы можем судить только по их «соседям» (окружению). Так, в примере Такси подождало 10 минут и уехало выделенная словоформа имеет значения среднего рода и единственного числа — об этом мы судим по согласованию со словоформой уехало. На том же основании мы отводим здесь словоформе такси роль подлежащего и, соответственно, значение именительного падежа. В примере: Водители такси любят обедать в этой столовой словоформа такси имеет значение родительного падежа и множественного числа (об этом говорит ее «хозяин» — словоформа водители).
В примере Таня забыла в такси перчатки значение выделенной словоформы — единственное число и предложный падеж, указывающий на место события. В примере Было уже поздно, и гости разъезжались на такси выделенная словоформа стоит в предложном падеже (ездить на чем?) и множественном числе
(о чем свидетельствует множественное число словоформ гости и разъезжались).
Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Объяснение – по 1 баллу. Итого – 8 баллов.
- Единственно возможная ситуация, в которой местоимения все и никто оказываются контекстуальными синонимами, — это при сказуемом с отрицанием, ср.: Никто не пришел на вечер и Все (дружно) не пришли на вечер.
Баллы: по 2 балла за правильный ответ. Итого – 4 балла.
- Устами младенца глаголет истина: все слова в ней являются старославянизмами.
Баллы: 4 балла за правильный ответ. Итого – 4 балла.
- Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Баснями. Молчанье. Натура.
Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 8 баллов.
- Маршак, Барто.
Баллы: по 1 баллу за правильный ответ. Итого – 2 балла.
Всего баллов: 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
олимпиадные задания по русскому языку
Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...