Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс)

Данная статья предназначена для учителей русского языка. Она поможет в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации. Данная статья будет полезна обучающимся 9 классов при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку

Основной государственный экзамен- это форма аттестации обучающихся по нескольким предметам по итогам девяти лет обучения. Один из основных и обязательных является экзамен по русскому языку. Он состоит из нескольких заданий: изложения, тестовой части и сочинения. Нам, учителям, приходится искать эффективные пути для успешной подготовки учеников к данному виду аттестации.

Основные этапы подготовки можно разделить на несколько частей: подготовка к изложению, подготовка к сочинению и подготовка к тестовой части. Подготовка учащихся к ОГЭ требует от учителя систематической работы. Она начинается с оформления кабинета и его оснащенности. Оформляется стенд , на котором находится актуальная информация по предмету: структура экзамена, время, критерии, демонстрационный вариант работы, различные памятки. Хорошо, когда они разных ярких цветов, привлекающих внимание. Необходимо наличие ИКТ. Сейчас фокус внимания детей сместился: они усваивают информацию по - другому.

При подготовке к 1 заданию, изложению, требуется специальная аппаратура (компьютер с колонками). Цель этого задания — проверить, насколько хорошо ученик может понимать устную речь, выделять основную и дополнительную информацию, перерабатывать и излагать ее своими словами, определять микротемы. Здесь мы сталкиваемся с проблемами: дети не слышат и не могут выделять нужную информацию, сложно с первого раза разделить текст на миктотемы, не применяют компрессию, за что снижается количество баллов. Для того, чтобы успешно справиться с данным заданием мною выведен определенный алгоритм выполнения:

1.Во время первого прослушивания текста  необходимо выписывать ключевые слова из каждого предложения. Записывать ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Так не нарушается  последовательность изложения.

2.Не стоит тратить время на выписывание вводных слов или сложных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. Нельзя в точности повторить предложение: это отнимает  время и баллы.

3.Необходимо применять не менее одного способа сжатия: исключение, обобщение или уточнение.

4.Между прослушиваниями следует определить микротемы по своим заметкам.

5.Внимательно перечитать текст, посчитать количество слов ( должно быть не менее 70).

Задание два- восемь - это тестовые задания, которые проверяют знания на различных уровнях языка: фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, орфографическом и пунктуационном. Для тренировки умений и знаний на этих уровнях хорошо подходят всевозможные тренажеры. Я часто пользуюсь на уроках и консультациях по предметы различными электронными ресурсами, которые в режиме реального времени позволяют отследить процент успешно выполненных заданий и обозначить ошибки. Таким образом, становится понятен дальнейший путь работы с каждым учеником.

Самым сложным, на мой взгляд, является подготовка к сочинению- рассуждению. Как показывает практика, ребятам не хватает читательского опыта  и словарного запаса, который бы им помог успешно справляться с данным заданием. Но при грамотной организации работы, в моем случае - групповой, дети успешно справляются с данным видом сочинения. Занятия по подготовке к этому этапу экзамена я строю по принципу  групповых технологий. Между группами по несколько человек  распределяются основные составляющие части сочинения: тезис, аргументы и вывод. Каждая группа готовит свою часть сочинения. В ходе беседы с каждой группой выбирается оптимальный вариант части сочинения. После «мозгового штурма» каждый ученик пишет свое сочинения.

После нескольких лет работы и участия в различных профессиональных мероприятиях,  я пришла к выводу, что у каждого учителя формируется свой подход к подготовке обучающихся. Наша первостепенная задача- успешная сдача учеником экзамена, поэтому подходы могут быть совершенно разнообразными. Самое важное при подготовке - это осознание самим учеником важности данного этапа работы, а как следствие, его кропотливой работы в тандеме с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.

Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место  занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Методы и приемы коррекции дисграфии на уроках русского языка

Данная статья посвящена такому понятию, как дисграфия, в ней выделены виды дисграфии, методы и приемы ее коррекции на уроках русского языка....

Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"

Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"...

Статья "Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по математике"

В статье рассказывается о методах и приемах подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике...

Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к ОГЭ по математике (ГИА-9)

Главной целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.Задач...

Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА

Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА...