Урок русского языка в 5 классе "Разряды имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

На уроке ФГОС третьего покорления ребята знакомятся с  разрядами имен прилагательных, их отличительными признаками, решают задание 5 ОГЭ по изученным орфограммам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx624.89 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разряды имен прилагательных

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
  • уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • строить рассуждение;
  • приводить примеры в качестве доказательства;

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • выдвигать версии решений;
  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сотрудничать в группе и в паре;
  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться,задавать вопросы по теме;
  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное , осознанное отношение к учению;
  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.    Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.  

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (на доске)

Послушайте стихотворение Елены Мельниковой-Кравченко и ответьте на вопрос: О какой части речи оно?

Очень любознательное

Слово привлекательное.

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны

  1. Работа с кластером «Имя прилагательное»: Слайд 1 - 3

а) – Что называется именем прилагательным? (Прилагательное-это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей? Каков?)

б) — Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета и принадлежность предмета)

в)– Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по падежам(кроме кратких прилагательных), по числам, по родам(только в единственном числе).

г)-  Как правильно определить род, число, падеж имен прилагательных? (Падеж, число, род прилагательного зависит от падежа, рода и числа имени существительного, с которым оно связано. Они совпадают).  

д) – Какова синтаксическая роль имен прилагательных? (В предложении имена прилагательные могут быть определением и сказуемым, если оно употреблено в краткой форме

  1. Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных.  Слайд 4.

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

- Что еще мы можем определить у прилагательных? Чему научились на прошлом уроке? (Определять разряд имен прилагательных)

- Определите разряд прилагательных и назовите основные признаки

Ученик: К разряду качественных относятся прилагательные, обозначающие переменный признак предмета. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: глубокий – глубок, могут сочетаться с наречием очень – очень глубокий, могут иметь антоним с приставкой НЕ- - неглубокий. Слайд 5.

Ученик: К разряду относительных относятся прилагательные, обозначающие постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень. Значения относительных прилагательных: материал – глиняный кувшин, время – зимний день, место – горная река, действие – плавательный бассейн.  Относительное прилагательное СНЕЖНЫМ обозначает материал. Слайд 6.

Ученик: К разряду притяжательных прилагательных относятся прилагательные, обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень, но отличается от других разрядов вопросом: НОРКУ (чью?) БАРСУЧЬЮ. Слайд 7.

4.  Проблемное задание

Определите разряд прилагательных в следующих словосочетаниях

Заячья нора, заячья шапка, заячья душа

Правило: Прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.

Заячья нора - притяжательное (нора зайца)

Заячья шапка - относительное (материал, из которого сделана шапка)

Заячья душа - качественное (так говорят о трусливом человеке)

  1. Работа в группе (по 4 человека) карточки + слайд

Задание: определить разряд имен прилагательных, опираясь на правило

Медвежья шуба

     медвежья  походка

             медвежья пасть

лисья  речь

        лисья нора

             лисий  воротник

волчий вой

        волчий  тулуп

             волчий  взгляд

собачья конура          собачий холод                            собачья преданность      

Беличьи запасы         беличий воротник

Гусиная походка       гусиное перо

Проверь себя (слайд)

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные        прилагательные

медвежья (неуклюжая) походка

медвежья (на меху медведя) шуба

медвежья пасть

лисья (хитрая) речь

лисий (из меха лисы) воротник

лисья нора

волчий (злой) взгляд

волчий (из меха волка) тулуп

волчий вой

собачья преданность (верный)

собачий холод (сильный)    

собачья конура

беличий воротник

беличьи запасы

Гусиная походка (косолапая)            

гусиное перо

  1. Физкультминутка (слайд)

А теперь немного отдохнем. Давайте поднимемся. Я буду показывать вам прилагательные разных разрядов, а вы, если это будет качественное прилагательное, хлопните в ладоши, если относительное – поднимите руки вверх, а если притяжательное – присесть на корточки.

Веселые ребята (кач.), лебяжий пух (прит.), огромная вселенная (кач.), водяные брызги (отн.), рыбий жир (прит.), звериные тропы (отн.), трудное путешествие (кач.),  стальные двери (отн.), птичьи гнезда (прит.), жемчужные украшения (отн.), прибрежные скалы (отн.), золотой характер (кач.), медвежье ухо (прит.), белые лебеди (кач.), волчий вой (прит.), верблюжья шерсть (прит.), глухой лес (кач.), стальной нож (отн.)

7. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд.

Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

  1. Творческая работа

Развитие творческих способностей.

- Посмотрите на постер «Зимний пейзаж» и назовите прилагательные.

- Используя названные прилагательные разных разрядов, составьте несколько предложений, так, чтобы получился связный текст по теме «Зимний день». Прочитать тексты.

У прилагательных определите разряд.

9. Задание из ОГЭ

Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов

  1. СЕСТРИЦЫНА (косынка) –  относительное прилагательное.
  2. ЧЕРНЫЙ – в корне слова после шипящего согласного пишется буква Ё, так как можно подобрать однокоренное слово с буквой Е.
  3. ЗДЕШНИЙ — в приставке перед буквой, обозначающий звонкий согласный, пишется буква З.
  4. ЦЫГАНСКИЙ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
  5. БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ – после исконно русской приставки, оканчивающийся на согласный, пишется буква Ы.

10. Рефлексия

Итак, сегодня мы повторили тему «Разряды имен прилагательных», а теперь оцените свои знания по 3-х бальной шкале с помощью смайликов:

«5» -  знаю разряды имен прилагательных и ошибок в их определении НЕ ДЕЛАЮ.

«4» - я иногда затрудняюсь в определении разряда имён прилагательных и допускаю ошибки

«3» - я часто затрудняюсь в определении разряда имён прилагательных

11. Домашнее задание

1. Вспомните названия произведений, содержащие прилагательные, сгруппируйте прилагательные по разрядам. (15-20 слов)

2. Выполнить задание по карточкам

Текст №1 (только относительные)

Песцов называют---------------- лисицами. Зимой они кочуют. Они идут вдоль ------------- побережий на юг к Ледовитому океану. Песцы – хищники. Их добыча ----------- животные.

Слова для справок: морские, лягушачьи, полярный, северный, голодный.

Текст №2 (только притяжательные)

Построил бобер у ручья плотину. Разлился пруд. Завелись в нем рыбки. На берегу появились ------------ гнезда. Радостно зазвучало ------------- щебетанье и -------------- кваканье. Молодец, бобер!

Слова для справок: птичий, полярный, ласточкин, обычный, утиный, лягушачий.

Текст №3 (только качественные)

------------ пища тигра – олени и кабаны. Но тигр ест даже орехи. Это очень ----------- зверь. Он подражает голосу оленя и может заманить его. Тигры способны переплыть ------------- реки.

Слова для справок: обычный, утиный, голодный, лягушачий, хитрый, большие.

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

1. Поспевает брусника,

Стали дни х…лоднее,

И от птич…его крика

В сер…це стало грус…нее.

(К. Д. Бальмонт «Осень»)

2. Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

(И. А. Бунин «Первый снег»)

3. Под г…лубыми небесами

В…ликолепными коврами,

Бл…стя на солнце, снег лежит.

Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

ч

- Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они  путём повтора образуют сложные прилагательные).

V. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

1)   Буквенный диктант (усложнённый вариант)

1) Я заглянул в бабушкину горницу.  2) На кухне горела керосиновая лампа.  3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет.   4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать?  7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.

Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)

 1   2    3    4           5     6      7            8     9

 П  О   П   О      П    П      О     К     К

2).Индивидуальная работа по карточке (облегчённый вариант)

Укажите разряд имён прилагательных.

Душистый цветок, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог,

причудливый рисунок, лесной массив, деревянный  дом, отцов дом, мамино

пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

«Четвёртый лишний» (устно) (слайд)

 - Найдите четвёртое лишнее слово и объясните почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв - притяжательное;

Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор - качественное;

Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;

Оловянный солдатик, собачья будка - притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

согласуется изменяется имеет

Слайд 2

согласуется изменяется имеет

Слайд 3

Проверим по эталону

Слайд 4

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

Слайд 5

глубокий

Слайд 6

снежный

Слайд 8

Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные медвежья (неуклюжая) походка медвежья (на меху медведя) шуба медвежья пасть лисья (хитрая) речь лисий (из меха лисы) воротник лисья нора волчий (злой) взгляд волчий (из меха волка) тулуп волчий вой собачья преданность (верный) собачий холод (сильный) собачья конура беличий воротник беличьи запасы Гусиная походка (косолапая) гусиное перо Нет ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 и более - «2»

Слайд 9

качественные относительные притяжательные

Слайд 10

ОГЭ Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов СЕСТРИЦЫНА (косынка) – относительное прилагательное. ЧЕРНЫЙ – в корне слова после шипящего согласного пишется буква Ё, так как можно подобрать однокоренное слово с буквой Е. ЗДЕШНИЙ — в приставке перед буквой, обозначающий звонкий согласный, пишется буква З. ЦЫГАНСКИЙ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением). БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

Слайд 11

Рефлексия: знаю разряды имен прилагательных и ошибок в их определении НЕ ДЕЛАЮ иногда затрудняюсь в определении разряда имен прилагательных и допускаю ошибки часто затрудняюсь в определении разряда имен прилагательных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Урок по русскому языку: "Не с именами прилагательными" Технологическая карта.

Цели:- образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;- развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработ...

конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...