Урок-игра "Приемы читательской грамотности при подготовке к сочинению-рассуждению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)
Данный урок хорошо проводить во втором полугодии 8 класса, когда обучающиеся уже имеют четкое представление о сочинении-рассуждении 9.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.38 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.01 МБ |
rabochie_listy.docx | 14.97 КБ |
tekst.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы читательской грамотности при подготовке
к сочинению-рассуждению»
Цели: формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9,3).
Развитие устной и письменной речи, навыки анализа, привитие культуры речевого общения.
Воспитание ответственного отношения к учебе.
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-игра.
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Формы организации деятельности: работа в группах.
Опорные понятия: типы речи, тезис, аргументы, вывод.
Средства обучения: раздаточный материал (памятки «Алгоритм работы над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста»).
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ текста на основе приемов смыслового чтения. Выдвижение гипотез. Создание текста на основе алгоритма написания сочинения-рассуждения (задание 9.3).
Методы и приемы:
- «Вспомните».. Вспомните и назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема счастья?
- «вопрос – ответ»
- Беглое чтение, поиск информации и ее извлечение
- Формулирование основных идей и выводов
- Письмо с пробелами
Ожидаемые результаты:
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Ход урока:
Добрый день, дорогие ребята!
Рада всех приветствовать на нашем уроке. Сегодня наш урок пройдет в необычной обстановке. Мы будем играть! И играть мы будем в модную и интересную игру «Мозгобойня». А чему посвящена игра, вы мне скажите чуть позже.
Сегодня в игре участвуют следующие команды:
- «Аз и буки»,
- «Слововеды»,
-«Синтаксисты».
Правила игры:
- выбрать секретаря;
- работаем только в команде;
- все ответы вы записываете в бланк. В бланке прописаны все туры игры. После внесения ответа в поле вы сможете проверить его правильность, так как правильные ответы будут выведены на экран. За каждый правильный ответ вы получаете смайл, который крепите напротив своего ответа. В конце игры по количеству набранных смайлов мы определим победителя.
Ну что, поехали!
1 тур «Разминка» включает в себя 6 заданий.
Внимание на экран!
Вопрос номер 1(см.слайд )
Проверяем.
Ребята, как вы думаете, чему посвящен наш урок? (сочинению-рассуждению)
Очень важно грамотно выстраивать свое рассуждение, так как в следующем году вас ждут ИС и ОГЭ, где вам придется выстраивать свой монолог и сочинение.
2 тур «Тема сочинения»
О чем же будет наше сочинение? Внимание на экран. Перед вами несколько словарных статей. Внимательно их прочитайте и определите, о чем они? (слайд )
Ответ запишите в поле № 1.
Проверка.
Итак, тема нашего сочинения «Что же делает человека счастливым?»
??? А что такое счастье в вашем понимании? Сформулируйте свой ответ, использую речевое клише, и запишите в поле № 2 (цветное).
Проверка. Смайлы.
Ребята, а что делает человека счастливым? Запишите свои ответы в поле № 3.
Проверка.
3 тур «Аргументы»
Мы с вами уже дали определение слову СЧАСТЬЕ и прокомментировали его. Пора аргументировать свой тезис. И первый аргумент мы возьмем из текста Юрия Бондарева. Тексты у вас на столах. Давайте его прочитаем и определим тему и основную мысль. Чтение.
Запишите в поле № 1 тему и основную мысль текста.
Проверка.
А теперь еще раз просмотрите текст и в поле № 2 запишите номера предложений, в которых прослеживается счастливое состояние главного героя.
Проверка.
В поле № 3 впишите свой аргумент, используя речевое клише (цветной).
Ребята, вы смогли аргументировать свои размышления, данные в начале сочинения. Вы это сделали с опорой на текст.
!!!! А теперь вспомните, в каких еще литературных произведениях поднимается тема счастья. Запишите названия произведений и авторов (можно к/ф). Проверяем и объясняем, почему вы выбрали именно это произведение. Кто из героев испытывает счастье?
Молодцы!
Заключение
Ребята, посмотрите в ваш рабочий лист, какие поля (компоненты) сочинения-рассуждения выделены цветом? Чему они соответствуют?
Сейчас подсчитайте количество заработанных смайлов. Победителями у нас становятся участники команды______________
Дома вам нужно будет составить второй аргумент, заполнив оставшиеся цветные поля. Не забывайте использовать речевые клише.
Скажите, что запомнилось вам на уроке? Чему вы научились?
Спасибо за урок. Я вам желаю хорошего дня, и чтобы у вас всегда были те, кто делают вас по-настоящему счастливыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поехали!
1 тур «Разминка»
1. Какие типы речи вы знаете? (назовите все)
2. Вид письменного высказывания, в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции, выраженной по поводу заявленной темы или поставленной проблемы.
Логическое завершение сочинения-рассуждения называется …?
4. Какая часть сочинения-рассуждения должна быть самая убедительная? Назовите её.
5. Как называется речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах?
6. Расположите все составляющие сочинения-рассуждения в нужном порядке: Вывод Аргумент 2 Тезис Аргумент 1
А теперь узнаем ответы)
1. Какие типы речи вы знаете? (назовите все)
2. Вид письменного высказывания, в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции, выраженной по поводу заявленной темы или поставленной проблемы. Рассуждение
3. Логическое завершение сочинения-рассуждения называется …? Вывод
4. Какая часть сочинения-рассуждения должна быть самая убедительная? Назовите её. Аргумент (аргументация, доказательство)
5. Как называется речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах? Клише
6.Расположите все составляющие сочинения-рассуждения в нужном порядке: Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод
2 тур «Тема сочинения»
О чем говорится в словарных статьях? 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; внешнее проявление этого чувства. 2. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 3. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо.
Счастье
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?»
2. Как вы понимаете, что такое счастье? Запишите ответ в поле № 2
3.Что делает человека счастливым?
Запишите ответ в поле № 3
3 тур «Аргументы»
1. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Запишите ответ в поле № 1
2. В поле № 2 запишите номера предложений, в которых прослеживается счастливое состояние главного героя. ( 40)Радость перехватывает дыхание. (41)0н вскакивает. — (42)Мамка! (43)Приехала! (44)Я сейчас! (45)Я сейчас! — громко кричит он и бежит к двери. (46)Когда они сидят за столом и пьют крепкий, пахучий чай, Коля необыкновенно счастлив: мать рядом с ним, она ласково щурит глаза.
3. Заполните поле № 3
4.В каких литературных произведениях поднимается тема счастья? Запишите их в поле № 4.
А.И. Куприн «Куст сирени» И.А. Бунин «Кавказ» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.П. Чехов «О любви»
5. Составьте аргумент 2, заполнив поле № 5
6. При помощи речевых клише запишите вывод.
Предварительный просмотр:
Команда «Слововеды»
«Разминка» | ||
№ | Ответ | Баллы |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
«Тема сочинения» | ||
№ | Ответ | Баллы |
1 | ||
2 | Что такое ……….? Давайте попробуем в этом разобраться. На мой взгляд, ……. – это | |
3 |
«Аргументы» | ||
№ | Ответ | Баллы |
1 | ||
2 | ||
3 | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Ю.Бондарева. Мы видим, что значит счастье для Коли…… | |
4 | ||
5 | Кроме того, примером счастья могут служить отношения героев…………….. |
«Вывод» | ||
№ | Ответ | Баллы |
1 |
Предварительный просмотр:
(1)Тонко дребезжат стёкла. (2)Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. (3)Коля, весь напрягаясь, останавливает взгляд на окне, потом негромко говорит:
— Показалось... (4)Я думал, мама, а это ветер. (5)Ты, Миша, слышал, как загремело?
— (б)Непогода какая... — Миша перелистывает страницу, с сосредоточенным видом наклоняется над книгой.
(7)Колина мать работает врачом в степном районе. (8)Каждое утро за ней приезжают сани из больницы и дед Степан увозит её до восьми часов вечера.
(9)Сейчас уже десять, но её всё нет. (10)А буран хлещет в степи, гремит по крыше, дико взвизгивает в трубе, дёргает дверь в сенях, будто кто-то в злобе ударяет, наваливается плечом, срывает её и не может сорвать с петель. (11)На улице всё гудит, и порой кажется, что комната несётся по воздуху в вихрях снега, оторванная от всего мира.
— (12)Буран! — бурчит Миша, поднимая голову от книги. — (13)Ишь как воет... (14)Страшно сейчас в степи.
(15) Коля внимательно смотрит на Мишу, с минуту он слушает, как воет буран, и вдруг начинает беспокоиться:
— Как бы мамка не заблудилась...
(16) В тишине листы книги, толстые, гладкие, гремят, как полотно на ветру.
(17)Минуту оба молчат. (18)Потом Миша напряжённо морщит лоб и, глотая слюну, говорит:
— Мне домой надо. (19)Мать, наверное, ищет...
— (20)Ну, иди.
(21)Коля закрывает за ним дверь и возвращается в комнату. (22)Но там после ухода Миши становится очень пусто и тихо. (23)Коля садится к столу в одиночестве и, чтобы отогнать от себя грустные мысли, старается представить себе, как будет, когда приедет мать... (24)Она, скинув завьюженный тулуп, улыбнётся ему, поцелует его холодными губами и, конечно, скажет: «Заждался? (25)Ну, Колька, сейчас будем чаёвничать!» (26)Щуря близорукие глаза, она подолгу моет руки и тщательно вытирает их полотенцем, от неё приятно пахнет морозом и каким-то лекарством. (27)Она будет ходить по комнате, звенеть посудой, спрашивать о школе и наконец сядет с ним за стол. (28)Весело на плите зафыркает чайник, и тотчас в комнате станет тепло и уютно.
(29) «Мама, я тебя всё ждал, скажет он, — два раза чайник подогревал, а ты так долго...»
(30) Никого нет. (31)Мороз и синяя ночь. (32)На дворе лежит лунный снег. (33)Улицы не видно: снегу намело по крыши, ни огонька. «(34)Где же мамка? — думает с тревогой Коля. — (35)Где она?»
(36)Он садится на диван, дремота постепенно обволакивает его. (37)И внезапно стекло звонко дребезжит над самым ухом, но Коле кажется, что это стучат не в окно, а звенит у него в ушах.
— (38)Коля, открой! (39)Коля!
(40)Радость перехватывает дыхание. (41)0н вскакивает.
— (42)Мамка! (43)Приехала! (44)Я сейчас! (45)Я сейчас! — громко кричит он и бежит к двери.
(46)Когда они сидят за столом и пьют крепкий, пахучий чай, Коля необыкновенно счастлив: мать рядом с ним, она ласково щурит глаза. (47)Лицо у неё усталое. (48)Она спрашивает удивлённо:
— Ты всё ждал меня? (49)И не спал?
— (50)Ждал. (51)Мишка у меня был! (52)Мы вдвоём ждали!
— (53)Колька ты мой, Колька, — говорит мать и нежно шевелит, треплет его волосы. — (54)А я с операции. (55)Никак не могла раньше.
— (56)Ложись, мам, ложись, — чувствуя необыкновенный прилив любви к матери, говорит Коля. — (57)Ты устала! (58)Ты ведь устала, мама! (59)Да?
(60)Мать целует его и, на ходу раздеваясь, идёт к постели.
— (61)А я подъезжаю и думаю: «Спит мой Колька, наверное». (62)А ты, оказывается, ждал! (63)Ах ты, Колька мой!
— (64)Мам, а мам, — еле шепчет он. — (65)Ты обо мне не беспокойся...
(66)В комнате темно и тихо.
(По Ю. В. Бондареву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"
Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников...
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Презентация мастер-класса...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...